Изображения

Обычная версия

Состоялось расширенное заседание коллегии Министерства транспорта РФ «О ходе реализации антикризисных мер в транспортном комплексе»

08 июня 2009, 20:00

Доклад Министра транспорта РФ И.Е. Левитина
на расширенном заседании коллегии Минтранса России по вопросу

«О ходе реализации антикризисных мер в транспортном комплексе»

9 июня 2009 г.


Уважаемый Сергей Борисович!

Уважаемые коллеги!

Деятельность Минтранса России, начиная с IV квартала прошлого года, была направлена на разработку и реализацию комплекса антикризисных мер на транспорте.

Наши предложения, подготовленные совместно с бизнесом, транспортными ассоциациями и общественными организациями, после их широкого обсуждения на Общественном совете Министерства и в федеральных округах были направлены для учета при подготовке проекта Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. Многие предложения нашли отражение в утвержденной Программе.

Сегодня на заседании Коллегии мы рассмотрим ход их реализации, а также обсудим возможные дополнительные меры для улучшения и стабилизации ситуации в транспортном комплексе.

Как отметил в своем выступлении Сергей Борисович, сохранение расходов федерального бюджета на уровне не ниже прошлого года, само по себе является важнейшей антикризисной мерой. При этом сохраняется приоритет расходов по финансированию долгосрочных инфраструктурных проектов, позволяющих более эффективно развивать транспортный комплекс. Объем финансирования расходов инвестиционного характера составит в 2009 году почти 350 млрд. рублей или 60 процентов от всего бюджета Министерства.

Необходимо сохранить потенциал и реализовать инфраструктурные проекты за меньший объем средств. В рамках этой задачи Министерством была проведена работа по снижению цены переходящих контрактов при сохранении физических объемов выполнения работ. Из 1742-х переходящих контрактов на сумму 173 млрд. рублей, 1473 контракта (или 85 %) заключены с уменьшением стоимости. Экономия средств составила 24 млрд. рублей, что составляет 15 %. По остальным переходящим контрактам работа продолжается.

Начальную цену по новым государственным контрактам мы также сокращаем на 15%. Работа по заключению новых государственных контрактов должна быть закончена агентствами и службами не позднее июля. Вместе с тем, несмотря на решения Правительства, стоимость услуг по государственной экспертизе не уменьшается, а увеличивается. В этой связи, предлагаем ввести мораторий на индексацию стоимости этих услуг до конца 2010 года.

В рамках реализации антикризисных мер усилия Минтранса сконцентрированы на решении следующих задач:

  • обеспечение доступности транспортных услуг для населения;

  • обеспечение устойчивой работы организаций транспортного комплекса и сохранение квалифицированных кадров;

  • привлечение внебюджетных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры;

  • продолжение реформирования транспортного комплекса.

Первая задача - обеспечение доступности транспортных услуг для населения.

В целях сохранения ценовой доступности услуг железнодорожного транспорта для населения в 2009 году продолжается компенсация выпадающих доходов ОАО «РЖД» при перевозке пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах, а также в направлении Калининграда.

Сохранены льготные условия проезда для школьников и студентов.

На воздушном транспорте реализуется постановление Правительства, предоставляющее право гражданам в возрасте до 23 лет включительно и свыше 60 лет осуществить перелет в летний период из районов Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно по специальному тарифу, размер которого не превышает пятидесяти процентов от базового тарифа.

По состоянию на 1 июня продано около 92-х тыс. авиабилетов по специальному тарифу.

В Министерство поступает значительное количество обращений от субъектов Российской Федерации с просьбой о расширении возможности применения этого постановления.

Полагаю, что мы должны более внимательно рассмотреть этот вопрос при формировании бюджета 2010 года.

В целях обеспечения внутрегиональных воздушных перевозок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предоставляются субсидии организациям, эксплуатирующим аэродромы с искусственным покрытием. Создаются федеральные казенные предприятия.

Введен действенный механизм дополнительных гарантий по обеспечению прав пассажиров, заключивших договор воздушной перевозки с перевозчиком, в отношении которого принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта. Для этого в бюджете зарезервировано 5 млрд. рублей.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, данным на совещании по антикризисным мерам на транспорте в г. Санкт-Петербурге 14 апреля, с зимнего расписания Минтрансом будут введены сертификационные требования в части наличия у авиаперевозчика финансового обеспечения, гарантирующего выполнение обязательств перед пассажирами.

Вторая задача - обеспечение устойчивой работы организаций транспортного комплекса и сохранение квалифицированных кадров.

Снижение объемов производства в основных грузообразующих отраслях, сокращение объемов экспорта и импорта, реальных денежных доходов населения привели к падению спроса на транспортные услуги.

Снижение объемов транспортной работы не могло не отразиться на финансовом состоянии предприятий транспортного комплекса.

По информации Росстата, от деятельности крупных и средних предприятий транспорта был получен отрицательный сальдированный финансовый результат в первом квартале размере 17,5 млрд. рублей.

Предприятия испытывают значительные трудности с пополнением оборотных средств.

В этих условиях вопрос доступности кредитных ресурсов для организаций транспортного комплекса является одним из основных.

По информации пяти крупнейших банков организациям транспорта за период с октября прошлого года по апрель было реструктуризировано и предоставлено новых кредитов на общую сумму 278 млрд. рублей.

Из общего объема предоставленных кредитов 92% приходится на краткосрочные кредиты сроком до 1 года. Процентная ставка по рублевым кредитам колеблется от 13 до 25%.

Такая структура кредитов говорит о том, что в настоящее время этот инструмент финансирования может обеспечить решение лишь текущих проблем транспортных предприятий и неприемлем для решения задач развития транспортной отрасли с учетом длительных сроков реализации инвестиционных проектов и их высокой капиталоемкости.

Обращения транспортных организаций, в том числе системообразующих, о реструктуризации ссудной задолженности или за получением нового кредита рассматриваются банками более трех месяцев.

В этих условиях кредитные ресурсы становятся труднодоступным и малоэффективным источником финансирования.

Необходимость срочного решения вопроса о доступности кредитных ресурсов отмечена в предложениях всех общественных организаций транспорта.

Особо остро в кредитных ресурсах нуждаются организации внутреннего водного транспорта из-за сезонного характера их работы.

В этой связи, предлагается дополнительно рассмотреть вопрос о возможности возмещения этим организациям части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на осуществление основной производственной деятельности, по аналогии с организациями оборонно-промышленного комплекса и сельского хозяйства.

Обеспечить устойчивую работу транспортных предприятий на устаревшей технике практически невозможно.

Поэтому Правительством Российской Федерации уделяется особое внимание вопросам обновления парка. Используются как прямая поддержка из бюджета, так и развитие методов налогового и таможенного регулирования.

Приняты и реализуются постановления Правительства о возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам, а также лизинговым платежам по воздушным, морским и речным судам.

Следует отметить, что Министерством завершается согласование проекта постановления, предусматривающего увеличение размера возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда до трех четвертей подлежащих возмещению сумм.

На автомобильном транспорте реализуется программа по обновлению парка автотранспортных средств для обеспечения транспортного обслуживания населения в муниципальных образованиях и перевозок грузов. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 10 млрд. рублей в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

Принято решение об образовании крупной специализированной лизинговой компании на базе ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания», с направлением в 2009 году средств федерального бюджета в размере 10 млрд. рублей в ее уставной капитал.

На 40 машиностроительных предприятиях, расположенных в 20-ти субъектах Российской Федерации, в ближайшее время будет размещен заказ на поставку более 4-х тыс. единиц техники. Вся техника будет оборудована системой «ГЛОНАСС».

Указанная мера также позволит создать дополнительный стимул для предприятий по направлению собственных финансовых ресурсов на обновление дорожной техники, что, в конечном счете, приведет к снижению издержек и повышению качества при производстве дорожно-строительных работ.

На железнодорожном транспорте принято решение о направлении из федерального бюджета 3-х млрд. рублей в уставный капитал ОАО «РЖД» с целью последующего приобретения продукции Тверского вагоностроительного завода.

Указанные меры позволят не только улучшить ситуацию с обновлением парка, но и повысить платежеспособный спрос на машиностроительную продукцию.

Следует отметить, что несмотря на неоднократные поручения Правительства Российской Федерации, вопрос о возмещении части затрат организациям железнодорожного транспорта на уплату процентов по кредитам, а также по лизинговым платежам за приобретаемый подвижной состав российского производства по-прежнему остается нерешенным.

Поэтому предлагаю совместно с Минпромторгом, Минэкономразвития и Минфином проработать вопрос и ускорить его решение об использовании части средств, предусмотренных на компенсацию перевозок автомобилей железнодорожным транспортом на Дальний Восток, если эти средства останутся неиспользованными для перевозки автомобилей.

В своем выступлении Сергей Борисович подробно остановился на мерах налогового и таможенного стимулирования, предусмотренных антикризисной программой.

Однако, в отдельных случаях при внесении изменений в таможенное законодательство позиция отраслевых министерств не учитывалась.

Так, например, в первом чтении Госдумой принята поправка в Таможенный кодекс, исключающая возможность при расчете таможенных пошлин учитывать износ транспортных средств при их переводе в свободное обращение из режима временного ввоза.

Начиная с 2003 года в Россию ввезено около 8 тысяч автопоездов в режиме временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты пошлин.

Введение данной нормы негативно отразится на финансовом положении российских автомобильных перевозчиков, осуществляющих международные перевозки.

Еще один пример, затрагивающий деятельность транспортных компаний.

В настоящее время наши авиакомпании используют воздушные суда иностранного производства, находящиеся в режиме временного ввоза с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин.

Государственной Думой принята во втором чтении поправка в Таможенный кодекс, предусматривающая введение дополнительных процентов на суммы ежемесячно уплачиваемых компаниями таможенных платежей по ставке рефинансирования Банка России.

Мы считаем, что эти два решения были приняты без согласования с отраслевым ведомством и не являются решением антикризисных мер, а еще больше усугубляют работу транспорта.

В области дорожного хозяйства поддержка организаций оказывается за счет реализации инвестиционных проектов по строительству и реконструкции дорог, осуществляемых в рамках федеральных целевых программ и Инвестфонда.

На финансирование дорожного хозяйства будет направлено 329 млрд. рублей, тогда как в 2008 году на эти цели было выделено 282 млрд. рублей (116 %).

На железнодорожном транспорте Правительством принято решение о компенсации выпадающих доходов РЖД в связи со снижением темпов роста тарифов на грузовые перевозки (8% вместо 14%).

Это поддержит отечественных производителей и повысит ценовую доступность их продукции за счет снижения транспортных издержек.

Уважаемый Сергей Борисович, при Вашем участии мы рассматривали вопрос о реформировании ВВП, говорили о передаче причальных стенок отраслевым ФГУПам, которые занимаются их содержанием. Действительно причальные стенки были переданы, и новые ставки, установленные нашими предприятиями, практически в 5 раз сократили расходы предприятий за аренду таких причалов. Получаемые средства направляются на содержание и ремонт этих причалов.

Следующей мерой поддержки отечественных перевозчиков может явиться установление специальных преференций в части перевозок грузов для государственных и муниципальных нужд.

Данное предложение ассоциаций транспортной отрасли заслуживает самого пристального внимания. Министерство направило соответствующее обращение в Минэкономразвития.

В целях поддержки малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе нам необходимо проанализировать отраслевые нормативные акты с целью исключения излишних административных барьеров, упрощения процедуры получения разрешений, а также минимизации коррупционных рисков.

Например, необходимо автоматизировать систему выдачи спецразрешений на перевозку тяжеловесных грузов с использованием сети ИНТЕРНЕТ. Предлагаем ускорить решение вопроса о введении электронной подписи.

Для реализации мер по поддержке малого и среднего бизнеса Министерством разработана ведомственная целевая программа, которая в настоящее время проходит согласование в Минэкономразвития и Минфине.

Программа предусматривает комплекс мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы, развитию финансовых механизмов и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Предлагаю принять активное участие в обсуждении данной Программы.

С целью сохранения кадрового потенциала транспортного комплекса проводится еженедельный мониторинг занятости в отрасли.

Анализируется ситуация с выплатой заработной платы.

За I квартал среднесписочная численность занятых на транспорте сократилась на 3,4 процента.

Принимаются меры по сохранению квалифицированных кадров, следствием чего является перевод части работников на режим неполного рабочего времени. Одновременно проводится подготовка, переподготовка и обучение смежным профессиям. На железнодорожном транспорте это около 10-ти тысяч работников.

Снижение численности занятых в гражданской авиации обусловлено не только кризисной ситуацией, но и запланированной проводимой реструктуризацией отрасли в связи с заменой типов воздушных судов. Часть квалифицированных кадров, в том числе летный состав, трудоустроены в другие авиакомпании и аэропорты. Остается проблема с кадрами, подлежащими переобучению.

В этих условиях Минтранс считает целесообразным осуществить переподготовку штурманов и бортинженеров на пилотов гражданской авиации (около 300 человек) за счет федерального бюджета.

Особое внимание в современных условиях Министерством уделяется образовательным учреждениям транспортного комплекса.

В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь, обучающиеся на платной основе, что в свою очередь окажет влияние на финансовое состояние вузов.

Министерством проводится ежеквартальный мониторинг финансово-экономического состояния вузов.

В целях снижения влияния кризисных явлений на способность оплачивать обучение, проведен анализ возможности перевода студентов транспортных вузов с платной на бюджетную форму обучения. В 2009 году планируется осуществить перевод около полутора тысяч студентов.

Третьей задачей является привлечение внебюджетных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.

В первую очередь, получит дальнейшее развитие реализация инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства. В прошлом году 5 проектов в сфере железнодорожного транспорта и 5 проектов в сфере дорожного хозяйства получили поддержку из Инвестиционного фонда Российской Федерации в размере 18,5 млрд. рублей.

С целью выработки общих подходов к государственно-частному партнерству в транспортной отрасли в условиях экономического кризиса принято решение об образовании межведомственной рабочей группы под председательством Иванова Сергея Борисовича.

Новым элементом привлечения частных инвестиций в транспортную отрасль может стать выпуск инфраструктурных облигаций крупными транспортными компаниями.

Федеральной службой по финансовым рынкам в январе текущего года зарегистрировано 7 выпусков инфраструктурных облигаций ОАО «РЖД» на сумму 100 млрд. рублей.

В настоящее время реализовано облигаций на сумму 45 млрд. рублей.

Следующая задача – продолжение реформирования транспортного комплекса.

В 2009 году предстоит:

Первое - завершить разработку Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями.

Предусматриваемые Концепцией мероприятия позволят:

  • разделить административно властные полномочия и хозяйственную деятельность;

  • осуществить комплексный подход к функционированию и развитию инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включая речные порты;

  • привлечь дополнительное финансирование на содержание инфраструктуры из внебюджетных источников.

Второе - проведение структурной реформы в дорожном хозяйстве, включая создание государственной компании «Российские автомобильные дороги».

Создание государственной компании позволит не только повысить эффективность строительства и содержания федеральных автомобильных дорог, но и привлечь внебюджетные источники финансирования в дорожную отрасль.

Третье - продолжение реализации третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте, создание Федеральной пассажирской компании и Второй грузовой компании.

Четвертое - проведение объединения Росавиации и Росаэронавигации с целью создания единого органа управления гражданской авиацией.

Пятое - создание казенных предприятий на базе социально значимых аэропортов в районах Крайнего Севера.

Уважаемые коллеги !

Я кратко остановился на основных антикризисных мероприятиях Программы в сфере транспорта.

Накануне расширенной коллегии прошли заседании Советов во всех отраслевых агентствах и службах по обсуждению антикризисных мер.

Разрешите поблагодарить всех, кто принимает активное участие в обсуждении программы и ее реализации.

Надеюсь, что в ходе нашей сегодняшней встречи на Коллегии мы обсудим проблемы, с которыми сталкиваются транспортные предприятия в условиях кризиса, и возможные пути их решения.

Спасибо за внимание.

Все выступления и интервью