Изображения

Обычная версия

Доклад руководителя Росавиации Геннадия Курзенкова «Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации в 2008 году»

25 мартa 2009, 21:00

Выступление руководителя Росавиации Г.К.Курзенкова
на Межведомственной комиссии по безопасности полетов

«Анализ состояния безопасности полетов
в гражданской авиации в 2008 году»

26 марта 2009 г.


В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2008 году из Ространснадзора в Росавиацию были переданы функции государственного регулирования и контроля за обеспечением безопасности полетов и авиационной безопасности авиаперевозчиков, поддержания летной годности воздушных судов, расследования авиационных происшествий и инцидентов. От качественного выполнения этих функций во многом зависит состояние безопасности полетов гражданской авиации.

Проводя организационные, структурные и штатные изменения Росавиация не допустила перерывов в деятельности, сохранив непрерывность проведения работ по обеспечению безопасности полетов, расследованию авиационных событий, анализу состояния безопасности полетов, выработке и реализации профилактических мер.

В 2008 году на всем парке воздушных судов гражданской авиации произошло 25 авиационных происшествий (14 катастроф в которых погибло 140 человек и 11 аварий), 925 инцидентов и 64 повреждения воздушных судов на земле.

С воздушными судами коммерческой гражданской авиации произошло 13 авиационных происшествий. Из них - 8 катастроф и 5 аварий.

В авиации общего назначения произошло 12 авиационных происшествий, в том числе 6 катастроф и 6 аварий.

Самые тяжелые последствия имели: катастрофа самолета В737 авиакомпании «Аэрофлот-НОРД» при заходе на посадку в аэропорту Пермь 14 сентября 2008 года, в которой погибло 88 человек и катастрофа вертолета Ми-8 авиакомпании «Вертикаль-Т» 03 марта 2008 года при выполнении полета в Республике Непал. Погибло 14 человек.

Наиболее неблагоприятное положение с обеспечением безопасности полетов в коммерческой гражданской авиации сложилось в Управление Центральных районов– три катастрофы и одна авария, Северо-Западное управление – одна катастрофа и 2 аварии, и в Архангельском управлении– одна катастрофа.

Анализируя состояние безопасности полетов за последние пять лет, можно сказать, что оно является нестабильным. Такой вывод подтверждается абсолютными и относительными показателями безопасности полетов, которые за последние 5 лет существенно не изменялись.

Следует отметить, что состояние безопасности полетов необходимо рассматривать в неразрывной связи с объемом перевозок. Рост объема перевозок за последние годы свидетельствует об увеличении количества полетов воздушных судов и времени их нахождения в воздухе. Так, по сравнению с прошлыми годами (с 2004 года по 2008 год), в отчетном периоде рост общего налета коммерческих воздушных судов составил 473 тысячи часов. При этом ежегодное количество катастроф за аналогичный период приблизительно остается на одном уровне. Показатели по катастрофам при значительном росте объемов перевозок существенно не меняются.

Еще одним значимым показателем состояния безопасности полетов является соотношение общего налета воздушных судов на одну катастрофу. Изучение данных о работе коммерческой гражданской авиации за последние пять лет позволяет говорить о том, что в отчетном году произошло несущественное уменьшение рассматриваемого показателя.

Основными типами авиационных происшествий и инцидентов за последние пять лет были:

  • вывод самолетов на режимы сваливания;
  • не выдерживание глиссады по высоте и боковому уклонению;
  • отсутствие взаимодействия в экипаже и должного контроля за параметрами полета и систем воздушного судна и двигателей.

Указанные события объединены единой причинно-следственной связью, а именно - недостаточной организацией летной работы по подготовке экипажей, в том числе и психологической.

Анализ расследования авиационных происшествий позволяет сделать вывод о том, что большинство из них произошло вследствие ошибок и нарушений в летной работе экипажей. При этом большая часть происшествий связана с личной безответственностью членов экипажей, не выполнением ими технологии работы и требований правил полетов, переоценкой своих профессиональных возможностей, недостаточным уровнем теоретической и практической подготовки, а также ошибками летного экипажа в технике пилотирования при попадании в сложные условия полета.

Росавиация постоянно осуществляет контроль за состоянием дел у авиаперевозчиков по вопросам безопасности полетов. Так в течение 2008 года организовано и проведено 5890 плановых инспекционных проверок и инспекционного контроля и 14 внеплановых проверок авиакомпаний.

По итогам проведенных проверок и инспекционного контроля были приняты меры:

  • отказано в выдаче сертификата эксплуатанта – 8 заявителям;
  • аннулировано сертификатов эксплуатанта - у 12 авиакомпаний;
  • приостанавливалось действие сертификатов эксплуатанта – у 22 авиакомпаний;
  • аннулировано 10 Свидетельств эксплуатанта авиации общего назначения;
  • введены ограничения в деятельность 8 авиационных центров подготовки летного состава;
  • вынесено 17 предупреждений или инспекторских предписаний;
  • признаны незаконными и погашены установленным порядком 20 свидетельств пилотов гражданской авиации.

Проведено 595 расследований авиационных событий по которым разработано 620 профилактических мероприятий, информация о которых доведена до каждого авиаперевозчика.

По материалам инспекторских проверок, инспекционного контроля и расследований авиационных происшествий выпущено и доведено до авиакомпаний 28 информаций по безопасности полетов.

Кроме мер воздействия Росавиация осуществляет и профилактические мероприятия:

  • проведены летно-технические конференции по эксплуатации воздушных судов производства фирм Аэробус и Боинг;

  • организована и проводится перерегистрация всех центров по сертификации.

Кроме профессиональной подготовки экипажей отрицательное влияние на состояние безопасности полетов оказывает нехватка подготовленного летного состава и его увеличивающийся средний возраст.

В соответствии с решениями Коллегий Минтранса России и Росавиации с 2006 года идет ежегодное наращивание темпов приема курсантов в учебные заведения гражданской авиации.

В 2008 году началась реорганизация учебных заведений гражданской авиации. Согласно распоряжениям Правительства Российской Федерации создаются три образовательных комплекса:

  • при Московском государственном техническом университете гражданской авиации;

  • при Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации;

  • при Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации.

Для нормального функционирования этих комплексов необходимо обновить и пополнить их парк воздушных судов и тренажеров.

Пути решения кадровой проблемы, повышения качества подготовки авиационных специалистов, оснащения учебных заведений авиационной техникой и тренажерами рассмотрены в декабре 2008 года на Коллегии Росавиации, посвященной совершенствованию системы подготовки кадров гражданской авиации на период до 2015 года. В соответствии с решениями Коллегии разработан План основных мероприятий, совершенствования подготовки кадров на период до 2015 года, который в настоящее время реализуется.

Дефицит современных ВС одинаково остро ощущается как в учебных заведениях, так и в авиакомпаниях. Предприятия отрасли продолжают работать в условиях старения парка воздушных судов российского производства.

В настоящее время около 70% перевозок осуществляются на воздушных судах разработки 60-70-х годов, которые выработали значительную часть технического ресурса, а их замена современными воздушными судами осуществляется неудовлетворительными темпами.

За последнее время неоднократно отмечалось проявление фактора аварийности воздушных судов, обусловленного отказами авиационной техники.

Отмечается рост абсолютного количества инцидентов по этой причине. Это свидетельствует о снижении уровня поддержания летной годности и авторского контроля в эксплуатации. Оценка влияния отказов и неисправностей на летную годность не носит систематического характера, контроль за разработкой корректирующих действий и их реализацией в виде доработок конструкции и технической документации осуществляется не в полной мере.

Со стороны промышленности требуется более оперативное реагирование на факты серьезных инцидентов, активное участие специалистов ОКБ в их расследовании, своевременная разработка и реализация мероприятий по этим событиям.

Рост перевозочной деятельности авиакомпаний зачастую отрицательно отражается на процессе обеспечения технического обслуживания и ремонта авиационной техники. В целях контроля за этой сферой деятельности Росавиацией проведены инспекционные проверки организаций технического обслуживания и ремонта авиационной техники. По результатам этих проверок выдано 317 сертификатов соответствия, а сфера деятельности 2 организаций была ограничена.

В условиях дефицита запчастей необходимость срочного устранения дефектов приводит к практике полетов с продленными «отложенными дефектами», без какой-либо контрольной процедуры по каждому конкретному случаю.

Состояние аэродромной сети также в значительной мере влияет на безопасность полетов воздушных судов.

Всего в Российской Федерации на настоящий момент времени имеется 329 гражданских аэродрома. Только 62% из них имеют взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием, остальные аэродромы имеют грунтовые ВПП. 70% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями построены более 20 лет назад и только на 24% из них за последние 10 лет проводилась реконструкция полосы. Срочного проведения реконструкции требует 12% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями, а 18% взлетно-посадочных полос с грунтовым покрытием требуют проведения капитального ремонта. Светосигнальным оборудованием оснащены только 65% аэродромов.

Более 90% аэропортов укомплектованы техникой, которая на 85% выработала сроки службы и, в принципе, подлежит списанию.

В целях поддержания и развития аэродромной сети был разработан ряд программных документов.

Слабая профилактическая работа по предотвращению авиационных происшествий в авиакомпаниях, приводит к их повторяемости по одним и тем же причинам. Поэтому Росавиация проводит постоянную работу с авиакомпаниями и летными директорами авиапредприятий по вопросам обеспечения безопасности полетов.

Принята Государственная программа безопасности полетов гражданской авиации.

Мероприятия данной программы направлены на предотвращение авиационных происшествий, которые могут быть устранены совместными усилиями Федеральных органов законодательной и исполнительной власти, а также авиационных организаций Российской Федерации.

Все выступления и интервью