Изображения

Обычная версия

Заместитель Министра транспорта РФ Андрей Недосеков принял участие в первом Российском международном конгрессе по интеллектуальным транспортным системам ...

06 апреля 2009, 20:00

ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СИСТЕМАМ

Москва
7 апреля 2009 г.


Доклад  заместителя Министра транспорта Российской Федерации
А.Н. Недосекова

Уважаемые участники Конгресса!

В Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года отмечается, что «…развитие информационного обеспечения российской транспортной системы … будет осуществляться на основе создания единой информационной среды транспортного комплекса, аналитических информационных систем поддержки процессов управления его развитием».

Единая информационная среда транспортного комплекса является частью инфраструктуры транспортной отрасли и подразделяется на следующие уровни:

  • управленческий (информационная среда Министерства транспорта Российской Федерации и находящихся в его ведении федеральных служб и агентств);

  • технологический (информационная среда различных видов транспорта и участников транспортного процесса, в том числе - среда интеллектуальных транспортных систем);

  • пользовательский (информационная среда транспортных услуг и информационного обслуживания клиентов).

При этом информационная среда интеллектуальных транспортных систем должна обеспечить унифицированное и стандартизованное применение различных технологий идентификации, навигации и позиционирования, телематического мониторинга и видеонаблюдения транспортных средств и грузов.

Новые перспективы в развитии интеллектуальных транспортных систем открывает использование комплексов спутникового мониторинга (на базе технологий ГЛОНАСС) за состоянием объектов транспортной инфраструктуры для определения их технического состояния и контроля за своевременностью и качеством соответствующих мероприятий по обслуживанию и ремонту.

В настоящее время Правительством Российской Федерации разрабатывается Концепция создания единой вертикально-интегрированной государственной автоматизированной системы информационного обеспечения (ГАС «Управление»).

29 апреля 2009 г. этот вопрос будет обсуждаться на заседании Правительственной комиссии по федеральной связи и информационным технологиям.

Как на правительственном, так и на ведомственном уровне осуществляется создание государственных информационных ресурсов, создаются системы мониторинга и управления ФЦП, ведомственными программами и отдельными проектами, внедряются системы электронного документооборота и электронного обмена данными, системы межведомственного информационного взаимодействия.

Порядок реализации соответствующих мероприятий определяется государственными документами в области государственного управления и информатизации, соответствующими планами мероприятий.

Деятельность Министерства транспорта Российской Федерации в области информатизации определяется соответствующими разделами стратегических документов транспортной отрасли.

Одной из основных задач Минтранса России является формирование ведомственного сегмента ГАС «Управление». Его основой станет «Автоматизированная система управления транспортным комплексом Российской Федерации» (АСУ ТК).

По нашему замыслу АСУ ТК должна обеспечивать:

  • информационную и аналитическую поддержку процессов мониторинга и управления транспортным комплексом, реализуемых Министерством транспорта;

  • взаимодействие с государственными и ведомственными электронными системами;

  • информационный обмен между участниками транспортного комплекса.

Одной из важнейших задач транспортной системы России является максимальное удовлетворение потребностей экономики и населения в безопасных качественных транспортных услугах и обеспечение высокого уровня конкурентоспособности транспортной системы России. Это потребует создания рынка конкурентоспособных услуг и предполагает:

Развитие высокопроизводительной транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающей коммерческую скорость и надежность транспортных услуг, в том числе благодаря ИТС.

Достижение передового уровня техники и технологий, обеспечивающих стандарты безопасности, экологичности, экономичности и качества транспортных услуг.

Развитие нормативно-правовой базы транспортных услуг.

Чрезвычайно важную роль в развитии транспортной системы России должно сыграть повышение эффективности государственного регулирования и управления в сфере транспорта.

Создание единой автоматизированной системы управления транспортным комплексом Российской Федерации обеспечит эффективное решение задач, стоящих перед транспортной системой России.

Основными целями создания системы являются:

  • повышение эффективности принятия управленческих решений. Эта цель может быть достигнута за счет внедрения новых инструментов управления отраслью, основанных на современных информационных технологиях и соответствующих лучшему российскому и зарубежному опыту в сфере управления сложными системами национального масштаба;

  • обеспечение участников транспортного рынка полной и достоверной информацией, необходимой как для оценки состояния транспортной отрасли, так и для принятия стратегических и оперативных управленческих решений. Эта цель может быть достигнута за счет формирования единого информационного поля транспортной отрасли, интеграции на его основе существующих и вновь создаваемых автоматизированных систем (в том числе интеллектуальных транспортных систем), развития инструментов сбора и аналитической обработки информации.

Функциональная архитектура АСУ ТК представляется шестью функциональными сегментами:

  • Центральный сегмент (Мониторинг и управление транспортным комплексом);

  • 5 сегментов по видам транспорта (подведомственным федеральным службам и агентствам);

  • Сегмент обеспечения реализует функции сбора данных с различных автоматизированных систем (в том числе и от интеллектуальных транспортных систем), решает задачи информационной безопасности, эксплуатации и сопровождение системы.

Каждый функциональный сегмент является независимо функционирующей частью АСУ ТК. Он строится на базе информационных систем, учитывающих специфику подведомственных Минтрансу России служб и агентств (как уже существующих, так и разрабатываемых в настоящий момент или планируемых к разработке в будущем).

Крайне важной является задача выстраивания процессов прохождения необходимой информации от первоисточников до потребителей информации.

Одной из важнейших задач АСУ ТК должно стать объединение существующих, развиваемых и вновь создаваемых автоматизированных систем Министерства транспорта, его служб и агентств путем их информационной интеграции. При этом существующие отраслевые системы управления должны сохранять свою базовую функциональность, а их интеграция в АСУ ТК должна быть реализована путем дооснащения интеграционными компонентами.

Еще раз подчеркну АСУ ТК должна взаимодействовать с государственными автоматизированными системами, поддерживать информационный обмен Министерства транспорта с федеральными органами власти, а так же со всеми участниками и пользователями рынка транспортных услуг.

И АСУ ТК, и база данных системы создаются как территориально-распределенное решение с независимыми функциональными сегментами (по видам транспорта) и центральным сегментом, использующим отраслевые сегменты как источник управленческой информации

Главными задачами центрального сегмента АСУ ТК являются мониторинг состояния отрасли, оперативное и стратегическое управление отраслью с использованием методов программно-целевого и проектного управления.

Подсистема «Мониторинг ФЦП» должна отслеживать ключевые показатели как программ в целом, так и их подпрограмм, а также отдельных проектов. Должна обеспечиваться возможность увязки программ с изменениями в законодательстве, поручениями правительства и другими событиями, влияющими на ход реализации программ. Мониторинг должен осуществляться по каждому этапу программы (подпрограммы, проекта) от выделения средств до завершения проектов. На основе данных мониторинга станет возможно на новом качественном уровне решать задачи стратегического управления развитием отрасли.

Объекты АСУ ТК будут реализованы на трех уровнях – Федеральном, Региональном и Линейном. Федеральный уровень будут представлять Федеральный центр обработки данных, Компоненты федерального уровня сегментов видов транспорта, а также федеральные центры:

  • управления транспортным комплексом,

  • мониторинга комплексной безопасности и обеспечения устойчивости транспортной системы,

  • управления эксплуатацией и технической поддержкой

  • подготовки персонала

На региональном уровне (при необходимости) будут организованы региональные центры обработки данных и региональные центры управления, обеспечивающие сбор информации с линейного уровня и после ее обработки и агрегации передачу на федеральный уровень.

Компоненты линейного уровня (логистические центры, контрольно-пропускные пункты, транспортные узлы, объекты инфраструктуры ТК, в том числе интеллектуальные транспортные системы) должны обеспечивать предоставление необходимой информации на региональный уровень.

При создании АСУ ТК необходимо провести детальный анализ информационных потоков между объектами транспортного комплекса и определить, какая именно информация должна собираться, как она должна обрабатываться, в каком объеме она должна передаваться органам управления и участникам транспортного рынка.

Первым шагом будет являться выполнение НИР по разработке Концепции АСУ ТК, эскизного проекта и общесистемного технического задания.

На последующих этапах создания АСУ ТК предстоит выполнить значительный объем работ по следующим основным направлениям:

  • Разработка частных технических заданий на виды обеспечения и компоненты системы.

  • Разработка нормативно-правовой основы, обеспечивающей функционирование системы (в том числе, разработка новых законов и руководящих документов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в сфере поддержки развития транспортного комплекса).

  • Разработка методологической основы системы (в том числе по направлениям развития программно-целевого управления отраслью, обучения эксплуатирующего персонала, стандартизации механизмов информационного взаимодействия участников транспортного рынка).

  • Проработка механизмов финансирования создания системы с использованием механизмов государственного и частного партнерства.

  • Техническое проектирование отдельных компонентов Системы.

  • Разработка и внедрение прикладного программного обеспечения.

  • Развитие каналов связи.

  • Строительство и оснащение инфраструктурных объектов системы (центров обработки данных, операционных залов центров управления).

При создании АСУ ТК необходима тщательная и всесторонняя научная проработка общей структуры системы, принципов ее функционирования, потоков обрабатываемой информации.

Еще раз подчеркну, что создание АСУ ТК окажет стимулирующую воздействие на ускоренное внедрение различных автоматизированных систем (в том числе и интеллектуальных транспортных систем, и на внедрение технологий ГЛОНАСС, других инновационных и наукоемких решений) непосредственно на объектах транспортного комплекса, на путях сообщения.

Кстати, о путях сообщения… Пользуясь случаем, хочу напомнить участникам Конгресса, что в этом году исполняется 200 лет учреждения транспортного ведомства и образования на транспорте.

По всем вопросам и предложениям, связанным с информатизацией транспортной отрасли, с внедрением технологий спутниковой навигации и навигационного обеспечения транспортного комплекса, с созданием и внедрением Интеллектуальных транспортных систем вы можете обращаться в Министерство транспорта Российской Федерации в Департамент программ развития.

Спасибо за внимание!

Все выступления и интервью