10 сентября 2007 г. Министр транспорта РФ Игорь Левитин, находящийся в составе делегации Президента России Владимира Путина в ОАЭ, выступил на бизнес-форуме в Абу-Даби
09 сентября 2007, 20:00
В своем выступлении Игорь Левитин отметил, что мероприятие такого уровня – это бесспорно важное событие для экономики двух государств, которое позволит внести реальный вклад в расширение сотрудничества и кооперации в транспортной сфере.
Министр проинформировал участников встречи о процессах, которые сегодня происходят в российском транспортном комплексе, в том числе, о тех изменениях, которые произошли в государственной транспортной политике, а также рассказал о наиболее значимых и перспективных инвестиционные проектах, которые могут представлять интерес для деловых кругов.
Последовательное проведение преобразований в России в последние несколько лет, определило новые подходы к формированию государственной транспортной политики. Это обусловило необходимость разработки новых программных документов, отвечающих изменившимся приоритетам транспортной политики и потребностям социально-экономического развития страны. Речь идет о:
-
Транспортной стратегии России на период до 2020 года;
-
новой редакции Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России 2010 – 2015 годы»;
-
разработанной Министерством транспорта подпрограмме «Развитие экспорта транспортных услуг России»;
-
а также Стратегии развития железнодорожного транспорта, недавно принятой Правительством России.
Транспортная стратегия Российской Федерации, определяет основные направления транспортной политики государства на период до 2020 года. Данный документ разработан с учетом сценариев социально-экономического развития России, программных документов Правительства, аналитических и научных разработок.
В качестве одного из перспективных направлений развития транспортной системы рассматривается реализация проектов, основанных на принципах и механизмах государственно-частного партнерства.
В России основной сферой применения государственно-частного партнерства на транспорте должно стать строительство платных автомобильных дорог и морских терминальных комплексов, реконструкция аэропортов, развитие систем высокоскоростного железнодорожного сообщения, железнодорожное строительство в районах освоения новых месторождений полезных ископаемых, создание комплексных информационных систем по управлению транспортными потоками.
На сегодня, безусловно, приоритетной задачей является настройка существующей и принятие недостающей нормативной базы, обеспечивающей четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и частными инвесторами, а также определение приоритетных сфер применения и реализации государственно-частных партнерств.
Министр сообщил, что в России принят закон «О концессионных соглашениях», открывающий широкие перспективы для развития сотрудничества и привлечения частного, в том числе, иностранного капитала, в реализацию масштабных инфраструктурных проектов.
Еще одним приоритетным направлением развития российского транспортного комплекса, в соответствии со Стратегией, является интеграция России в мировой рынок транспортных услуг.
В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт становится мощным инструментом развития интеграционных связей, внося серьезные изменения в традиционный уклад хозяйственной деятельности, организацию технологических и производственных процессов.
Все большее значение в современной экономике приобретает фактор скорости и мобильности, способность производителя быстро и адекватно реагировать на конъюнктурные изменения рыночной среды. И в этом отношении, Россия, связывая кратчайшими сухопутными маршрутами Европу и Азию, должна занять особое место в обеспечении транзитных перевозок, прежде всего, тех грузов, для которых наиболее важным критическим фактором является скорость доставки потребителю.
«Уже сегодня мы в состоянии доставлять грузы от Тихого океана до западной границы страны всего за 10-12 суток, в то время как перевозки по морю обычно занимают 35-45 дней», - сказал Министр, подчеркнув, что за счет внедрения новых эффективных технологий организации перевозочного процесса время доставки грузов можно еще сократить.
В Стратегии приведены важнейшие общенациональные проекты, которые будут реализованы в ближайшие 15 лет. В целом данный документ закладывает основы долгосрочного стратегического планирования развития транспортного комплекса и формирует систему четких и ясных ориентиров для бизнеса.
Однако помимо разработки стратегии, не менее важной задачей является создание эффективных и действенных инструментов ее реализации.
Главным финансовым инструментом реализации транспортной политики России остается федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Ее реализация будет осуществлена досрочно в 2009 году. На смену ей придет Программа «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010 – 2015 годы)».
Существенный объем капитальных вложений Программы предполагается направить на реализацию высокотехнологичных инфраструктурных проектов – современных мультимодальных логистических комплексов, скоростных автомобильных дорог, создание национальной сети аэропортов-хабов, развитие инфраструктуры крупнейших морских портов России.
Однако бюджетные средства должны стать, прежде всего, катализатором для частных инвестиций.
Наряду с повышением расходов бюджета на транспортную отрасль одной из приоритетных задач становится привлечение инвестиций из частных источников. Формируются новые экономические инструменты развития транспортной системы. Особое место здесь отводится разработке механизмов государственно-частного партнерства для реализации высокоэффективных проектов.
Для обеспечения высоких темпов экономического роста России жизненно необходима реализация крупных системообразующих проектов, многие из них сконцентрированы сегодня в сфере транспорта.
В состав наиболее крупных инфраструктурных проектов новой федеральной целевой программы включены:
-
Развитие Московского авиационного узла.
-
Развитие Санкт-Петербургского авиационного узла на базе аэропорта "Пулково" (проектно-изыскательские работы)
-
Развитие Красноярского международного авиатранспортного узла
-
Создание международного центра морских пассажирских круизных перевозок в г. Сочи
-
Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла, Краснодарский край (проектно-изыскательские работы, обоснование инвестиций)
-
Комплексное развитие Мурманского транспортного узла (проектно-изыскательские работы, обоснование инвестиций)
-
Развитие транспортного узла в городе Екатеринбурге, Свердловская область
-
Развитие системы высокоскоростного железнодорожного сообщения, в том числе по маршрутам Москва-Санкт-Петербург, Санкт-Петербург-Бусловская
Особое внимание сосредоточено на развитии транспортной инфраструктуры Приморского края в преддверии проведения саммита АТЭС в 2012 году в г. Владивосток.
Также большая часть работы сосредоточена в рамках подготовки инфраструктуры к проведению XXII зимних Олимпийских и XI Параолимпийских игр в 2014 году.
Игорь Левитин выразил надежду, что ряд из перечисленных проектов вызовут интерес у деловых кругов ОАЭ.
Пресс-служба Минтранса России