Изображения

Обычная версия

Интервью Директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта и связи РФ Карла Руппеля. "Чтобы конкурировать с 'Аэрофлотом', нужно быть на его уровне"

18 май 2004, 20:00

Коммерсант, 19.05.2004, №88

Интервью Директора департамента государственной политики 
в области гражданской авиации Министерства транспорта и связи РФ 
Карла Руппеля

      "Чтобы конкурировать с 'Аэрофлотом', нужно быть на его уровне"

– Насколько сильна конкуренция между российскими и иностранными авиакомпаниями?

– Говорить о резком росте присутствия иностранных авиакомпаний на российском рынке нельзя, хотя налицо увеличение количества рейсов, выполняемых назначенными (по межправительственным соглашениям о воздушном сообщении.–Ъ) перевозчиками. Наоборот, можно говорить об активизации российских компаний на иностранном рынке. В последние годы увеличилось число чартеров за счет российских авиакомпаний. Многие иностранные перевозчики жалуются на чартерные полеты, особенно в Испанию, Францию, Италию, Болгарию и Китай.

 – Сами перевозчики отмечают зарегулированность системы допуска на выполнение зарубежных регулярных полетов...

 – Определенные сложности в этой системе есть. Говорить, что она вообще неповоротлива,– это крайность. Дело в том, что во многих соглашениях назначенным перевозчиком выступает "Аэрофлот". Изменить такое положение вещей непросто. Противоположная сторона тоже не всегда заинтересована во внесении изменений: у них есть свой "Аэрофлот", он их удовлетворяет, и зачем что-то менять? Кроме того, чтобы конкурировать с "Аэрофлотом", нужно как минимум быть на его уровне. А таких компаний в России наберется не больше пяти. 

– Не легче ли небо полностью открыть и предоставить рынок самому себе?

– Мы должны понимать, что вряд ли многие наши авиакомпании сумеют выжить на этом жестком рынке. Кто от этого выиграет? Думаю, что не Россия. Мы – сторонники взвешенных шагов на пути к открытому небу.

– Перевозчики очень скептически настроены по отношению к российскому авиапрому. Они считают, что его поддержка и высокие пошлины на ввоз западных самолетов экономически бьют по ним. Вы с ними согласны?

– Отчасти они правы: чтобы конкурировать, нужно иметь сопоставимую технику. А по многим показателям наша техника уступает. Возможно, имеет смысл на некий период времени – пока промышленность адаптируется и перестроится – разрешить ввоз иностранных воздушных судов определенного типа, которые, к примеру, не производятся в России.

– Для иностранцев Россия – интересный рынок?

– Да, за прошлый год мы (российские авиакомпании.– Ъ) перевезли около 30 млн пассажиров. Половина из них – это международные рейсы. Наш пассажир стал больше летать за рубеж. Кроме того, поскольку Россия находится в выгодном географическом положении, многие авиакомпании хотят летать через наше воздушное пространство. По данным ICAO (Международная организация гражданской авиации.–Ъ), наиболее бурно развивающийся рынок авиаперевозок – между Европой и Юго-Восточной Азией, а на этом пути как раз находится Россия. Есть еще система кроссполярных маршрутов в воздушном пространстве России – через Северный полюс.

– Какие изменения возможны в сфере международных перевозок в ближайшее время?

– Значительные изменения произойдут на европейском рынке. Это связано с формированием европейского сообщества, получением больших прав комиссией Евросоюза. Сейчас в Европе вообще ставится под вопрос право на заключение межправительственных соглашений отдельными национальными авиационными властями стран Европейского союза. От того, как решится этот вопрос, будет зависеть, какие переговоры будет вести и Россия.

Интервью взял СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН

 
Все выступления и интервью