Изображения

Обычная версия

Доклад заместителя Министра транспорта Александра Мишарина «Государственная политика развития транспорта: инвестиции в инфраструктуру» на международном семинаре «Государственно-частное партнерство в России: проблемы и решения», организованном Внешэкономба

05 апреля 2006, 20:00

Доклад заместителя Министра транспорта Александра Мишарина «Государственная политика развития транспорта: инвестиции в инфраструктуру» на международном семинаре «Государственно-частное партнерство в России: проблемы и решения»,
организованном Внешэкономбанком 6 апреля 2006 г.

Уважаемые дамы и господа, участники и организаторы международного форум-семинара «Государственно-частное партнерство в России: проблемы и решения».

Прежде всего, от имени Министерства транспорта Российской Федерациии разрешите поблагодарить вас за приглашение принять участие в таком представительном форуме и выступить с сообщением по одной из наиболее актуальных для нас сегодня тем - развития государственно частного партнерства.

Мы считаем, что для Минтранса России 2006 год должен стать годом начала реализации крупномасштабных транспортных проектов на основе ГЧП.

Государственная политика в сфере транспорта формируется в соответствии с задачами, поставленными Президентом, Правительством Российской Федерации и целями, обозначенными стратегическими документами Министерства транспорта -Транспортной стратегией Российской Федерации до 2020 года, Стратегией развития транспорта на период до 2010 года и скорректированной Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

За последние годы роль транспорта в экономической и общественной жизни, в системе национальной безопасности России существенно изменилась. Растет инвестиционная привлекательность транспортного сектора. Так, доля транспорта в структуре инвестиций возросла с 11% в 2004 году до 13% в 2005, а объем инвестиций в основной капитал в организациях транспортного комплекса вырос на 19,1% по сравнению с 2004 годом.

Фактический объем финансирования транспортной отрасли из бюджета вырос в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 36% и составил 150,8 млрд. рублей, при 174,7 млрд. рублей заложенных на 2006 год. Таким образом, совместными усилиями мы смогли приостановть падение финансирования транспортной отрасли в течение предшествующих лет.

Однако это далеко не означает, что транспорт будет развиваться исключительно за счет средств бюджета. Мы сегодня предпринимаем ряд вполне конкретных шагов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и привлечение дополнительных частных инвестиций и средств пользователей в развитие транспортной инфраструктуры.

Главным направлением в этой работе становится развитие государственно-частного партнерства.

Основной формой сотрудничества с инвесторами здесь станут концессии в сфере платных автодорог, железнодорожных объектов, морских и речных портов, аэропортов, ледокольного флота, приграничных пунктов пропуска. Должен сказать, что в развитие принятого в 2005 году Федерального Закона «О концессионных соглашениях», Минтранс совместно с Минэкономразвития России разработали типовые концессионные соглашения в сфере транспорта, которые сегодня проходят итоговые процедуры согласования.

Вторым направлением ГЧП является стимулирование инвестиционной активности самих транспортных предприятий. Условия для этого складываются благоприятные: экономический рост объективно повышает спрос на услуги транспорта и инвестиционную привлекательность транспортных проектов.

Третье направление - это привлечение грузоотправителей или пользователей инфраструктуры в проекты по модернизации отдельных ее объектов.

Напомню, что в 2005 для государственного софинансирования крупных проектов, имеющих общегосударственное значение был создан Инвестиционный Фонд Российской Федерации. При этом Министр транспорта является заместителем председателя Правительственной Комиссии, а заместитель Министра транспорта - заместителем председателя Инвестиционной Комиссии по Инвестиционному Фонду.

Должен также отметить, что сегодня в Минтрансе проведена большая работа по разработке механизмов финансирования инфраструктурных проектов. Мы подписали соглашение, согласно которого Внешэкономбанк России выступает инвестиционным консультантом Минтранса в части реализации крупных инфраструктурных проектов на основе ГЧП; организовали специальную образовательную программу на базе Московского института инженеров транспорта для подготовки специалистов по концессиям на транспорте; сформировали Экспертный совет по развитию государственно-частного партнерства.

На первом заседании Совета 30 марта этого года бизнес представил 14 проектов, которые потенциально могут быть поданы на конкурс в Инвестфонд.

Мы можем констатировать, что 2005 год позволил структурировать проекты, высветил проблемы, возникающие при реализации проектов ГЧП в России.

В рамках стратегических целей Министерством транспорта определен ряд приоритетных проектов в области развития транспортной инфраструктуры, в частности, проекты строительства платных автодорог и высокоскоростных железнодорожных магистралей, создание национальной сети современных аэропортов - хабов и другие проекты, имеющие высокую инновационную составляющую.

В области развития дорожной инфраструктуры наиболее крупным и национально значимым проектом, финансирование которого предполагается осуществлять с привлечением внебюджетных средств, является проект создания новой скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт- Петербург (от МКАД до КАД Санкт- Петербурга).

Ее Строительство на значительном протяжении можно реализовать в одном транспортном коридоре с высокоскоростной железнодорожной магистралью. В настоящее время принимаются меры для максимально возможного использования ранее разработанных материалов по данному проекту, проводится корректировка проектной документации с учетом вновь принятого решения о строительстве всей магистрали.

В августе-сентябре 2005 года были проведены согласительные совещания с администрациями субъектов Российской Федерации, на которых достигнуты договорённости по реализации проекта. В частности, регионы согласились с предложением Минтранса России о резервировании земель, проведении инвентаризации отводов земель, планируемых к изъятию для прокладки трассы дороги, выдаче компетентной организации разрешения на проведение проектно-изыскательских работ.

Определены возможные точки примыкания планируемой трассы к существующим автомагистралям и входам в города Москва и Санкт-Петербург.

Мы рассчитываем начать строительство первого участка магистрали - а это 17- 58 километры уже в 2006 - начале 2007 года.

В настоящее время Минтрансом во взаимодействии с Минэкономразвития, а также ведущими мировыми консалтинговыми компаниями разрабатывается комплексная концепция организационно- правовой и финансовой модели управления на платных автомобильных дорогах. С учетом этих наработок, а также при условии успешного прохождения в Государственной Думе закона «О платных автомобильных дорогах», Минтранс планирует внести в Правительство до конца текущего года проекты Постановлений о реализации пилотных проектов платных автомобильных дорог и создании хозяйственного общества для управления проектом строительства скоростного транспортного коридора «Москва - Санкт-Петербург».

Второй крупный автодорожный проект - это платная автомагистраль Западный Скоростной Диаметр в Санкт- Петербурге. ЗСД непосредственно примыкает к трассе Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт- Петербурга и обеспечивает связи морского порта с 13 федеральными и территориальными дорогами от Санкт- Петербурга в направлении Финляндии, Эстонии, Украины, Белоруссии и соседних регионов России. Реализация проекта имеет большое значение для оптимизации логистики при доставке грузов в порт и из порта, способствует повышению эффективности работы транспортного комплекса города, обеспечивает связи южной, западной и северной планировочных зон Санкт- Петербурга, минуя исторический центр города, способствуя оздоровлению экологической обстановки в городе.

Согласно Распоряжению Правительства РФ мы подготовили пакет конкурсной документации на выдачу концессии по этому проекту. Сегодня все документы проходят согласования в заинтересованных министерствах.

Еще один проект - Перспективная автомагистраль «Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) Московской области» - рассматривается Министерством транспорта Российской Федерации и Правительством Московской области как одно из главных связующих звеньев между элементами Московского транспортного узла.

Основными целями инвестиционного проекта являются:

повышение мощности и улучшение качества поперечных транспортных связей в пределах Московской области; кардинальное улучшение транспортного обслуживания населения и бизнеса в регионе; оптимизация грузовых и пассажирских потоков, а также снижение эксплуатационно-инфраструктурной составляющей стоимости перевозок; снижение уровня перегрузки на головных участках федеральных дорог за счет перераспределения транспортных потоков движения; уменьшение отрицательного воздействия автотранспорта на окружающую среду Подмосковья; формирование инфраструктурной основы современной интермодальной транспортной и логистической системы Московского транспортного узла опорной транспортной сети Российской Федерации; повышение безопасности дорожного движения и снижение аварийности на дорогах Московской области.

Согласно проекту, новая трасса будет опираться на два существующих автомобильных кольца особого назначения - Московское малое кольцо, Московское большое кольцо, на участки магистралей М-1 «Беларусь» (Москва - Минск, протяженность участка41,4 км) и М-10 «Россия» (Москва - Санкт-Петербург, протяженность участка 38,6 км). Длина трассы составит от 320 км (по варианту: ММК с дополнительными обходами ряда подмосковных городов и крупных населенных пунктов) до 480 км (по варианту: участки ММК, МБК, М-1 и М-10 с дополнительными обходами ряда городов и населенных пунктов). Причем, планируемые к использованию в проекте «ЦКАД» участки обеих кольцевых дорог в результате реконструкции будут расширены до 3-4 полос в каждую сторону.

На пересечении ЦКАД с 18 радиальными автомагистралями планируется построить многоуровневые развязки. Все пересечения с железными дорогами также будут разнесены на разные уровни, а между внешней и внутренней сторонами проектируемого кольца будет установлен разделительный барьер безопасности. В природоохранных зонах и лесах, через которые пройдет трасса ЦКАД, будут построены специальные подземные переходы для диких животных.

Максимальная разрешенная скорость движения на проектируемой трассе составит 150 км/час.

Дорога будет строиться с соблюдением норм I и II технической категории. По показателям безопасности и комфорта ЦКАД будет на уровне лучших дорог Европы. Кроме того, планируемый к реализации Проект полностью соответствует европейским принципам пространственного развития территорий.

Сегодня проект «ЦКАД» находится на этапе обоснования инвестиций. Срок окончания работ по обоснованию инвестиций определен 1 июля 2006 г.

В хорошей стадии проработки также находятся проекты строительства платной соединительной автомагистрали М-1 Беларусь Москва- Минск в обход г. Одинцово и участков трассы М-4 «Дон».

В области железнодорожного транспорта наиболее реальными, с нашей точки зрениям проектами, реализуемыми с использованием механизма государственно-частного партнерства, могут стать: Проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург, который не только обеспечит перенос пассажирского движения с существующей железнодорожной линии Москва - Санкт- Петербург и ее последующее освобождение исключительно под грузовое движение, но и позволит говорить о реальной интеграции России в Европейскую сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Общий экономический эффект от проекта будет достигнут в том числе за счет повышения эффективности грузоперевозок по маршруту Москва - Санкт- Петербург, за счет дополнительного стимулирования экономического развития Северо-Западного региона Российской Федерации, за счет создания дополнительных рабочих мест в районах прохождения трассы. Протяженность железнодорожной магистрали составит 659,1 км. Скорость движения поездов - до 350 км/час.

Второй проект - это строительство скоростной железной дороги Санкт- Петербург - Бусловская, которая представляет собой часть единой железнодорожной системы Россия - Финляндия. В настоящее время этот участок, протяженностью порядка 160 километров крайне загружен. Средняя скорость составов здесь на превышает 70 км/ч. После реализации проекта максимальная скорость движения электропоездов будет увеличена до 140 - 200 км/ч. В целом, организация скоростного движения на обозначенном участке железной дороги, соединяющей Санкт-Петербург и столицу Финляндии, позволит значительно увеличить объемы грузооборота России. Кроме того, появляется возможность привлечь дополнительный пассажиропоток с других видов транспорта.

В рамках реализации проекта планируются провести коренную модернизацию существующего железнодорожного участка. Реконструкция железнодорожного участка позволит сократить время следования на маршруте Санкт- Петербург - Хельсинки до 3 - 3,5 часов, что составит реальную конкуренцию автомобильному и воздушному транспорту.

Также в области железнодорожных проектов на основе ГЧП можно рассматривать проекты строительства подъездных путей к месторождениям полезных ископаемых, например Эльгинское и Элегестское местрождения углей в Сибири, проект строительства железной дороги Кызыл - Курагино в республике Тыва, проекты развития припортовых железнодорожных станций и так далее.

В области развития гражданской авиации следует выделить проекты по развитию Московского авиаузла по принципу хаба, прежде всего аэропорта Шереметьево;

организацию на базе аэропортов «Кольцово» (Екатеринбург) и Емельяново (Красноярск) крупных транспортно- логистических узлов. Организация хабов на базе аэропортов с нашей точки зрения позволит обеспечить эффективное взаимодействие всех видов транспорта и хозяйствующих субъектов, выполняющих операции по организации и обслуживанию международных, внутрироссийских и региональных пассажирских и грузовых перевозок.

Реализация таких проектов предусматривает:

  • реконструкцию аэродрома и аэровокзального комплекса;

  • внедрение современных технологий по обслуживанию пассажиров и авиаперевозчиков;

  • развитие географии и частоты полетов с использованием технологий трансфертных перевозок;

  • развитие инфраструктуры перевозок: гостинично - деловой комплекс, бортовое питание, общественное питание и торговля;

  • развитие грузовых перевозок;

  • развитие системы наземного транспорта.

В области развития морского и речного транспорта наиболее значимыми проектами, реализуемыми на условиях государственно-частного партнерства, можно выделить проекты развития порта Усть-Луга, Мурманского и Новороссийского транспортных узлов.

В своем выступлении, как вы понимаете, я смог рассказать только о части проектов, которые Министерство транспорта Российской Федерации планирует реализовать с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Более полная информация содержится в разработанной специалистами Минтранса принципиально новой подпрограмме «Развитие экспорта транспортных услуг» в составе Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг)». Принятие такой подпрограммы в 2005 году, в состав которой вошли практически все проекты ГЧП, направленные на развитие транспортной инфраструктуры в Российской Федерации, безусловно, стало очень большим шагом вперед.

Кстати в рамках этой подпрограммы мы планируем также готовить обоснования инвестиций для проектов, которые в дальнейшем предполагается финансировать из средств Инвестиционного фонда. На проектирование из федерального бюджета по подпрограмме предусмотрен 1 млрд руб.

В заключении, разрешите мне еще раз поблагодарить организаторов за приглашение на этот форум и пригласить всех заинтересованных участников к сотрудничеству в рамках реализации проектов развития транспортной инфраструктуры России на основе государственно-частного партнерства.

Благодарю за внимание!

Все выступления и интервью