Изображения

Обычная версия

В Министерстве транспорта под председательством заместителя Председателя Правительства С.Б. Иванова состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ

16 апреля 2009, 20:00

Доклад Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина на заседании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации

«О проекте Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации»

17 апреля 2009 г.


Уважаемый Сергей Борисович!

Уважаемые члены Морской Коллегии!

Российская Федерация располагает одной из самых протяженных в мире сетью внутренних водных путей протяженностью 101,6 тыс. км, по которой ежегодно перевозится порядка 150 млн. т грузов и около 20 млн. пассажиров, работает около 30 тыс. судов 1500 судовладельцев. На внутренних водных путях расположено 723 гидротехнических сооружения, подведомственных Росморречфлоту, в том числе 108 шлюзов и Красноярский судоподъемник.

Система управления внутренними водными путями Российской Федерации, которой в этом году исполняется 200 лет, в XX веке неоднократно претерпевала изменения.

С 1957 года обслуживание внутренних водных путей осуществлялось бассейновыми управлениями пути и управлениями каналов, входившими в состав Главного управления водных путей и судоходства Министерства речного флота РСФСР. В начале 90-х годов прошлого столетия они были преобразованы в государственные предприятия водных путей и судоходных каналов.

Для осуществления функций контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства, также в 1957 году, было организовано управление Главного ревизора по безопасности судоходства, переименованное в 1988 году в Главную инспекцию по безопасности судоходства Минречфлота РСФСР.

При акционировании предприятий речного транспорта имущество в речных портах, не подлежащее приватизации (включая причальные стенки), не вошло в уставной капитал создающихся акционерных обществ, а осталось в собственности казны и все эти годы полномочия собственника исполняло Росимущество (Мингосимущество) без привлечения к этому процессу Минтранса России и Росморречфлота.

В этот же период, в 1995 году, в системе Государственной Службы речного флота Министерства транспорта Российской Федерации были созданы 15 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства в форме федеральных государственных учреждений, а в Московском бассейне - федеральное государственное унитарное предприятие «Канал имени Москвы» и федеральное государственное учреждение «Речная администрация Московского бассейна».

В 2004 году в рамках административной реформы Государственная речная судоходная инспекция была ликвидирована, а ее функции переданы созданной Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.

При этом структура федеральных государственных управлений внутренних водных путей не изменилась.

На сегодняшний день, на бассейновом уровне управление и содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляют 16 федеральных государственных учреждений, в том числе 15 государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства и федеральное государственное учреждение «Речная администрация Московского бассейна», а также федеральное государственное унитарное предприятие «Канал имени Москвы». В их составе функционируют 92 филиала. Общая штатная численность работающих в организациях внутренних водных путей составляет около 32 тыс. человек.

В 2008 году финансирование в целом составило 11,5 млрд. рублей, из них на текущее содержание было выделено около 7,0 млрд. рублей (без налогов), на капитальное строительство - 4,5 млрд. рублей.

В 2009 г на внутренние водные пути планируется направить более 15 млрд. 800 млн. рублей федерального бюджета, из них более 4 млрд. – капитальные вложения и около 12 млрд. – на текущее содержание.

На реализацию подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России 2010 – 2015 гг.» запланировано выделение около 200 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета 165 млрд. рублей.

Приведенные цифры дают полное понимание, сколько средств федерального бюджета выделяется на текущее содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений и на их развитие, а ответ на вопрос как используется и сколько реально вложено и планируется вложить в реконструкцию и развитие имущества казны в речных портах отсутствует. Имеется ряд примеров, свидетельствующих о том, что при использовании данного имущества не обеспечивается безопасность судоходства, устанавливаются произвольные ставки сборов, не утвержденные ФСТ, причалы не содержатся в надлежащем техническом состоянии. Представляется, что ответ на эти вопросы мы сможем получить в ближайшее время, поскольку решением совместного совещания членов Морской коллегии и Комиссии по национальной морской политике Совета Федерации 17 сентября 2008 года Минэкономразвитию России, Росимуществу поручено провести инвентаризацию объектов инфраструктуры речных портов, находящихся в федеральной собственности, результаты доложить Правительству до 01.07.2009 г.

Основными функциями государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства являются:

  1. Содержание судоходных гидротехнических сооружений

  2. Содержание внутренних водных путей

  3. Государственное регулирование на ВВП (диспетчерское управление, согласования, предусмотренные законом)

  4. Дипломирование, аттестация плавсостава, выдача паспортов моряка.

  5. Предпринимательская деятельность

Сложившаяся в отрасли система управления внутренними водными путями не охватывает полный круг вопросов регулирования и развития транспортной инфраструктуры, а в ряде случаев прямо противоречит действующему законодательству.

В первую очередь это:

  • Совмещение функций государственного регулирования и предпринимательской (хозяйственной) деятельности.

  • Отсутствие административно-властного регулирования в речных портах, особенно в части обеспечения безопасности судоходства и гидротехнических сооружений.

  • Отсутствие у Росморречфлота полномочий по управлению федеральным имуществом.

  • Недостаточные возможности для привлечения финансовых средств из внебюджетных источников в рамках действующего законодательства.

Необходимо отметить, что внутренний водный транспорт - единственная отрасль в системе Минтранса, где не проведена административная реформа.

Представленная на рассмотрение система управления разработана во исполнение Концепции развития внутреннего водного транспорта. Несколько слов о ходе подготовки Концепции.

Основой для разработки явились положения научных работ, выполненных с привлечением научно-исследовательских институтов. Рабочие варианты Концепции в течение последних 3-х лет обсуждались на «круглых столах» и совещаниях различного уровня.

Этот вопрос рассматривался 15 июля 2008 года на совещании у Председателя Правительства России В.В. Путина на Кочетовском гидроузле, а затем на совещании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации 17 сентября 2008 года в г. Ростове-на-Дону.

По результатам этих совещаний Минтрансу России поручено с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать концепцию реформирования системы управления внутренними водными путями, предусмотрев при этом создание администраций речных бассейнов и хозяйствующего субъекта ФГУП «Росводпуть» с наделением Росморречфлота функциями по управлению федеральным имуществом в речных портах, которое должно быть передано в хозяйственное ведение создаваемого ФГУП «Росводпуть».

Росморречфлотом была заказана информационно-аналитическая работа, которую по результатам конкурса выполняла юридическая компания «Вегас-Лекс». Была изучена система управления внутренними водными путями в зарубежных странах.

Были проанализированы организационно-правовые формы предприятий, такие как:

  • автономная некоммерческая организация;

  • автономное учреждение;

  • федеральное государственное унитарное предприятие.

Также при разработке Концепции был учтен более чем 10-летний опыт работы ФГУП «Канал имени Москвы» и федерального государственного учреждения «Речная администрация Московского бассейна».

После тщательного рассмотрения большого количества вариантов реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации, их обсуждения на совещаниях различного уровня с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и ассоциаций речного транспорта, была подготовлена представляемая Концепция.

Систему управления внутренними водными путями и речными портами предлагается организовать на основе функционирования:

федеральных государственных учреждений – администраций речных бассейнов на базе существующих государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства – для реализации функций государственного регулирования на внутренних водных путях и в речных портах, а также в целях усиления контроля за безопасностью судоходства и судоходными гидротехническими сооружениями

и федерального государственного унитарного предприятия с филиалами в бассейнах внутренних водных путей – для содержания внутренних водных путей и работ на объектах инфраструктуры водного транспорта, содержания причальных и портовых сооружений, находящихся в федеральной собственности.

Представляется целесообразным сохранить в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта ФГУП «Канал имени Москвы», являющегося стратегическим по Указу Президента Российской Федерации (от 4 августа 2004 г. № 1009).

ФГУП «Канал имени Москвы» представляет собой сложный технологический комплекс. Со строительством сооружений канала был решен целый ряд проблем:

  • обеспечение судоходства в Московско-Окском бассейне,

  • выполнение функций по снабжению населения и предприятий Москвы и области водой,

  • обводнение реки Москвы и малых рек Московского бассейна в целях улучшения их санитарного состояния.

Сооружениями ФГУП «Канал имени Москвы» ежегодно перекачивается более 2,5 млрд. кубометров волжской воды, что составляет около 70% всего водопотребления столичного региона.

Предлагается в соответствии с общефедеральной организационно-правовой моделью наделить ФГУП «Канал имени Москвы» полномочиями по управлению федеральным имуществом речных портов и причалов Московского бассейна.

Представляется целесообразным объединить функции начальника речной администрации и капитана речного бассейна и четко прописать квалификационные требования к этому должностному лицу.

Необходимость сохранения судоходных гидротехнических сооружений в составе имущества Администраций речных бассейнов обусловлена следующими факторами:

  1. СГТС относятся к стратегическим, технически сложным и особо опасным объектам, аварии на которых могут привести к техногенной катастрофе.

  2. Содержание СГТС не является функцией, направленной на извлечение прибыли, обеспечение безопасности СГТС является обязательством государства.

  3. Затраты на содержание СГТС в обозримом будущем не могут быть покрыты за счет привлечения внебюджетных источников и должны финансироваться из федерального бюджета.

Функции хозяйственной деятельности предлагается передать хозяйствующему субъекту – федеральному государственному унитарному предприятию «Российский водный путь», образованному на базе существующего ФГУП.

Передача ФГУП «Росводпуть» содержания внутренних водных путей обусловлена тем, что:

  1. Обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях - это ответственность государства. Например, в случае несоответствия реальных габаритов судовых ходов заявленным возникает опасность посадки судна на мель, а это и возможный экологический ущерб, не говоря уже об ущербе здоровью и жизни людей.

  2. В районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях речной транспорт во многих случаях является жизнеобеспечивающим. При этом доставка грузов в районы Крайнего Севера является государственной задачей и содержание внутренних водных путей также должно осуществляться государственным предприятием.

Большое внимание при осуществлении реформирования должно быть уделено имущественному комплексу. Я уже кратко останавливался на существенных проблемах в использовании имущества казны в речных портах.

За администрациями речных бассейнов предлагается закрепить на праве оперативного управления следующее федеральное имущество:

  • судоходные гидротехнические сооружения, включая судоходные каналы;

  • административные помещения;
  • автотранспортные средства;
  • промерно-изыскательский и служебно-разъездной флот.

За федеральным государственным унитарным предприятием «Российский водный путь» на праве хозяйственного ведения закрепить:

  • обстановочный, технический, обслуживающий флот и суда специального назначения;

  • средства навигационной обстановки;

  • отстойные ремонтные пункты;

  • производственные и административные здания;

  • автотранспортные средства;

  • объекты технологической связи;

  • электросетевое хозяйство

  • имущество речных портов и причалы, находящиеся в федеральной собственности.

Администрации речных бассейнов в соответствии с бюджетным законодательством будут получать средства федерального бюджета по утвержденным нормативам.

Кроме того, Администрации речных бассейнов будут иметь возможность получать доходы от сборов по оказанию государственных услуг, ставки которых утверждаются Федеральной службой по тарифам.

Источниками доходов ФГУП «Росводпуть» будут субсидии из федерального бюджета на содержание внутренних водных путей, доходы от использования инфраструктуры речных портов и причалов, а также иной предпринимательской деятельности в соответствии с положениями Устава и не противоречащей действующему законодательству.

Предлагаемая схема реформирования, кроме усиления контроля за безопасностью судоходства и гидротехническими сооружениями, позволит решить вопрос привлечения дополнительного финансирования из внебюджетных источников на содержание инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе портовых гидротехнических сооружений.

Концепцией предусмотрено проведение реформирования системы управления внутренними водными путями в два этапа, что позволит, в случае необходимости, провести некую корректировку.

Первый этап, рассчитанный на трехлетний период, является подготовительным, в течение которого предусматривается:

  • внесение необходимых изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе для наделения Росморречфлота функциями управления федеральным имуществом;

  • внесение изменений и дополнений в соответствующие уставы;

  • инвентаризация и передача части федерального имущества в речных портах во ФГУП «Росводпуть».

Проведение реформирования на первом этапе не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

При этом представляется целесообразным предусмотреть перераспределение части функций между Ространснадзором и Росморречфлотом с целью создания полноценных администраций речных бассейнов.

На втором этапе необходимо:

  • завершить оптимизацию структуры управления внутренними водными путями и речными портами;

  • уточнить функции администраций речных бассейнов и ФГУП «Росводпуть»;

  • усовершенствовать механизм формирования источников доходов ФГУП «Росводпуть»;

  • определить порядок передачи и перечень имущества передаваемого из федеральной в региональную собственность;

  • и осуществить эту передачу;

  • подготовить основы для объединения ФГУП «Росводпуть» и ФГУП «Канал имени Москвы», если это будет целесообразно.

Таким образом, реализация Концепции позволит:

1. Обеспечить безопасность судоходства на внутренних водных путях, порядок и безопасность в речных портах

2. Оптимизировать функции федеральных органов исполнительной власти, разделив административно властные полномочия и предпринимательскую (хозяйственную) деятельность.

3. Осуществить комплексный подход к функционированию и развитию инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включая речные порты.

4. Привлечь дополнительное финансирование на содержание инфраструктуры из внебюджетных источников, использовать механизмы концессии.

5. Обеспечить инвентаризацию, систематизацию федерального имущества (причалы, гидротехнические сооружения, акватории речных портов, рейдовые стоянки и пр.) и передачу его в специально создаваемое предприятие ФГУП «Росводпуть».

И в заключение, хотелось бы отметить, что реформирование системы управления внутренними водными путями должно быть проведено в ближайшее время и считаем, что реализация предложенной Концепции будет способствовать повышению уровня безопасности функционирования внутреннего водного транспорта Российской Федерации, росту его инвестиционной привлекательности, дальнейшему развитию самого экономичного и экологически дружественного вида транспорта, снижению транспортных издержек в экономике, что играет важную роль в условиях финансово-экономического кризиса.

Прошу поддержать.

Благодарю за внимание.

Все выступления и интервью