Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил с докладом в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «Правительственного часа» по вопросу реализации транспортной стратегии России до 2030 года
28 апреля 2009, 20:00
В своем выступлении И. Левитин отметил, что в принятой Правительством Российской Федерации «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» на первое место поставлены общесоциальные и общеэкономические ориентиры. Выделены вопросы экологии транспортной системы и социальные транспортные стандарты. В региональном аспекте сделаны акценты на приоритетном развитии таких регионов, как Сибирь, Дальний Восток и Забайкалье.
Министр подчеркнул, что для реализации Транспортной стратегии после 2015 года потребуется Целевая Программа нового уровня. Она должна предусматривать ввод в действие минимальных социальных транспортных стандартов, внедрение высокоэффективных транспортных технологий, включая интеграцию различных видов транспорта и участников транспортного процесса, повышение экономичности и экологичности транспортной системы.
И. Левитин проинформировал членов Федерального Собрания о том, что Министерством транспорта РФ в 2008 году проделана большая работа по формированию государственной транспортной политики на долгосрочный период. Утверждены основные стратегические и программные документы, разработаны и внесены в Государственную Думу семь новых законопроектов.
Министр обратил внимание сенаторов на инновационный характер Транспортной стратегии. На первом этапе ее реализации запланирован ряд научных работ и экспериментальных проектов, которые уже к 2013 году должны дать основные технологические решения и нормативные правовые акты, которые будут отработаны и приняты к 2015 годам. Это станет базой для инновационного развития транспортной системы после 2016 года и на период до 2030 года.
Министр отметил, что Транспортная стратегия впервые делает акцент на критерии качества транспортных услуг для грузовладельцев. Предполагается приведение коммерческой скорости движения товаров и ритмичности их доставки «от двери до двери» к уровню лучших мировых достижений.
«В морских портах и пунктах пропуска через государственную границу, а также во всей терминальной сети необходимо обеспечить снижение времени обработки партий грузов», -- подчеркнул Министр.
И. Левитин отметил, что в Транспортной стратегии впервые предполагается обеспечить доступность и качество транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами. Для различных слоев населения стандарты должны определить «минимальную потребительскую корзину» транспортных услуг - объем, доступность и стоимость перевозок в пассажирском сообщении, параметры скорости, комфортности, своевременности транспортного обслуживания населения.
«В связи с низкой транспортной доступностью эти стандарты имеют для нашей страны огромное социальное и экономическое значение. Однако их реализация потребует затрат бюджетов всех уровней и серьезной научной и законотворческой проработки на уровне федерации и регионов», -- сказал Министр.
В своем выступлении И. Левитин остановился на одной из целей Транспортной стратегии - интеграции в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны, которые потребуют развития технических и технологических параметров международных транспортных коридоров, а также повышения конкурентоспособности национального транспортной системы.
Министр сообщил, что в 2008 году решением Совета глав государств СНГ сотрудничество в области транспорта было объявлено ключевым направлением взаимодействия государств. Большая работа проведена в рамках ЕврАзЭС по реализации Концепции формирования единого транспортного пространства стран-членов организации, принят федеральный закон, закрепивший присоединение Российской Федерации к Международной Конвенции по морскому праву, которая регулирует вопросы выдачи удостоверений личности моряка.
И. Левитин отметил, что важное значение для повышения конкурентоспособности российской транспортной системы будет иметь достижение уровня международных и национальных требований безопасности транспортной системы. Для этого необходимо создание эффективной многоуровневой системы обеспечения безопасности, включая развитие системы надзора на транспорте. В 2008 году Министерством транспорта разработаны и внесены в Государственную Думу четыре новых законопроекта, направленных на повышение безопасности на транспорте.
В своем выступлении Министр особо остановился на одной из задач Транспортной стратегии - «Снижении вредного воздействия транспорта на окружающую среду». По его словам, необходимо создать мотивацию для перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива и снижение энергоемкости. Министр проинформировал сенаторов о том, что 2008 году принят подготовленный Министерством транспорта федеральный закон, закрепивший присоединение Российской Федерации к Международной Конвенции по морскому праву, которая регулирует вопросы гражданской ответственности за ущерб, причиненный окружающей среде от загрязнения бункерным топливом.
В своем выступлении Министр подчеркнул, что утвержденная Стратегия является базой для разработки региональных транспортных стратегий, программ социально-экономического развития регионов.
«Необходима увязка мероприятий Стратегии со схемами территориального планирования для регионов, областей, городов, координация всех этих составляющих с учетом размещения промышленности и энергетики», -- отметил И. Левитин.
Раскрывая тему, Министр обратил внимание на то, что региональные стратегии будут более детальными и станут конкретизировать направления, предусмотренные федеральной стратегией, учитывающие местную специфику. Мероприятия региональных стратегий будут «кандидатами» на включение в региональные программы, а также в Федеральные целевые программы развития транспортной системы после 2015 года и на последующие периоды.
«В результате будет получена согласованная система Федеральных и региональных программ реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», -- сказал Министр.
И. Левитин сообщил членам Федерального Собрания, что в настоящее время в Министерстве транспорта ведется разработка плана реализации Транспортной стратегии, который учитывает все перечисленные главные направления развития. Этот план ориентирован, прежде всего, на первый этап реализации стратегии с 2009 по 2015 годы и включает мероприятия, обеспечивающие на втором этапе после 2016 года переход к интенсивному инновационному развитию транспортной системы по всем направлениям для достижения общесоциальных и общеэкономических стратегических целевых ориентиров стратегии.
Вторая часть выступления Министра была посвящена плану антикризисных мероприятий транспортного комплекса страны. Он отметил, что в рамках Антикризисной программы Правительства РФ развитию транспортной инфраструктуры уделено значительное внимание. Основной задачей является сохранение потенциала отрасли и завершение приоритетных инфраструктурных проектов. На эти цели Федеральным бюджетом на 2009 год предусмотрен объем финансирования транспортной инфраструктуры в размере 478,5 млрд. рублей. С учетом антикризисной поддержки - 559,9 млрд. рублей, что на 11,4 процентов меньше первоначально утвержденного бюджета.
И. Левитин подробно остановился на задачах Программы антикризисных мер, находящихся в русле реализации основных направлений Транспортной стратегии. В частности он обратил внимание сенаторов на вопросы обеспечения доступности транспортных услуг для населения. В целях сохранения ценовой доступности услуг железнодорожного транспорта будет продолжена компенсация выпадающих доходов компаний при перевозке пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах. Принято постановление Правительства Российской Федерации о субсидировании перевозок воздушным транспортом пассажиров с Дальнего Востока в Европейскую часть страны и обратно, что позволит в летний период обеспечить перевозку пассажиров в возрасте до 23 лет включительно и свыше 60 лет по специальному тарифу, размер которого не будет превышать 50% от базового тарифа.
И. Левитин сообщил, что будет реализована программа по обновлению парка автомобильной техники, используемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, в том числе для перевозки пассажиров, при условии ее софинансирования субъектами Российской Федерации в размере до 10 млрд. рублей. В текущем году на эти цели будет направлено 20 млрд. рублей из федерального бюджета. Лизинговым компаниям будет предоставлена кредитная линия на лизинг автомобильной техники российского производства. По мнению Министра, эти меры станут существенной антикризисной поддержкой как для автотранспортной отросли, так и для отечественного автопрома.
В заключение Министр подчеркнул, что выполнение плана антикризисных мероприятий позволит создать условия для обеспечения доступности транспортных услуг для населения, устойчивости работы транспортного комплекса, сохранения существующей инфраструктуры и завершения строительства начатых объектов и объектов, имеющих важное социальное и политическое значение.