Изображения

Обычная версия

Доклад руководителя Федерального дорожного агентства Олега Белозерова

03 мартa 2009, 21:00

Уважаемый Игорь Евгеньевич!

Уважаемые участники конференции!

Минувший год был весьма важным для дорожного хозяйства. Утверждена Правительством новая федеральная целевая программа Развитие транспортной системы на 2010-2015 годы, Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Началась поэтапная реализация постановления Правительства № 539 о нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и Федерального закона «Об автомобильных дорогах…».

Нами введено в эксплуатацию 560 км участков федеральных дорог, а вместе с территориальными дорогами эта цифра составляет 2 283 км.

Мы приступили к строительству сложнейших объектов в рамках ФЦП Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья, а также программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта.

Однако жизнь корректирует наши планы.

Многие прогнозные показатели Федеральной целевой программы Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.) достигнуты или превышены уже сегодня.

Так, подпрограммой «Автомобильные дороги» прогнозируется рост парка автомобилей до 39 млн единиц к 2010 году. Однако, к этой цифре мы приблизились уже к концу 2008 года. В подпрограмме указано, что объем перевозок автобусами и легковыми автомобилями достигнет 27 млрд пассажиров в год к 2010 году. Этот прогноз пришлось скорректировать до 31 млрд пассажиров в год.

Такой рост цифр указывает на существенную дополнительную нагрузку на дороги, повышенный износ конструкций, повышение средней скорости движения транспортных средств. Эти факторы определяют и повышенные требования к безопасности дорожного движения. Должен отметить, что главный акцент при реализации мероприятий федеральных целевых программ, делается на повышение безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог. Все планы и проекты, которые осуществлялись в последние два года, рассматривались нами через призму этого показателя.

На вводимых в эксплуатацию дорогах существенно увеличилось количество транспортных развязок в разных уровнях, многополосных участков, переходно-скоростных полос. Общий объем ввода в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог, приведенных к условной дороге с двухполосной проезжей частью, составил 798 км.

Кроме того, важнейшим для обеспечения решения этой первоочередной задачи стало более оперативное и плотное взаимодействие с Министерством внутренних дел.

Это дало результат. За прошедшие два года после утверждения подпрограммы удалось обеспечить снижение показателей аварийности на автомобильных дорогах федерального значения.

В 2008 году на федеральных дорогах число ДТП, связанных с неблагоприятными дорожными условиями, сократилось на 12,8 % по сравнению с предшествующим годом, а количество погибших – на 18%.

На полторы тысячи километров по сравнению с 2005 годом увеличилась протяженность участков федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию. Их доля увеличилась до 38,5 % по сравнению с 37 % в 2005 году.

Несмотря на постоянный рост интенсивности движения, увеличение доли федеральных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки осталась на уровне 2005 года.

Многое удалось сделать, используя программно-целевой подход.

В 2008 году на автомобильных дорогах федерального и регионального значения после строительства и реконструкции был осуществлен ввод в эксплуатацию участков общей протяженностью 2 283 км. Это в полтора раза превышает объем ввода 2007 года.

На федеральных дорогах были введены в эксплуатацию участки общей протяженностью 560,4 км, включая 191 км дорог, введенных по второй стадии и второй очереди строительства. Это на треть больше чем в 2007 году и в 3 раза превышает объем ввода 2005 года, когда начало сказываться снижение объема финансирования прошлых лет,

На территориальной дорожной сети в прошлом году построены и реконструированы 1 722 км автомобильных дорог и 15 375 пог.м. искусственных сооружений.

Повышено внимание к строительству и реконструкции мостовых сооружений. В 2008 году на федеральных дорогах введены в эксплуатацию 9 344 пог. м. мостовых и других искусственных сооружений. Это на 18 % превышает объем ввода 2007 года, и в 2,5 раза больше объема ввода 2004 года.

Хотел бы обозначить крупнейшие объекты, введенные в эксплуатацию в 2008 году. Это:

  • первая очередь Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга на полное развитие с восемью полосами движения, включая сложнейшую транспортную развязку на второй очереди Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и южный участок Западного скоростного диаметра, которые дали выход на дорожную сеть от Большого морского порта Санкт-Петербурга;

  • транспортная развязка в г. Мытищи на автодороге М-8 «Холмогоры»;

  • северный обход г. Новосибирска;

  • первая очередь обхода г. Красноярска.

Завершена ликвидация грунтовых разрывов на федеральной дороге «Колыма» в Республике Саха (Якутия).

В 2008 году были введены в строй пять внеклассных мостов. Это:

  • вторая очередь мостового перехода через р. Каму у Перми,

  • вторая очередь моста через р. Оку в г. Калуге,

  • первая очередь мостового перехода через р. Урал на обходе г. Орска в Оренбургской области,

  • мосты через Обь у Новосибирска и Енисей у Красноярска.

На строительстве обхода г. Сочи введен в действие сложный участок протяженностью 4,3 км, из которых 1,4 км составляют два тоннеля, две эстакады, путепровод и мост через реку Бзугу.

В 2008 году на федеральных дорогах после капитального ремонта и ремонта введены в эксплуатацию участки общей протяженностью 5 055 км. Это на 46 % больше, чем в 2007 году. Следует отметить, что 2008 год был первым за весь период реализации подпрограммы «Автомобильные дороги», когда объем капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог федерального значения перешагнул рубеж 5000 км.

После капитального ремонта и ремонта введены в эксплуатацию 12 509 п.м. искусственных сооружений, что на 11 % больше, чем в 2007 году.

В 2008 году построено 639 км линий освещения, устроено и заменено 787 км дорожных ограждений. Работа, направленная на снижение аварийности на автомобильных дорогах ведется в тесной координации с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и в увязке с реализацией ФЦП Повышение безопасности дорожного движения. В 2008 году эта работа дважды рассматривалась на заседании Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения и получила положительную оценку.

На повышение безопасности движения направлены и меры, реализуемые в рамках перехода на финансирование ремонта и содержания федеральных автомобильных дорог по утвержденным нормативам затрат. В 2008 году, в первый год перехода объем финансирования ремонта и содержания федеральных дорог составил 45 % от объема, установленного нормативами.

Новым механизмом, который начал широко использоваться и показал свою высокую эффективность, стало расширение применения маршрутного ремонта.

Этим методом в 2008 году было отремонтировано 1300 километров на автомобильных дорогах М-4 «Дон», М-18 «Кола», М-8 «Холмогоры», М-5 «Урал» и других.

В некоторых регионах маршрутный ремонт был организован на всех федеральных дорогах для обеспечения их комплексного приведения в надлежащее состояние. Таким образом, были организованы работы в Архангельской и Мурманской областях, где приведены в течение года в нормативное состояние сразу около 20 % протяженности сети.

Важным направлением повышения эффективности дорожно-эксплуатационных работ является ускорение внедрение инноваций. В 2008 году пополнен с учетом накопленного опыта ряд банков данных, связанных с внедрением инноваций как в строительстве, ремонте и содержании дорог, так и на проектно-изыскательских работах, в сфере управления. Эти информационные ресурсы общедоступны, информация о них размещена на сайте Росавтодора.

Достижение показателей реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» стало возможным благодаря росту объема ассигнований из федерального бюджета на реализацию программы. После всех изменений и перераспределений объем средств в 2008 году составил 294,6 млрд рублей. Это в сопоставимых ценах на 11 % больше, чем в 2007 году, и в 3 раза больше, чем в 2004 году – в год образования Федерального дорожного агентства.

Вместе с тем, высокие показатели реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» связаны не только с увеличением объемов финансирования дорожного хозяйства.

Работа системы управления дорожным, хозяйством совершенствуется. В прошлом году мы обратили особое внимание на повышение требований к разработке проектной документации, внимательной проработке заданий на производство работ, повышении качества выполнения работ, контроле гарантийных сроков.

Вместе с тем, в 2009 году мы должны уделять повышенное внимание и другим аспектам выполнения функций заказчика – правильное составление документации на проведение торгов, своевременное объявление торгов, безусловное соблюдение сроков и условий размещения государственного заказа, а в случае необходимости – судебное разрешение споров на всех уровнях.

В 2008 году Росавтодор принимал участие в 18 арбитражных судебных делах и 8 гражданских судебных процессах. В 7 делах исковые требования Росавтодора уже удовлетворены.

В 2008 году в системе дорожного хозяйства было проведено 13 700 торгов. Председателями конкурсных комиссий по размещению крупных заказов назначались работники Федерального дорожного агентства из числа специалистов, прошедших соответствующую переподготовку и повышение квалификации.

В Агентстве внедрен в эксплуатацию блок корпоративной информационной системы Росавтодора «Госзаказ», который позволяет хранить информацию о торгах, копию объявления, документации о торгах, отслеживать контрольные даты принятия решений. Эта система установлена во всех учреждениях – заказчиках.

Тем не менее, отдельные управления автомобильных дорог ведут учет торгов в собственных системах, что приводит к сбоям при размещении заказа и заключении государственного контракта, а также не позволяет Росавтодору получать оперативные данные о ходе этой работы в автоматическом режиме. Напоминаю о необходимости безусловного исполнения приказа о ведении базы данных "Госзаказ" и об оперативном обновлении информации.

В этом году предусмотрена разработка и внедрение нового модуля этой системы, который позволит контролировать исполнение заключенных государственных контрактов по этапам и видам работ, а также по пусковым комплексам. На основе этой информации возможным будет контроль соблюдения заказчиком и подрядчиком сроков сдачи-приемки работ и рассмотрения отчетных документов, а также определение штрафных санкций за несоблюдение сроков выполнения работ.

Напомню, что ненадлежащим образом зафиксированные разногласия между заказчиком и подрядчиком при приемке работ стали в 2008 году основанием для принятия судом решений о взыскании с учреждения и бюджета Российской Федерации серьезных сумм в качестве оплаты выполненных работ и штрафных санкций. Такая ситуация у нас сегодня сложилась на Дальнем Востоке. Напоминаю об ответственности за такие ситуации. В случае, если качество работ подрядной организации или сроки ее выполнения не отвечают условиям государственного контракта, должны быть проведены все необходимые мероприятия для фиксации этих фактов, выставлены претензии в досудебном и судебном порядке. Эта часть работы заказчика будет иметь в 2009 году самое серьезное значение.

Еще одним итогом работы в 2008 году стало выявление ряда отступлений в учреждениях заказчиках от доведенной Росавтодором примерной документации о проведении торгов и проекта государственного контракта. Это стало причиной отмены ряда торгов Федеральной антимонопольной службой из-за несоответствия законодательству конкурсной документации. Типичные нарушения -это указание заказчиком в документации требований к квалификации участников конкурса и к подведению их итогов. В случае, если заказчик не может доказать Антимонопольной службе законность установленных в собственной документации требований, в том числе в судебном порядке, он будет нести ответственность за отступление от установленных Агентством документов, несвоевременность размещения заказа и неосвоение средств.

Важным итогом 2008 года стал переход в размещении заказа на содержание и ремонт автомобильных дорог на аукционную форму торгов. В условиях, когда выбор подрядной организации на содержание федеральной дороги, работающей в режиме перегрузки и обслуживающей напряженное движение, осуществляется на основе единственного критерия - цены, требования к аукционной документации становятся очень высокими.

Кроме того, напомню, что возможности одностороннего внесудебного расторжения государственного контракта в случае неисполнения подрядчиком своих обязательств крайне ограничены. Необходимо принимать во внимание, что обращение в суд по таким делам требует не только затрат бюджетных средств на уплату государственной пошлины. Временной фактор также играет важнейшую роль - пока "суд да дело", дорога обслуживается некачественно.

В Упрдорах должна действовать система постоянного жесткого мониторинга хода выполнения работ по контрактам. Данное организацией в ходе аукциона обещание меньше других тратить на содержание автомобильной дороги не должно, ни при каких обстоятельствах, привести к снижению качества содержания. Речь идет о жизнях и здоровье людей, и контроль исполнения этих работ должен быть особым.

Хочу напомнить, что с 1 июля 2009 года предусмотрен переход к аукционной форме торгов и при заказе работ по строительству и реконструкции на федеральных дорогах. Это важное решение должно быть всесторонне подготовлено, а последствия его принятия -тщательно изучены. Ваше мнение и примеры как негативного, так и позитивного выполнения победителями аукционов своих обязательств нам крайне полезны.

В рамках исполнения полномочий государственного заказчика Росавтодор организовал в 2008 году собственный мониторинг деятельности организаций дорожного хозяйства. На основе утвержденного Графика мониторинга осуществлялась работа по контролю качества работ и эффективности использования бюджетных средств. К этой работе привлекались специалисты ФГУ «Росдортехнология».

Были проведены 257 комплексных и тематических проверок. По вопросам производственно-хозяйственной деятельности проверены все 37 организаций дорожного хозяйства, подведомственных Росавтодору.

Проведен мониторинг качества дорожно-мостовых работ в 80 субъектах Российской Федерации. Проверялись также использование средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на развитие улично-дорожной сети городов.

Особое внимание в ходе проверок уделялось качеству выполнения дорожно-мостовых работ, применяемых материалов и технологий, соблюдению законодательства при размещении заказа и заключении государственных контрактов, исполнению подрядчиком гарантийных обязательств, претензионной работе заказчиков.

Результаты проверок были основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников, допустивших нарушение технологических или производственных показателей, для внесения соответствующих представлений администрациям субъектов Российской Федерации.

Помимо этого, в 2008 году деятельность Росавтодора и подведомственных учреждений неоднократно проверялась уполномоченными органами. Проведены проверки Счетной палаты Российской Федерации, Генеральной прокуратуры и другими надзорными инстанциями. Объяснимо повышенное внимание к дорожному хозяйству как к одной из наиболее капиталоемких отраслей в Российской Федерации. Мы благодарны всем участникам этих проверок за объективный подход при их проведении, возможность для нас высказать собственное мнение по рассматриваемым вопросам. Должен отметить, что такие проверки являются и для нас хорошим инструментом для выявления недостатков. По каждому из представлений по итогам проверки в Росавтодоре издается приказ с перечнем мероприятий для устранения недостатков и изменения порядка принятия соответствующих решений. Результаты проверок учитываются нами и при подготовке предложений по нормотворческой работе, а также изменений в федеральную целевую программу.

Полезным для повышения эффективности контрольной деятельности Росавтодора было взаимодействие с государственными надзорными органами. Сотрудники ФГУ «Росдортехнология» активно содействовали проведению проверок, проводимых Счетной палатой Российской Федерации, территориальными управлениями Росфиннадзора, ДЭБ МВД России, территориальными органами Следственного управления, ФСБ России, Военно-следственного управления.

2008 год был годом существенных изменений в нормативной правовой базе, ключевым образом влияющей на деятельность дорожного хозяйства. Были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон о размещении государственных заказов. Принят и вступил в силу целый ряд документов, направленных на реализацию положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, принятые документы не решили всех проблем, снижающих оперативность принятия решений и эффективность работы отрасли. В прошлом году были отмечены существенные задержки в реализации программ дорожных работ, связанные со сроками утверждения изменений к ФЦП Модернизация транспортной системы, принятием решения о заключении долгосрочных государственных контрактов, внесением изменений в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд к ФАИП, а также доведением лимитов финансирования по измененным показателям.

Перечисленные проблемы носят системный характер. Росавтодором и Минтрансом сформулированы предложения для разрешения этой ситуации, направленные на оптимизацию процедур бюджетного финансирования и планирования государственных капитальных вложений. Они были рассмотрены на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина 1 октября 2008 г. Во исполнение решений совещания были представлены в Минэкономразвития и Минфин конкретные предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные и нормативные правовые акты. Ряд изменений принят, но осталось еще много нерешенных проблем.

Так, в соответствии с приказом Минэкономразвития России для включения объекта в федеральную адресную инвестиционную программу и открытия по нему финансирования, необходимо представить двадцать девять показателей.

Не внесены изменения в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», направленные на приведение этих процедур в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, и на повышение гибкости при заключении и исполнении контрактов.

От оперативности и полноты решения этих и других проблем в значительной степени зависит реализация крупных и сложных задач, стоящих перед дорожным хозяйством, как на уровне федеральных дорог, так и в субъектах Российской Федерации. Особенно возрастает важность решения этих проблем в предстоящий сложный для развития экономики и дорожного хозяйства период.

Начавшийся 2009 год является важной вехой в развитии всей транспортной отрасли и дорожного хозяйства. Принято решение о завершении в 2009 году реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Эта программа была принята в 2001 году в стране с другим законодательством, другими потребностями в развитии транспортной инфраструктуры, другими задачами социально-экономического развития.

Возможно, с этим была связана изначальная декларативность многих положений программы. Потребовалась ее двухлетняя коренная переработка и ряд корректировок, чтобы она приняла сегодняшний вид.

Подпрограммой «Автомобильные дороги» на 2009 год предусматривается дальнейшее улучшение показателей федеральной дорожной сети. Доля протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно- эксплуатационным показателям, должна составить 39,5 % при 38,5 % в 2008 году.

Хочу напомнить, что этот год, несмотря на всю сложность финансово-экономической ситуации в стране и в мире, является очень амбициозным. В этом году запланировано ввести в эксплуатацию 700 км на автомобильной дороге Чита-Хабаровск, завершить обход Сочи и ряд внеклассных мостов - мосты через Волгу в Волгограде, Ульяновске и Саратове, Муромский мост через Оку. Всего по программе предусмотрен ввод в эксплуатацию более тысячи километров дорог - таких объемов мы не вводили на федеральной сети с начала реализации программы. Реализация этих планов потребует напряженной и слаженной работы всех наших подразделений и подрядных организаций.

Это предстоит сделать в рамках выполнения поручения Правительства о снижении стоимости дорожных работ за счет ее оптимизации без изменения показателей федеральных целевых программ и сроков ввода объектов в эксплуатацию.

Предполагалось, что это возможно сделать на базе снижения цен на строительные материалы и оборудование. Вместе с тем, анализ динамики цен на материалы, используемые в дорожных работах, показал неоднозначность тенденций изменения их стоимости.

По данным Росстата цены на наиболее массовые дорожные материалы практически не имеют тенденции к снижению, кроме ежегодного сезонного падения, либо в связи с задержкой размещения заказов на строительные работы.

Цены на асфальтобетонную смесь находятся на уровне июня 2008 года, на битум - на уровне января 2008 года, на щебень цены продолжают расти. Цены на дизельное топливо в среднем по стране понизились до уровня января 2008 года. Однако, в ряде регионов, например, в Дальневосточном федеральном округе, снижения цен на дизельное топливо относительно максимума, отмеченного в июле -августе 2008 г., не произошло.

На основании изменений к законодательству о закупках для государственных нужд, внесенных в декабре Федеральным законом № 308-ФЗ, проведены переговоры с подрядными организациями о снижении стоимости ранее заключенных государственных контрактов на дорожные работы на 15 % по соглашению сторон. Подавляющее большинство подрядных организаций согласилось на изменение контракта. Однако, в сегодняшней кризисной ситуации, даже при условии такого согласия, существенно повышается риск срыва выполнения подрядчиками контрактных обязательств и реализации программ дорожных работ. Поэтому важнейшей задачей дирекций, управлений федеральных дорог, подразделений центрального аппарата Росавтодора в предстоящий период будет являться постоянный мониторинг ситуации, своевременное реагирование на факты неисполнения контрактных обязательств.

В случае дальнейшего снижения объемов финансирования необходимо одновременное внесение изменение в законодательство о закупках, позволяющее не только снижать стоимость контрактов, но и изменять другие их положения. Закон 308-ФЗ предусматривает такую возможность на основании соответствующего решения Правительства.

Нами проводится работа по внесению соответствующих поправок в законодательство Российской Федерации. В частности, Минтрансом и Росавтодором совместно с Минэкономразвития прорабатывается так называемая "формула цены", которая позволит учитывать колебания рынка труда и материалов при корректировке стоимости долгосрочного государственного контракта на соответствующий год. Предложено фиксировать такую формулу цены в документации о проведении торгов, что позволит всем участникам торгов находиться в равных условиях и согласовать этот механизм с действующим антимонопольным законодательством.

Снижение финансирования имеет место на ремонте и содержании федеральных автомобильных дорог. На этих работах, кроме доведения пониженных на 15 % лимитов бюджетных обязательств, в утвержденном федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годы объемы финансирования были уменьшены по сравнению с ранее планировавшимися по графику перехода на финансирование по утвержденным нормативам.

В результате объем финансирования ремонта и содержания федеральных дорог на 2009 год в сопоставимых ценах составил на 14% меньше, чем был в 2008 году. Это составляет всего 39 % от нормативной потребности против 45 % в 2008 году.

Вместе с тем потребность в объемах финансирования дорожно-эксплуатационных работ возрастает в связи с принятием в федеральную дорожную сеть трех новых маршрутов: «Вилюй», Санкт-Петербург - Приозерск - Сортавала - Петрозаводск и Уфа - Оренбург общей протяженностью более 3,6 тысяч км. Эти маршруты на большом протяжении имеют неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние и требуют дополнительных работ для поддержания в работоспособном состоянии. Достаточно сказать, что величина показателя «Доля протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям» с учетом новых маршрутов снижается с 38,5 % до 34,6 %.

Объем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог также доведен до Федерального дорожного агентства со снижением на 15 %. По субсидиям прорабатываются варианты дальнейшего снижения объемов. При этом если до этого пятнадцатипроцентное снижение касалось только субсидий, выделяемых в рамках федеральных целевых программ, предполагается последующее снижение объемов субсидий, выделенных в рамках Бюджетного послания Президента Российской Федерации.

В то же время мониторинг, который ведет Росавтодор, показал, что в 2009 году прогнозируется существенное снижение объемов финансирования дорожного хозяйства в регионах. По сведениям, полученным от администраций 74 субъектов Российской Федерации, снижение объемов финансирования содержания автомобильных дорог в размере до 40 процентов прогнозируется в 26 регионах.

Снижение объемов финансирования ремонта автомобильных дорог прогнозируется в 32 регионах. При этом в 7 субъектах Российской Федерации расходы на ремонт автомобильных дорог и мостов полностью исключены из законов о бюджете. При принятии таких решений администрациям субъектов Российской Федерации нужно иметь в виду, что работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог оказывают определяющее влияние на обеспечение сохранности автомобильных дорог, на уровень безопасности дорожного движения.

Уровень финансирования автомобильных дорог существенно влияет на уровень занятости. Исследования научных организаций, выполненные при разработке федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России», показали, что, строительство и реконструкция автомобильных дорог в расчете на 1 млрд рублей стоимости работ, требует в среднем 425 – 500 человек. На 1 млрд рублей стоимости работ по содержанию дорог требуется уже 1300 - 2000 человек. Более того, по результатам этих исследований установлена зависимость в уровне занятости смежных и обеспечивающих отраслей в пропорции один к пяти. Таким образом, привлечение каждого работающего в дорожном хозяйстве обеспечивает создание пяти рабочих мест в других отраслях. Несложным расчетом можно определить, какова цена вопроса при сокращении объемов финансирования дорожного хозяйства.

Уже сейчас администрациями субъектов Российской Федерации прогнозируется увольнение работников, занятых на содержании и ремонте региональных и муниципальных дорог, общим числом до 44 тысяч человек. Особенно сильное негативное влияние может иметь уменьшение количества рабочих мест в организациях, занятых ремонтом и содержанием автомобильных дорог в слабо освоенных районах, не имеющих на рынке достаточного количества специализированных подрядных организаций. Существенное снижение объемов финансирования ремонта и содержания дорог может привести к перепрофилированию и уходу с рынка организаций, располагающих необходимой специализированной техникой, ремонтными базами, опытом зимнего содержания дорог, содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений в специфических региональных условиях, в том числе автозимников и ледовых переправ, лавино- и оползнеопасных участков.

В этих непростых условиях и заказчиками, и подрядчиками должны быть предприняты меры, направленные на выравнивание ситуации. Даже с учетом принятых решений по перераспределению бюджетного финансирования, дорожное хозяйство остается одной из отраслей, объемы финансирования которой очень значительны.

Поэтому сегодня для подрядных организаций очень важна детальная работа с издержками, направленная на их сокращение. Все дополнительные затраты, которые могли рассматриваться как резерв, должны совместно с заказчиком рассматриваться и сокращаться. Заказчикам необходимо, как я уже говорил, усилить мониторинг работы подрядных организаций, перевести его в каждодневный режим для максимально оперативного и гибкого решения возникающих проблем.

Не нужно забывать также, что контроль со стороны уполномоченных органов за деятельностью заказчиков в условиях кризиса будет особым. Поэтому все решения должны быть выверены на предмет соответствия законодательству. Нужно использовать сложившиеся условия как стимул, чтобы с новой точки зрения посмотреть на подходы к планированию, организации дорожных работ, внедрению новых материалов и технологий. Эти меры должны базироваться на активном применении достижений науки и техники, внедрении современных технических средств. Необходимо обратить особое внимание на активизацию использования новых типов материалов и ресурсосберегающих технологий. С учетом различия в динамике цен на дорожно-строительные материалы нужно еще раз вернуться к вопросу о расширении применения цементобетона в дорожных одеждах автомобильных дорог.

На оптимизацию расходов направлены подготовленные Росавтодором предложения по перечню строек, намечаемых к осуществлению в 2009 году. Он практически ограничен объектами, завершаемыми в 2009 году. Безусловный приоритет отдан объектам, реализуемым в рамках программы строительства олимпийских объектов и подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

На этих объектах намечено не только сконцентрировать выделяемые ресурсы. Уже начата реализация программы контроля за ходом строек с применением компьютерных систем и видеомониторинга. Системы контроля и отчетности должны удовлетворить жестким требованиям международных организаций, предусмотренным правилами подготовки к проведению этих мероприятий. Эти системы контроля будет поэтапно внедряться на все строительные площадки.

Предусмотрено дополнительно усилить внимание к тем ключевым проблемам автомобильных дорог, которые без значительных капиталовложений могут дать большую отдачу в части повышения безопасности движения, качества обслуживания пользователей, повышения надежности дорожных сооружений.

Строительство на автодорогах линий освещения, современных типов ограждений, установка технических средств организации движения и систем управления движением должны осуществляться в приоритетном порядке. В Росавтодоре будет активизирована реализация плана работ по обустройству федеральных дорог ограждениями. В 2009 году намечено установить вновь и заменить на более совершенные типы 878 км ограждений.

В рамках реализации плана работ по обустройству федеральных дорог искусственным освещением в 2009 году намечено устройство 776 км линий освещения, что на 21 % больше, чем в 2008 году.

На федеральных автомобильных дорогах имеется 148 ремонтонепригодных мостов, то есть сооружений, состояние которых не может быть доведено до нормативных требований путем проведения капитального ремонта. Их реконструкция – также приоритетное направление. В 2009 году на федеральных дорогах планируется ввести в эксплуатацию после капитального ремонта и ремонта искусственные сооружения общей длиной 15685 пог. м, или на 15 % больше, чем в 2008 году.

С учетом этих приоритетов пересмотрен перечень объектов инженерных изысканий и разработки проектной документации. Она будет разрабатываться прежде всего на минимально необходимый объем строительства объектов, завершаемых в 2010 году, и объекты, реализуемые в рамках программы строительства олимпийских объектов и подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

Серьезные задачи стоят в области ремонта и содержания автомобильных дорог. Нельзя допустить, чтобы снижение финансирования дорожно-эксплуатационных работ на федеральных дорогах, предусмотренное в утвержденном федеральном бюджете, отодвинуло сроки ликвидации недоремонта дорог, приведения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автомобильных дорог в соответствие с нормативными требованиями.

Для наиболее эффективного использования выделенных средств принято решение об ускоренном переходе на нормативное финансирование содержания 19 федеральных дорог, наиболее загруженных движением и испытывающих наиболее сильное воздействие от тяжелых транспортных средств.

Соответствие техническим регламентам состояния дорог и уровня безопасности движения является одним из важнейших требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах».

Отсутствие утвержденных технических регламентов оказывает значительное негативное влияние на результаты претензионной работы, на доказательность позиции Росавтодора в судебных делах в случаях низкого качества работ недобросовестных подрядчиков.

Вместе с тем, изменения, внесенные в Федеральный закон «О техническом регулировании» дают возможность разработки и утверждения нового вида документов - свода правил. Ноябрьское Постановление Правительства № 858 установило порядок разработки утверждения данного вида нормативно-технических документов.

В 2009 году совместно с Минтрансом нам необходимо рассмотреть возможность переработки нормативно-технической базы в области проектирования автомобильных дорог и утверждение соответствующего свода правил. В нем необходимо учесть все современные тенденции по повышению уровня потребительских характеристик автомобильных дорог, безопасности дорожного движения, средств организации дорожного движения. Нужно предусмотреть возможность применения новых материалов, техники и технологий для повышения эффективности использования бюджетных средств.

Существенную роль в оптимизации бюджетных расходов на дорожно-эксплуатационных работах должна сыграть система ГЛОНАСС. Мы предложили актуализировать мероприятия ФЦП«Глобальная навигационная система», направить их на повышение качества содержания дорог. На первом этапе предложено разработать и внедрить в пилотном режиме в дорожно-эксплуатационных предприятиях автоматизированную систему диспетчерского управления транспортом с установкой на дорожной технике навигационных датчиков. Эта система позволит снизить непроизводительные издержки, осуществлять контроль и сопровождение механизированных работ по содержанию автомобильных дорог. В дальнейшем автоматизированными системами диспетчерского управления транспортом будут оснащены все органы управления дорожным хозяйством. Нужно рекомендовать применение этих методов и на территориальных дорогах.

Снижение себестоимости работ по содержанию автомобильных дорог может быть достигнуто путем ускорения технического переоснащения организаций, занятых содержанием и ремонтом автомобильных дорог. Это позволит также повысить качество дорожных работ и межремонтные сроки, повысить конкурентоспособность и выживаемость дорожных предприятий. Сегодня на рынке работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения действуют 328 подрядных организаций различных форм собственности. Парк дорожно-эксплуатационной техники, принадлежащей этим предприятиям, изношен: около 40 % дорожных машин выработали свой ресурс полностью, еще около 20 % техники имеет уровень физического износа более 70%. По произведенным расчетам потребность предприятий, выполняющих работы по содержанию автомобильных дорог федерального значения, в дооснащении составляет 10,5 тысяч единиц различной техники и в плановом обновлении парка - 2,8 тысяч единиц ежегодно.

Для решения задачи важное значение имеет создание Государственной транспортной лизинговой компании, призванной организовать, развитие лизинга отечественных транспортных средств и дорожно-строительной техники.

В части субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оптимизации бюджетных расходов в пообъектном распределении к соглашениям о предоставлении субсидий на 2009 год нужно жестко придерживаться положений протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Д.Н. Козака о включении в перечни только объектов, по которым завершаются ранее начатые стройки. Это не относится к взаимоувязанным объектам и объектам, имеющим большую социальную значимость.

При этом, не удастся обеспечить выполнение ранее предусмотренных сроков завершения строительства по ряду объектов, осуществляемых во исполнение поручений Президента Российской Федерации и нормативных актов Правительства Российской Федерации, кроме объектов, направленных на подготовку и проведение празднования 1000-летия основания г. Ярославля и 1000-летия основания г. Великого Новгорода, строительства автодорожного маршрута Махачкала - Гимры - Чирката - Тлох - Ботлих, олимпийских объектов в Краснодарском крае.

Хочу еще раз вернуться к вопросу перехода на нормативное финансирование ремонта и содержание автомобильных дорог в регионах. Мониторинг Росавтодора показал, что по состоянию на 20 февраля нормативные акты об утверждении нормативов затрат на содержание и ремонт дорог приняты только в 34 субъектах Российской Федерации. Также медленно движется работа по принятию планов перехода на нормативное финансирование дорожно-эксплуатационных работ. Напоминаю, что непринятие нормативных правовых актов об утверждении нормативов затрат на содержание и ремонт дорог является нарушением федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности».

Сейчас субъектами Российской Федерации разрабатываются для представления в Минздравсоцразвития России региональные программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Создана и активно действует рабочая группа Минтранса России по мониторингу и выработке предложений, направленных на обеспечение устойчивого функционирования организаций. В дорожной отрасли такая рабочая группа создана в Росавтодоре. Рабочие группы рассматривают и согласовывают региональные программы по снижению напряженности на рынке труда. Целесообразно в составе общественных работ, которые входят в состав региональных программ, предусматривать работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог, в первую очередь в городах, где наиболее высока проблема занятости населения и где общественные работы дадут наибольший эффект на благоустройстве улиц, местных проездов, парковых территорий.

Для поддержки дорожного хозяйства в субъектах Российской Федерации в Правительство Российской Федерации представлен проект изменений в правила предоставления субсидий в рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» и субсидий на строительство и модернизацию автомобильных дорог, предоставляемых в рамках положений Бюджетного Послания Президента Российской Федерации 2006 года. Эти изменения предусматривают увеличение максимальной доли софинансирования из федерального бюджета с предусмотренных ранее 80 процентов годового объема бюджетных инвестиций в объект до 95 процентов. Это поможет повысить в субъектах Российской Федерации гибкость использования средств собственных бюджетов, перераспределить их на содержание и ремонт дорог.

Проект изменений в правила предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и модернизацию автомобильных дорог, предусматривает также возможность использования этих субсидий на содержание и ремонт региональных и муниципальных автодорог с целью сохранения существующих и создания дополнительных рабочих мест.

Правила предоставления субсидий на строительство и реконструкцию автомобильных дорог по подпрограмме «Автомобильные дороги» согласованы всеми федеральными органами исполнительной власти и находятся на утверждении в Правительстве Российской Федерации.

Подводя итоги 2008 года, считаю, что поставленные перед дорожной отраслью первоочередные задачи мы, в целом, выполнили. Более того, мы активно развиваемся и движемся вперед.

В сложившихся финансовых и экономических условиях состояние автомобильных дорог, серьезно влияющее на уровень транспортных издержек в цене продукции, оказывает существенное влияние на конкурентоспособность продукции российских предприятий, их финансовую устойчивость и выживаемость, нужно чтобы качество нашей работы, оперативность принятия решений, активная позиция, не только позволили внести вклад в скорейший выход из сегодняшних сложных экономических условий, но и обеспечили выход на качественно новый уровень решения крупных и сложных задач, стоящих перед дорожным хозяйством и страной в целом.

А с учетом уже достигнутых результатов, я уверен, что наша отрасль с поставленными задачами справится.

Все выступления и интервью