Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко выступил с докладом «Перспективы развития Мурманского транспортного узла» ...
14 октября 2009, 20:00
Доклад Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта
Александра Давыденко
на первом Мурманском международном экономическом форуме
Перспективы развития Мурманского транспортного узла
15 октября 2009 г.
Северный регион России, благодаря его выгодному стратегическому положению и значительным запасам углеводородного сырья шельфовой и прибрежной зоны арктических морей играет заметную роль в экономике страны.
Прибрежные регионы и шельф арктических морей представляют собой уникальную кладовую полезных ископаемых и углеводородного сырья, которая обеспечит потребности не только России, но и всего мирового сообщества в энергоносителях, в цветных металлах и в древесине в будущем.
При этом воротами к этим кладовым является незамерзающий глубоководный порт Мурманск, из которого начинается прямой морской путь в Мировой океан. Без этого порта немыслимо освоение природных богатств Арктики, использование транзитного потенциала Северного морского пути, соединяющего по кратчайшему пути Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Большие глубины на подходных фарватерах обеспечивают доступность порта для судов любого типа.
Принимая во внимание ограниченную пропускную способность Черноморских и Балтийских проливов, недостаточную развитость инфраструктуры портов Дальнего Востока, а также ужесточение политики ЕС в отношении норм и правил в области морского транспорта, Минтранс России считает Мурманский порт наиболее перспективным и привлекательным портом Российской Федерации.
Среди основных преимуществ порта Мурманск и Мурманского транспортного узла в целом можно выделить:
-
близость зоны к европейскому и американскому рынкам;
-
интегрированность морского порта в основные международные транспортные коридоры;
-
наличие резерва территорий на Западном берегу Кольского залива, пригодных для строительства новых терминалов;
-
надежные транспортные связи порта Мурманск с промышленно-развитыми регионами России.
До разработки проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла бюджетные инвестиции в развитие портовой инфраструктуры Мурманска были не так велики. По итогам 2008 года из федерального бюджета на проектирование строительства объектов федеральной собственности в порту Мурманск было выделено 51,5 млн. руб. За счет собственных и привлеченных источников ФГУП "Росморпорт" обеспечил финансирование строительства объектов обеспечения безопасности мореплавания (АРТП мыс Сеть-Наволок) на сумму более 55 млн. руб., выполнил работы по реконструкции гидротехнических сооружений в объеме 15,7 млн. руб.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, проходившего в мае 2007 года в Мурманске, по заказу Минтранса России в 2007 году ФГУ "Ространсмодернизация" разработано "Обоснование инвестиций в проект "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла".
Как я уже отметил, перспективное развитие существующего Мурманского морского порта будет связано с застройкой на западном берегу Кольского залива. Район западного берега не ограничен жилыми и производственными застройками, в связи с чем может быть использован для строительства терминалов для перевалки грузов различной номенклатуры. Рельеф местности позволяет размещать складское хозяйство портов для накопления грузов в большом количестве, что очень важно для перевалки насыпных грузов.
В апреле 2008 года работа получила положительное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза».
Основной целью проекта является создание действующего круглогодично глубоководного морского хаба – центра по переработке контейнерных, нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор «Север – Юг».
Планами развития Мурманского транспортного узла предусмотрена поэтапная реализация ряда крупных инвестиционных проектов, основными из которых являются:
-
строительство и эксплуатация контейнерного терминала мощностью 1 млн. TEU в год;
-
строительство и эксплуатация угольного терминала по перевалке угля с общим грузооборотом до 18 млн. тонн в год на Западном берегу Кольского залива в районе р. Лавна;
-
модернизация угольного терминала на Восточном берегу Кольского залива мощностью 9,6 млн. т в год;
-
строительство и эксплуатация нефтяного терминала по перевалке наливных грузов с общим грузооборотом до 35 млн. тонн в год на Западном берегу Кольского залива;
-
строительство железнодорожного сообщения ст. Мурмаши 2 – ст. Лавна длиной 27 км, строительство железнодорожных подходов к новому порту;
-
развитие железнодорожной составляющей Мурманского транспортного узла, реконструкция существующих железнодорожных путей, станций, переходов Мурманского отделения Октябрьской железной дороги, усиление железнодорожных подходов к Мурманскому транспортному узлу;
-
создание логистического центра, взаимосвязанного с развитием железнодорожной составляющей и работой контейнерного терминала.
В соответствии с распоряжением Правительства России от 08.12.2008 г. №1821-р финансирование работ по реализации комплексного инвестиционного проекта «Развитие Мурманского транспортного узла» будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», бюджета Мурманской области и частных инвесторов.
Общий объем финансирования согласно программе составит более 117 млрд. рублей (справочно: 117 391,9 млн. руб.), в том числе за счет средств:
-
федерального бюджета – почти 51 млрд. (справочно: 50 976 млн. рублей);
-
внебюджетных источников – 66,4 млрд. рублей (справочно: 66 415,9 млн. рублей).
Управлением реализации инвестиционного проекта занимается ОАО «Управляющая компания «Мурманский транспортный узел», которая также отвечает за привлечение ресурсов частных инвесторов. Учредителями компании являются ОАО «Мурманский морской торговый порт» (40%), ОАО «НК «Роснефть» (15%), ОАО «РЖД» (25%), Правительство Мурманской области (5%) и ФГУП «Росморпорт» (15%).
Во исполнение распоряжения Минтрансом России разрабатываются границы зон, где планируется разместить объекты капитального строительства федерального значения, и документация по планировке территории Мурманского транспортного узла.
Здесь необходимо отметить, что принципиальное согласование границ морского порта Мурманск было достигнуто уже летом этого года. Однако по причинам разногласий с Минобороны России соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации об установлении границ по этому порту так и не издано. На прошедшем в Калининграде расширенном совещании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации этот вопрос поднимался, были определены сроки (15 октября) для внесения в Правительство России проектов границ по порту Мурманск. Надеемся, что это решение будет исполнено.
Также на заседании было подчеркнуто, что в Мурманской области уточнение границ морского порта Мурманск идет в увязке с реализацией проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла и параллельно рассматривается вопрос о возможном открытии в Лиинахамари удаленного пункта пропуска со всей необходимой инфраструктурой.
Необходимо отметить, что эти вопросы в числе прочих обсуждались 9 сентября с.г. на заседании совета директоров ОАО "Управляющая компания "Мурманский транспортный узел", которое провел Министр транспорта России Игорь Левитин. В ходе заседания был рассмотрен вопрос о порядке и принципах взаимодействия между ОАО «Управляющая компания «Мурманский транспортный узел» и частными инвесторами в целях дальнейшей реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». По его итогам приняли решение поручить ОАО «Управляющая компания «Мурманский транспортный узел» подготовить инвестиционный меморандум о принципах взаимодействия управляющей компании и потенциальных инвесторов при сооружении объектов Мурманского транспортного узла.
Фактическая реализация проекта развития Мурманского транспортного узла (этап строительства) предусмотрена в 2010 – 2015 годах в соответствии с ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)». При этом необходимо учитывать, что этот проект должен стать приоритетным в 2010 году, т.к. разработка шельфовых месторождений уже опережает планы развития Мурманского транспортного узла.
Здесь следует еще раз отметить, что в качестве одного из вариантов поддержки государством этого проекта целесообразно дополнительно вернуться к теме создания в порту Мурманска портовой особой экономической зоны. Положительное решение по этому вопросу, учитывающее отраслевую специфику порядка государственного управления в морских портах, я уверен, будет способствовать ускоренной реализации проекта.
Росморречфлот, как и Минтранс России, видит Мурманский транспортный узел как один из наиболее приоритетных проектов развития морского транспорта в стране, как объект концентрации взаимных усилий государства и бизнеса.
Его реализация позволит не на словах, а на деле интегрировать транспортную систему Мурманской области в общероссийскую транспортную систему и содействовать росту экономического потенциала Северо-Западного региона в целом. Это в свою очередь, повысит деловую и инвестиционную активность в Мурманской области, улучшит общий инвестиционный и деловой климат, создаст предпосылки для активизации инновационной деятельности, привлечения передовых технологий в развитие транспорта Мурманской области.
Создаваемые в Мурманске современные портовые комплексы по перевалке грузов, в первую очередь, энергетических, помогут диверсифицировать систему экспорта сжиженного газа, нефти и угля через морские порты в стране, сформировать конкурентоспособные транспортные схемы для экспорта массовых сырьевых грузов с использованием крупнотоннажных транспортных судов, что позволит экспортерам выйти на новые рынки сбыта своих товаров в мире.
Наконец, развитие порта будет способствовать созданию новых рабочих мест с высококвалифицированным персоналом, сохранить и развить кадровый потенциал региона, повысить качество жизни населения, а, следовательно, получить дополнительные налоговые поступления в бюджет области.
Завершая свой доклад, хочу отметить, что реализация подобных проектов, на мой взгляд, является наглядным примером того, что Россия стремится еще теснее интегрироваться в мировое экономическое сообщество, вывести транспортное обеспечение в стране на качественно новый уровень развития, в полном объеме отвечающий наиболее высоким мировым стандартам качества транспортных услуг, без которого динамичное развитие экономики страны немыслимо.
Спасибо за внимание.