Изображения

Обычная версия

В Федеральной службе по надзору в сфере транспорта состоялось расширенное заседание коллегии на тему «О задачах ...

13 сентября 2007, 20:00

Доклад руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Г.К. Курзенкова на заседании Коллегии Ространснадзора

«О задачах Ространснадзора по совершенствованию государственного контроля и надзора на транспорте, вытекающих из послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию»

14 сентября 2007 года


Уважаемые члены коллегии!

Обсуждая задачи Ространснадзора по совершенствованию государственного контроля и надзора на транспорте, вытекающие из послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию, мы считаем необходимым поднять вопрос обеспечения безопасности на транспорте.

Именно обеспечение безопасности при перевозке людей и грузов, снижение количества аварий и сбоев, а также тяжести их последствий, относится к нашей главной задаче контроля и надзора на транспорте.

Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы государства, обеспечивает функционирование и развитие экономики страны и играет ключевую роль в обеспечении потребностей населения в перевозках.

Президентом Российской Федерации поставлена задача по реализации долгосрочной государственной политики опережающего развития и модернизации железнодорожного транспорта. С этой целью разработан проект Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, который направлен на решение ряда государственных задач.

Одним из приоритетных направлений является приведение уровня качества и безопасности перевозок в соответствие с потребностями населения и экономики, лучшими мировыми стандартами на основе технологического и технического «прорывного» развития железнодорожного транспорта.

Стратегией предусмотрено увеличение протяженности железнодорожных путей, организация высокоскоростного движения, внедрение новой техники и технологий. Это неизбежно повлечет за собой необходимость создания дополнительных мер обеспечения безопасности движения, в том числе и обеспечение государственного контроля (надзора).

В настоящее время идет активный процесс демонополизации отрасли – из отрасли продолжают выходить самостоятельные хозяйственные субъекты. При этом реформированию подлежит не только хозяйственная деятельность, но и деятельность, обеспечивающая безопасность движения поездов. Таким образом, сегодня железнодорожный транспорт как никогда остро нуждается в надзоре государства.

За 8 месяцев текущего года на железнодорожных путях общего пользования допущено 9 крушений и 1 авария, почти вдвое, увеличилось количество сходов подвижного состава. На железнодорожных путях необщего пользования произошло 2 аварии и 19 столкновений подвижного состава.

Причины создавшегося положения, прежде всего, в текущем состоянии железнодорожного пути и подвижного состава, в качестве их ремонта и содержания. На многих предприятиях отсутствуют нормативные документы, инструкции по обслуживанию технических средств и подвижного состава, необходимые мерительные инструменты, технологические процессы. Проблемы накапливались годами и постепенно решаются ОАО «РЖД».

С 2003 года продолжается рост количества железнодорожных путей, требующих капитального ремонта. По состоянию на сегодняшний день их протяженность составляет более 19 тысяч километров.

В условиях рыночной экономики важно, чтобы железнодорожный транспорт не постигли провалы, допущенные при проведении реформирования других видов транспорта в нашей стране и за рубежом, когда реформы, в основном, были направлены на извлечение прибыли, без необходимых отчислений на безопасность движения. Снижение расходов на обеспечение перевозок за счет экономии финансовых и людских ресурсов в ущерб состоянию инфраструктуры и технических средств заканчивается, как правило, резким ухудшением безопасности движения.

Малочисленность инспекторов государственного железнодорожного надзора не позволяет в полной мере реализовывать эффективные меры предупредительного характера. В настоящее время на весь железнодорожный транспорт Российской Федерации приходится всего 175 государственных инспекторов.

Сегодня проведены проверки 6 железных дорог – филиалов ОАО «РЖД». Выявлено более тысячи нарушений действующего законодательства, принято более тысячи запретных мер.

Одним из наиболее эффективных государственных механизмов - является лицензирование, которое позволяет применять к хозяйствующим субъектам широкий спектр мер: от предупреждения, до аннулирования действия лицензии и прекращения деятельности недобросовестного хозяйствующего субъекта.

При этом, отмена лицензирования ряда важнейших видов деятельности, обеспечила свободный выход всех предпринимателей, в том числе недобросовестных, на рынок оказания услуг в сфере железнодорожного транспорта, без каких-либо ограничений, что приводит к существенному снижению безопасности движения.

Для улучшения работы в области надзора на железнодорожном транспорте необходимо:

Продолжить совместную с Министерством транспорта работу по внесению изменений в Федеральный закон №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации».

Повысить эффективность взаимодействия органов государственного железнодорожного надзора с органами прокуратуры и правопорядка в части пресечения незаконной предпринимательской деятельности, а также устранения нарушений безопасности движения.

Совместная работа с силовыми ведомствами существенным образом расширяет диапазон применения властных полномочий, адекватных вине нарушителя.

На государственном уровне должна быть разработана Концепция организации обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте в новых условиях его функционирования.

Существующий штат инспекторов сегодня имеет возможность осуществлять профилактические проверки предприятий железнодорожного комплекса с периодичностью один раз в 6 лет, что, недостаточно.

В своем Послании Президент особо подчеркнул продолжающийся рост аварийности на автомобильном транспорте, где людские потери в десятки раз превышают общие потери на всех остальных видах транспорта.

Анализ аварийности за 7 месяцев показывает, что количество ДТП имеет тенденцию роста в среднем на 10 %. На лицензируемом пассажирском автотранспорте снижение составило в среднем на 5 %.

Снижению способствовали жесткие меры предупредительно-профилактического характера, принимаемые территориальными управлениями госавтодорнадзора.

В текущем году за несоблюдение лицензионных требований, аннулировано и приостановлено действие 87 лицензий, 170 удостоверений допуска к международным перевозкам, 570-ти соискателям было отказано в выдаче лицензий. Сумма взысканных штрафов с автоперевозчиков – лицензиатов составила свыше 25 млн.рублей. Общая сумма штрафных санкций в отношении хозяйствующих субъектов автотранспортников превысила 75 млн.рублей.

На решение задачи обеспечения безопасности автомобильных перевозок были направлены организационно-штатные изменения, проведенные в территориальных управлениях. За счет высвобождаемых должностей был укреплен инспекторский состав, что позволило усилить контрольно-надзорную деятельность на объектах транспортного комплекса.

Путем перераспределения инспекторского состава на малозагруженных и других автомобильных пунктах пропуска, усилена работа по надзору международных автоперевозок.

В этом году приступили к проверке исполнения Федерального закона №131-ФЗ органами исполнительной власти муниципальных образований субъектов Российской Федерации, на которых возложена функция обеспечения транспортного обслуживания населения. Было проведено 128 проверок. Результаты показали, что не везде при организации автоперевозок ответственными должностными лицами на местах уделяется должное внимание вопросам транспортной безопасности.

В таких субъектах Российской Федерации показатель аварийности выше. Это Владимирская и Орловская области, Ставропольский и Краснодарский края, г. Екатеринбург.

Значительное место в Послании Президента уделено состоянию дорожного строительства. Сегодняшнее состояние автомобильных дорог рассматривается как один из факторов влияния на аварийность на автомобильном транспорте.

Задачи, поставленные Президентом по строительству новых дорог и реконструкции старых, носят масштабный характер. Они подкреплены выделением значительных финансовых средств.

В настоящее время контрольно-надзорную деятельность в сфере дорожного хозяйства, осуществляют 189 инспекторов дорожного надзора. За семь месяцев текущего года инспекторами проведено более 6 тысяч проверок, выявлено 50 тысяч нарушений в содержании и эксплуатации дорог общего пользования. На их устранение выдано 3 тысячи предписаний, по выполнении которых устранено свыше 23 тысяч нарушений.

Выявленные на федеральных дорогах нарушения стали предметом обсуждения на заседаниях правительств и администраций ряда областей России.

Для решения задач по обеспечению безопасности автомобильных перевозок нами:

  1. Подготовлены и направлены в Министерство транспорта предложения для внесения изменений и дополнений в 3 Федеральных закона, 4 постановления Правительства, инициировано издание 2-х нормативных актов Минтрансом России.

  2. Подготовлены и направлены в Минтранс России предложения по структуре территориальных управлений госавтодорнадзора и создании 7 межрегиональных управлений с полномочиями контроля и координации деятельности территориальных управлений, расположенных в федеральных округах.

  3. Создано Северо-Западное межрегиональное управление путем слияния 2-х управлений по г. Санкт-Петербургу и по Ленинградской области. За счет реорганизации будут укреплены 6 других межрегиональных структур госавтодорнадзора.

  4. В составе Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Службы образован новый отдел по оформлению и выдаче разрешений на международные перевозки опасных грузов.

В Послании Президента в части, касающейся морского и речного транспорта, были поставлены конкретные задачи:

  1. Повысить конкурентоспособность российских морских портов, исключить ситуации, при которых Российские экспортные грузы отправляются через порты зарубежных государств при наличии аналогичных возможностей отправления грузов через порты России.

  2. Повысить пропускную способность внутренних водных путей, в том числе каналов Волго-Балт и Волго-Дон.

  3. Восстановить судостроительную промышленность Российской Федерации.

Намеченная перспектива заставляет Ространснадзор предпринимать определенные шаги, направленные на предупреждение роста морских инцидентов в территориальном море.

В целях предупреждения негативных последствий на морском транспорте в этом году созданы территориальные управления государственного морского надзора за счет внутренних ресурсов Службы.

Создание территориальных органов государственного морского надзора, сыграло свою роль, показатели аварийности на морском транспорте в первом полугодии 2007 года оказались ниже, чем в 2006 году.

Следует отметить, что состояние аварийности, как качественный показатель осуществления функции по оказанию государственных услуг на морском и речном транспорте у Федерального агентства морского и речного транспорта отсутствует. По этой причине Служба осталась единственной с проблемой безопасности судоходства на морском и речном транспорте. При этом, отсутствие реальных действий по снижению аварийности – недопустимо, и это особо отметил Президент.

Существующая система обеспечения безопасности функционирования морского транспорта в морских портах и на подходных путях в настоящее время не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям, включая международные в части: навигационно-гидрографического обеспечения (НГО), обеспечения несения аварийно-спасательной готовности (АСГ) и готовности к ликвидации аварийных розливов нефти (ЛАРН).

Особую озабоченность вызывает факт невыполнения международных договоров в части неудовлетворительного состояния системы навигационного оборудования морей прилегающих к побережью Российской Федерации.

Существующая изученность прибрежных вод перестает соответствовать современным требованиям Международной гидрографической организации и вызывает необходимость обновления национальной коллекции морских навигационных карт России на свои прибрежные воды и проведения широкомасштабных площадных съемок.

В настоящее время нормативно-правовая база навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания устарела и в полном объеме не сформирована. Отсутствие руководящих документов, регулирующих отношения между министерствами и ведомствами в вопросах навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания, препятствует созданию необходимых условий для безопасного и эффективного мореплавания в морских портах и на подходах к ним.

Необходимо в полном объеме восстановить несение аварийно- спасательной готовности.

Расследования аварийных случаев с судами в зонах ответственности страны показывает, что организация поисково-спасательных работ находится в неудовлетворительном состоянии, в первую очередь из-за отсутствия достаточного количества сил, назначенных в состав дежурных сил и средств поиска и спасания на море, недостаточного и устаревшего технического оснащения судов и летательных аппаратов, назначаемых в состав сил аварийно-спасательной готовности, их малочисленности и необеспеченности топливом.

Поэтому, к спасательным операциям в нашей зоне ответственности привлекаются случайные российские и иностранные суда, оказавшиеся вблизи терпящих бедствие судов.

В тоже время, в связи с недостаточным финансированием, те немногочисленные российские спасательные суда, предназначенные для спасания судов и людей, вынуждены совершать коммерческие рейсы, оставляя районы ответственности без аварийно-спасательного обеспечения.

Ространснадзор считает необходимым при рассмотрении программ развития морских портов учитывать требования по обеспечению безопасного функционирования морского транспорта и объектов портовых мощностей адекватно отвечающей возрастанию потенциальных рисков в связи с возрастанием интенсивности судоходства и возрастанию перевалки грузов.

Поставленная задача Президентом Российской Федерации по повышению пропускной способности водных путей – задача не только национального масштаба, но и международного, учитывая тот факт, что внутренние водные пути Европейской части Российской Федерации будут составлять часть единого Европейского водного транспортного кольца.

Повышение их пропускной способности напрямую зависит от соответствия средств навигационной обстановки, гарантированных габаритов судовых ходов, технического состояния и сроков работы судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях.

По результатам декларирования безопасности судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях эксплуатируется:

  • с опасным уровнем безопасности – 3,8% сооружений;

  • с неудовлетворительным уровнем безопасности – 12,8% сооружений;

  • с пониженным уровнем безопасности – 62,5,0% сооружений;

  • с нормальным уровнем безопасности – 20,9 % сооружений.

Итоги деятельности авиационных предприятий России в 2002-2007 году подтверждают динамику роста объема работ и основных производственных показателей по перевозке пассажиров и грузов.

Дальнейшие перспективы развития гражданской авиации с учетом изменяющихся условий жизнедеятельности хозяйствующих субъектов обуславливают необходимость своевременного реагирования Федеральной службы на все процессы, происходящие в гражданской авиации, организации эффективного контроля и надзора с целью обеспечения безопасности полетов.

Задачами по совершенствованию государственного надзора в области авиации является обеспечение надзора и контроля деятельности авиапредприятий по следующим направлениям:

  • освоение и эксплуатация новой техники;

  • эксплуатация воздушных судов иностранного производства;

  • поддержание летной годности воздушных судов;

  • соблюдение программ подготовки летного состава при переучивании на новый тип воздушных судов и вводе в строй;

  • обеспечению безопасности полетов;

Невозможно решить задачи контроля и надзора за безопасностью полетов без создания государственной системы подготовки, аттестации и повышения квалификации государственных инспекторов. В условиях динамичного технического прогресса, модернизации авиационной техники для решения текущих и перспективных задач необходимы подготовленные высококвалифицированные специалисты, имеющие современное техническое и материальное обеспечение служебной деятельности. Эта проблема должна быть решена на государственном уровне в кратчайшие сроки.

По обеспечению безопасности полетов

  • обновить нормативно-правовую базу документов, регулирующую деятельность гражданской авиации и гармонизировать ее с документами ИКАО;

  • подготовить и ввести в действие весь комплекс федеральных авиационных правил, предусмотренных Воздушным кодексом Российской Федерации;

  • разработать и внедрить государственную программу управления безопасностью полетов;

  • создать при Минтрансе России рабочую группу, состоящую из представителей Ространснадзора, МВД России, ФСБ России, Генпрокуратуры, Федеральной службы по налогам и сборам с целью координации действий по пресечению незаконной деятельности в области гражданской авиации, в том числе по пресечению несанкционированных полетов летательных аппаратов категории АОН.

По расследованию авиационных происшествий

  • создать специальную государственную независимую структуру по расследованию авиационных происшествий, решения которой будут являться обязательными для выполнения всеми учреждениями страны.

  • По сертификационной деятельности

  • создать систему обязательной и добровольной сертификации, отвечающую международным нормам и правилам, обеспечивающую развитие гражданской авиации в Российской Федерации;

  • законодательно определить статус государственного служащего (государственного инспектора), осуществляющего от имени государства квалификационные проверки членов экипажей воздушных судов, инспекционные проверки эксплуатантов коммерческой гражданской авиации и эксплуатантов АОН, его функции, полномочия, ответственность, оплату труда;

  • разработать ведомственную целевую программу подготовки и переподготовки кадров (в первую очередь летного, инженерно-технического состава, специалистов по расследованию авиационных происшествий, специалистов по сертификации, менеджменту качества) для работы в государственных органах гражданской авиации.

  • По обеспечению летной деятельности

  • разработать и внедрить Программу первоначальной подготовки летного состава, соответствующую требованиям, предъявляемым Международной организацией гражданской авиации ИКАО и позволяющую обеспечить в перспективе удовлетворение потребностей авиапредприятий в авиационных специалистах, Одновременно необходимо решить задачу полного перевооружения самолетно-вертолетного и тренажерного парка учебных заведений;

  • разработать комплекс мер по проведению комплексных доработок действующих авиационных тренажеров, обеспечив соответствие характеристик тренажеров характеристикам воздушных судов.

  • По обеспечению летной годности воздушных судов

  • ввести систему государственной приемки продукции авиационно-технического назначения, включая воздушные суда и компоненты авиационной техники;

  • разработать комплекс мер, направленных на создание национальной системы технологической безопасности, контроля и сертификации рынка запасных частей для нужд гражданской авиации;

  • Разработать систему мер, обеспечивающих действенность авторского надзора и ответственность разработчика авиационной техники за установлением и продлением технических ресурсов, за соответствием технической документации установленным стандартам.

  • Важнейшими задачами в обеспечении авиационной безопасности являются: досмотр пассажиров, багажа и других предметов, попадающих на борт воздушных судов, а также обеспечение охраны воздушных судов и территории аэропортов. Однако парк досмотровой техники устарел. Закупки современных технических систем охраны, контроля доступа и видеонаблюдения производятся медленно. Службы авиационной безопасности большинства аэропортов и авиапредприятий до настоящего времени не оснащены техническими средствами, способными выявлять предметы неметаллического характера и пластические взрывчатые вещества, размещаемые на теле и в одежде человека.

    Суммарные объемы инвестиций в обеспечение авиационной безопасности являются недостаточными. Авиапредприятия не в состоянии самостоятельно обеспечить исполнение требований авиационной безопасности, продиктованных новыми видами угроз.

    Из общей цели строительства эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь граждан сформулированной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, формулируется основная цель государственного регулирования, контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности - обеспечение приоритетности сохранения жизни и здоровья людей в процессе всех видов транспортной деятельности.

    Спасибо за внимание.

    Все выступления и интервью