Изображения

Обычная версия

Доклад Руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Г.П. Петракова

25 май 2009, 20:00

Доклад
Руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта
Г.П. Петракова
на Совете Росжелдора на тему

«О реализации антикризисных мер в транспортном комплексе
(железнодорожный транспорт)»

26 мая 2009 г.


Уважаемые члены Совета и участники заседания!

Сегодняшний Совет Федерального агентства железнодорожного транспорта мы проводим в соответствии с поручением Министра транспорта И.Е. Левитина.

Тема очень актуальна – «О реализации антикризисных мер в транспортном комплексе» в части железнодорожного транспорта. Эта тема сейчас волнует всех участников перевозочного процесса – и крупные организации, и предприятия малого и среднего бизнеса.

И от того, насколько оперативной и эффективной будет поддержка государства реальному сектору экономики, в том числе и транспортному комплексу, зависит, как быстро и с какими потерями наши предприятия смогут преодолеть негативные последствия экономического и финансового кризиса.

Сегодня нам предстоит обсудить планируемые антикризисные меры в сфере железнодорожного транспорта с целью их дальнейшей совместной реализации.

Следует отметить, что в целях оздоровления банковского и финансового сектора экономики, а также поддержки государственных и частных предприятий, что напрямую может затронуть и сферу железнодорожного транспорта были приняты следующие нормативные акты.

1. Указ Президента Российской Федерации от 17 октября 2008 г. № 1489 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации».

В соответствии с этим Указом упразднена Государственная комиссия по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России. Определены задачи, права, состав и структура Совета, порядок проведения его заседаний.

2. Федеральный закон «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации».

Указанный Закон подготовлен в качестве меры по стабилизации финансовой системы Российской Федерации.

Цель Закона – предоставление Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» права предоставлять организациям, в том числе кредитным, кредиты в иностранной валюте, предназначенные для погашения и обслуживания кредитов и займов, полученных указанными организациями от иностранных организаций до 25 сентября 2008 г.

Нельзя не отметить, что Президент Российской Федерации считает необходимым дополнительно сосредоточить внимание на разработке и запуске механизмов поддержки системообразующих предприятий на региональном и муниципальном уровнях.

По словам главы государства, государство уже приняло все необходимые для стабилизации ситуации в экономике решения. «При этом спектр механизмов достаточно широк: это и увеличение объемов кредитования, предоставление госгарантий, субсидирование процентных ставок».

Другое дело, что теперь от самих субъектов экономики зависит, как все эти механизмы будут работать. «Меры принесут успех только в одном случае – если эта среда будет воспринимать и принимать решения», – подчеркнул Президент. То есть проблема остается прежней – руководство страны беспокоится о том, что огромные средства, выделенных банкам, не в полном объеме дойдут до предприятий, которым они нужны для поддержки производств.

Больше всего бизнес сегодня обеспокоен «закупориванием» кредитных линий и повышением процентных ставок. И слова Президента в его Послании на эту тему вызвали у бизнеса самую активную поддержку.

Проблема освоения высокоэффективных технологий является в настоящее время одной из самых значимых для стратегического развития экономики страны, но и одной из наименее решенных.

Президентом Российской Федерации неоднократно поднимался вопрос о технологической поддержке и модернизации российских производств, где, по его словам, «никакого прорыва пока не произошло». Приблизительно те же претензии есть и к сфере высоких технологий и нанотехнологий, выделенные бюджетные средства на которые пока осваиваются крайне неэффективно.

Однако определенные результаты в разработке высокоэффективных технологий, в данном случае в строительстве объектов железнодорожной инфраструктуры, сегодня достигнуты.

Приведу пример. Геоинформационные технологии при проектировании и строительстве объектов транспортной инфраструктуры.

Современные технологии дистанционного зондирования и обработки полученных данных открывают широкие возможности для использования их в транспортном строительстве.

При сборе данных с использованием указанных технологий характерен широкий спектр этих данных, недостижимая ранее точность и детальность.

Основным фактором, препятствующим широкому распространению указанных методов, пока является относительно высокая стоимость аппаратуры и ее носителей. В тоже время такие технологии применены при проектировании железнодорожных линий Полуночная – Обская – Салехард – Надым, Нарын – Лугокан и Кызыл – Курагино.

О текущей ситуации в железнодорожном транспортном комплексе.

Как вы знаете к началу года погрузка на сети железных дорог уменьшилась к январю 2008 г. на 33 процента, однако в феврале и марте ситуация улучшилась.

В I квартале 2009 г. железнодорожный транспорт работал в условиях спада производственной активности.

По итогам I квартала 2009 года объем фактической погрузки составил около 247,0 млн.тонн, что ниже уровня прошлого года на 27%. Грузооборот снизился почти на 20 %.

Доходы по грузовым перевозкам снизились до 178 млрд.руб., что ниже уровня 2008 года на 15,7 % или более чем на 33 млрд.руб.

Отрицательный финансовый результат по итогам квартала связан также с падением пассажиропотока более чем на 12,0%, что вызвано, в первую очередь, влиянием мирового кризиса на финансовую обеспеченность населения страны.

Следует констатировать, что такое положение является следствием ситуации, сложившейся в экономике страны в целом.

В то же время задание по погрузке на 2 квартал 2009 года установлено в размере 270,0 млн.тонн или со снижением на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, можно констатировать, что основной спад пройден и наметилась хорошая тенденция на восполнение потерь, полученных в начале года.

План перевозок на 2 квартал 2009 года спрогнозирован с приростом к I кварталу на 9,0 %, при том, что в прошлом году объем погрузки во втором квартале был ниже, чем в I квартале на 1%.

С учетом намеченного роста погрузки доходы от грузовых перевозок запланированы на II квартал 2009 года в размере около 190,0 млрд. руб., что ниже прошлого года на 18,5 млрд. руб. (-8,9 %), но выше отчета за I квартал 2009 года на 11,5 млрд. руб. (+6,3%.)

В целом по всем перевозочным видам деятельности, доходы на II квартал 2009 года запланированы в размере 235,0 млрд. руб., что ниже доходов за аналогичный период прошлого года на 14,3 млрд.руб., но выше I квартала 2009 года на 24,2 млрд.рублей.

Снижение платежеспособности населения существенно отразилось на пассажирских перевозках, которые прогнозируются в объеме 161,0 млрд. пасс-км, в том числе в дальнем следовании 119,0 млрд. пасс-км и в пригородном сообщении 42 млрд. пасс-км, со снижением к параметрам, предусмотренным в финансовом плане на 8,0%, в том числе в дальнем следовании на 7,8% и в пригородном сообщении на 8,7% соответственно.

К уровню 2008 года пассажирооборот снижается на 8,5%, в том числе в дальнем следовании почти на 8%, а в пригородном сообщении на 10%.

Сложная финансово-экономическая ситуация привела к снижению реальных доходов населения, в результате чего, в первую очередь, в значительной степени уменьшается количество граждан, которые регулярно пользовались услугами пригородного железнодорожного транспорта для поездок к месту работы и обратно.

С учетом прогнозных показателей деятельности, на всех уровнях государственного управления отмечена необходимость оказания господдержки организациям железнодорожного транспорта.

Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год предусмотрены мероприятия, направленные на снижение влияния кризисных явлений и повышение эффективности деятельности железнодорожного транспорта в 2009 году. Предусмотрены целевые взносы Правительства Российской Федерации в уставный капитал ОАО «РЖД»:

  • 2,3 млрд. руб. - на компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» в связи с предоставлением льгот при проезде на железнодорожном транспорте учащихся общеобразовательных учреждений и студентов в размере 50 % от установленного тарифа в поездах дальнего следования (плацкартные и общие вагоны) и пригородного сообщения;

  • 6 млрд. руб. – финансирование строительства 53-км железнодорожного участка Яйва-Соликамск в обход зоны техногенной аварии в г. Березники;

  • 50 млрд. руб. - на компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» в связи со снижением в 2009 году индексации тарифов на грузовые перевозки в среднем за год с 14 % до 8 %.

  • 16,9 млрд. руб. - взнос в уставный капитал открытого акционерного общества «Российские железные дороги», предусмотренный федеральным бюджетом в 2009 году на строительство объектов транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к XXII Олимпийским зимним играм и XI Параолимпийским зимним играм 2014 года в городе Сочи.

Кроме того, принято решение о выпуске и размещении облигаций ОАО «РЖД» на сумму 100 млрд. руб.

С целью частичного восстановления финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» в 2009 году, выполнен расчет потребных средств для реализации инвестиционной программы в форме выделения госсубсидии в размере 100 млрд. руб.

В результате, согласно прогнозу, по итогам 2009 г. чистый убыток составит 97,1 млрд. рублей.

Таким образом, вопрос об оказании государственной поддержки ОАО «РЖД» в виде субсидии в сумме 100 млрд.руб. на обновление подвижного состава и ремонт инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, либо о проведении дополнительной индексации тарифов на грузовые перевозки и предоставление услуг локомотивной тяги с 1 июля 2009 года требует незамедлительного решения.

В целях недопущения роста объемов незавершенного строительства реализация первого этапа инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2009 год развернута первоначально в объеме 252,4 млрд. руб. В том числе, на реализацию «собственных» проектов компании из указанного объема будет направлено 206,8 млрд. рублей, остальная сумма - проекты, связанные с подготовкой и проведением Олимпийских игр в г. Сочи.

Cобственные инвестиционные ресурсы компании сосредоточены на приведении в порядок путевой инфраструктуры. При этом замедлена реализация ряда проектов развития и прочих проектов. Соответственно при формировании инвестиционного бюджета компании на 2009 год были заложены следующие приоритеты:

  • проекты по обновлению инфраструктуры (реконструкция верхнего строения пути, хозяйство автоматики и телемеханики, хозяйство электрификации и электроснабжения) и подвижного состава.

  • остальные проекты по обновлению хозяйств (за исключением хозяйства перевозок), а также объекты по строительству и реконструкции искусственных сооружений.

  • проекты по развитию инфраструктуры транспортных направлений и объекты, включенные в проект «Хозяйство перевозок».

  • прочие выделенные проекты.

В целом необходимо отметить, что увеличение инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» в 2009 году (сформированного исходя из собственных источников, а также господдержки на реализацию «олимпийских» проектов) возможно только при условии дополнительной государственной поддержки.

По итогам работы за первый квартал 2009 года выполнение инвестиционного бюджета (по оперативным данным) при плане 37,8 млрд. руб. составило 37,0 млрд. руб. или 97,9 % от плана на 3 месяца и 14,7% от годового лимита затрат.

За аналогичный период прошлого года при плане 54,7 млрд. руб. выполнение составило 47,3 млрд. рублей без НДС или 86,4% от плана на 3 месяца и 11,6% от годового лимита затрат.

В целях реализации антикризисных мероприятий подготовлены предложения по корректировке инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2009 год, предполагающие сокращение затрат на сумму 4,9 млрд. руб.

Кроме того, в текущем году планируется поступление из федерального бюджета дополнительных средств в объеме 6,0 млрд. рублей (взнос в уставный капитал ОАО «РЖД») на реализацию проекта «Строительство нового железнодорожного участка Яйва - Соликамск Свердловской железой дороги в обход района техногенной аварии».

Вместе с тем федеральными органами исполнительной власти продолжено решение задач третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Итоги структурных преобразований прошедшего года одобрены Правительством Российской Федерации на заседании, состоявшемся 13 ноября 2008 г.

В рамках выполнения мероприятий реформы в текущем году особое внимание было уделено проблемам, отмеченным в оформленных по итогам указанных совещаний правительственных протоколах.

В этом ключе в текущем году принято подготовленное Минтрансом России постановление Правительства Российской Федерации «О перевозках открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» новых легковых автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, на железнодорожные станции, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа», в котором закреплен механизм выполнения перевозок отдельной категории грузов, необходимых для поддержания экономической стабильности.

Вместе с тем требуется системный подход к формированию условий перевозок подобных категорий грузов, имея в виду, в первую очередь, воинские и специальные грузы.

Это необходимо и на текущий момент и на перспективу в разрезе продолжения реформы.

Критерием выбора, в конечном счете, является удовлетворение условию максимального соответствия выбранного в дальнейшем варианта задачам обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Хочу подчеркнуть, что детальная проработка данной проблематики проводится с мая текущего года Минтрансом России с участием федеральных органов, в том числе Росжелдора, и ОАО «РЖД».

Обеспечение бесперебойных перевозок, в первую очередь социально значимых и других категорий грузов, необходимых для поддержания экономической и социальной стабильности, обороноспособности и безопасности Российской Федерации, на основе равной ответственности всех участников рынка за обеспечение таких перевозок определено в качестве основополагающего условия реализации мероприятий структурной реформы.

Несмотря на экономическую ситуацию, отдельным блоком стоят вопросы дальнейших преобразований в сфере грузовых железнодорожных перевозок.

Правительством определено, что конечными целями этих преобразований на третьем этапе реформирования являются:

  • равные условия для конкуренции на рынке предоставления грузовых вагонов;

  • обновление парка железнодорожного подвижного состава с привлечением частных инвестиций и повышение эффективности его эксплуатации;

  • единые принципы управления перевозками.

Действия для достижения указанных целей сопряжены с комплексом мероприятий, предусматривающих:

выведение инвентарного парка железнодорожного подвижного состава ОАО «РЖД» в конкурентный сегмент работы в соответствии с Целевой моделью рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе структурной реформы;

формирование эффективных рыночных механизмов регулирования работы вагонных парков на основе некоммерческого партнерства компаний - операторов, а также с использованием торговых площадок биржевого типа.

И хотя значительная часть мероприятий должна выполняться непосредственно бизнес-сообществом, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти будут принимать участие в их координации и обеспечивать необходимую нормативно-правовую поддержку.

Структурные преобразования пассажирского комплекса связаны с проведением организационных мероприятий по подготовке к созданию Федеральной пассажирской компании.

Относительно работы Росжелдора в сфере нормотворчества хочу отметить, что мы направили в Минтранс России предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации с целью поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в условиях экономического кризиса. Надеемся, что наши предложения будут поддержаны.

Говоря о реализации антикризисных мер, нельзя не затронуть и сферу учебных заведений. В условиях мирового финансового кризиса учебные заведения должны решить не только задачу оптимизации расходов, но и задачу по сохранению уровня зарплаты трудовых коллективов, а также обеспечению возможности:

- фиксации оплаты за обучение на весь период;

- перевода с платной основы обучения на бесплатную форму при наличии вакантных бюджетных мест для студентов, имеющих материальные трудности и успешно проходящих обучение. И все это на фоне сокращения финансирования из средств федерального бюджета, доходов по НИОКР и другой, приносящей доход деятельности. А ведь в общей зарплате сотрудника ВУЗа сегодня свыше 60 % приходится на внебюджетную составляющую.

Что касается расходов, то практически все учебные заведения сегодня уже имеют и реализуют комплекс антикризисных мероприятий. А вот что касается доходов, то здесь еще есть резервы.

Сегодня страны СНГ, а также страны Балканского региона обращаются в Росжелдор как по вопросам научного сотрудничества, так и по вопросам издания на коммерческой основе учебной литературы, переводных изданий по программам начального, среднего и высшего профессионального образования.

Имеется платежеспособный спрос, который мы пока не в состоянии обеспечить предложением со стороны наших учебных заведений, несмотря на то, что пошли на увеличение авторских гонораров по некоторым позициям более чем в два раза. Наши учебные заведения не могут конкурировать с другими провайдерами, которые сегодня занимают нишу подготовки управленческих кадров новой формации для ОАО «РЖД».

Чтобы детально рассмотреть указанный вопрос, мы предлагаем провести в ближайшее время Координационный совет по транспортному образованию при Министерстве транспорта Российской Федерации.

Рассмотрению программы антикризисных мер мы посвятили заседание Экспертно-консультационного совета Росжелдора с участием ассоциаций и организаций, представляющих различные сегменты рынка железнодорожных перевозок, которое состоялось 31 марта этого года. На Совете были обсуждены возможные пути решения проблем, которые добавились к уже имеющимся в связи с тяжелой экономической ситуацией.

По мнению участников Совета для преодоления кризисных явлений на железнодорожном транспорте необходимо проведение следующих мероприятий.

Предусмотреть субсидии российским предприятиям на уплату части процентной ставки по кредитам и лизинговым договорам, по которым приобретался грузовой железнодорожный подвижной состав (вагоны и локомотивы).

Создать условия для продления до 10 - 15 лет сроков кредитования банками с государственным участием операций по предоставлению железнодорожного подвижного состава в лизинг по действующим и вновь заключаемым в 2009 – 2010 гг. сделкам. Данная мера позволит снизить финансовую нагрузку на владельцев подвижного состава по лизинговым платежам и, соответственно, понизить взимаемую ими плату за предоставление вагонов отечественным товаропроизводителям.

Ограничить объемы капитально-восстановительного ремонта подвижного состава с истекшими сроками службы и увеличить объемы выведения из эксплуатации грузовых вагонов с истекшим сроком службы. Высвободившиеся средства направить на финансирование заказов новых вагонов на предприятиях российского вагоностроения.

Обратить внимание федеральных органов исполнительной власти, что в связи с выделением в регулируемом тарифе инвестиционной составляющей, недопустима практика ОАО «РЖД» по обременению промышленных предприятий требованиями финансировать развитие инфраструктуры общего пользования в связи с расширением действующих и строительством новых мощностей, как противоречащая действующему законодательству. Об этом же упоминается и в Транспортной стратегии Российской Федерации.

С целью повышения эффективности распоряжения инвентарным парком наряду с созданием Второй грузовой компании предусмотреть возможность обмена части вагонов ОАО «РЖД» на акции независимых операторских компаний путем внесения в уставные капиталы крупнейших операторов России инвентарного подвижного состава по рыночной стоимости в обмен на пакет акций в уставных капиталах указанных компаний.

По результатам проведенного Совета мы проработали и обобщили все предложения бизнес-структур по преодолению кризисных явлений и направили в Министерство транспорта для формирования пакета антикризисных мер в транспортном комплексе.

Кроме того, в настоящее время Агентством готовятся материалы, которые будут положены в основу ведомственной целевой программы по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса.

Подводя итоги, хочу выразить надежду, что проводимая государством, в том числе и Росжелдором, работа по подготовке и реализации антикризисных мер окажет реальную поддержку организациям транспортного комплекса в сегодняшних непростых экономических условиях, и будет способствовать скорейшему выходу страны из кризиса.

Благодарю за внимание!

Все выступления и интервью