Доклад Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в рамках «Правительственного часа»
11 сентября 2007, 20:00
Доклад
Министра транспорта Российской Федерации
И.Е. Левитина на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации в рамках «Правительственного часа»
«О реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год о создании в Российской Федерации эффективной транспортной системы»
12 сентября 2007 г.
Уважаемые депутаты!
Важноcть устранения ограничений инфраструктурного характера в социально-экономическом развитии Российской Федерации, в том числе, в сфере транспортной инфраструктуры, была подчеркнута в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 27 апреля 2007 г.
В докладе 25 мая с.г. в рамках «Правительственного часа» Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации были кратко изложены основные мероприятия, которые запланированы Минтрансом России в свете выполнения положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год о создании в Российской Федерации эффективной транспортной системы.
Деятельность Министерства за истекший период была сконцентрирована на активном решении поставленных Президентом Российской Федерации задач, а также реализации программных документов Министерства, обеспечивающих развитие и безопасное функционирование транспортной системы, повышение эффективности и качества предоставляемых услуг, совершенствование механизмов бюджетного финансирования, привлечение инвестиций и, безусловно, дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры.
Рост экономики страны, увеличение подвижности населения, высокие темпы автомобилизации требуют построения оптимальной транспортной сети. Ее создание позволит удовлетворить требования пользователей в перевозках с минимальными затратами времени и ресурсов при обеспечении высокого качества и безопасности поездок.
В связи с этим необходимо осуществить переход на качественно новые принципы функционирования транспортной системы с использованием новейших технологий, как в создании транспортной инфраструктуры, так и в вопросах внедрения инновационных технологий в области эксплуатации и ремонта объектов транспорта, освоении новых рынков транспортных услуг.
В настоящее время Министерством одновременно с формированием основных документов транспортной политики на долгосрочную перспективу ведется разработка инструментов ее реализации.
Действующая ФЦП «Модернизация транспортной системы Российской Федерации (2002-2010 годы)» в целом выполнила свою функцию по модернизации транспортной системы на первом этапе реализации Транспортной стратегии Российской Федерации и на данный момент заканчивается ее корректировка и согласование с федеральными органами исполнительной власти с целью ее завершения в 2009 г.
Параллельно с учетом поставленных Президентом задач Минтранс России ведет работу по формированию новой ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 гг.)», в рамках которой Министерством планируется реализация мероприятий по укреплению экономических связей между территориями, удовлетворению растущих потребностей населения и отраслей экономики в услугах транспорта и повышению их качества.
Программа предусматривает комплексный подход к решению существующих проблем развития транспортной системы на основе согласованного развития и взаимодействия различных видов транспорта.
Потребности в развитии транспортной системы рассчитаны на основе прогнозных параметров роста внутреннего валового продукта, объемов производства, динамики грузовых и пассажирских перевозок, принятых при формировании долгосрочной Концепции социально-экономического развития России.
Важным направлением реализации программы будут мероприятия по подготовке проектной документации по проектам, которые затем предполагается финансировать на условиях государственно-частного партнерства.
Следует отметить, что первоочередной задачей является качественное проведение предпроектных работ, включающих выбор оптимальной модели государственно-частного партнерства, схемы проектного финансирования и модели распределения рисков. Совершенно очевидно, что новые подходы к формированию структуры программы предполагают и иные принципы управления.
В настоящее время в сфере государственного управления активно внедряются управленческие технологии, используемые бизнесом. В частности, проектный подход к управлению программами, основная роль в развитии которого принадлежит управлению проектными процессами.
Реализация такого подхода позволит максимально приблизить фактические затраты по проектам к запланированным, а также обеспечить гибкость реализации проектов и программ при изменении объемов их финансирования.
Хотел бы особо акцентировать ваше внимание, что все функции хозяйственной деятельности и непосредственного управления проектами планируется делегировать бизнесу в рамках заключаемых соглашений о государственно-частном партнерстве.
Ключевым принципом механизма реализации программы является принцип баланса интересов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций различных форм собственности.
Наконец, еще одной особенностью программы является механизм ее финансирования. В общем виде предлагаемая схема представляет собой механизм смешанного долевого финансирования проектов частными инвесторами, Российской Федерацией и регионами Российской Федерации через механизм создания совместных акционерных обществ, либо через передачу создаваемых объектов государственной собственности в длительное концессионное управление.
Решение задачи комплексного развития транспортных коридоров и их обустройство обуславливает необходимость перехода от узкоотраслевого и регионального подхода к комплексному межотраслевому управлению. Это позволит согласовать развитие и работу различных элементов транспортного комплекса Российской Федерации и ускорить прохождение грузов через российские транспортные узлы. Механизмом реализации такого комплексного подхода может быть создание сети транспортно-логистических систем на базе ключевых портов.
В Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации одной из основных государственных задач определена необходимость разработки долгосрочной программы развития железнодорожного транспорта России.
По итогам обсуждения в июле-августе 2007 года во всех федеральных округах с участием полномочных представителей Президента Российской Федерации в соответствующих округах и руководством субъектов Российской Федерации, входящих в их состав, разработанный Минтрансом России проект Стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года получил поддержку и одобрение во всех семи федеральных округах. Предложения субъектов Российской Федерации, полученные в ходе обсуждения, включены в проект Стратегии с учетом приоритетов и сроков реализации.
6 сентября с.г. на заседании Правительства Российской Федерации проект был в целом одобрен и в ноябре с.г. планируется представить доработанный вариант для утверждения.
В качестве одного из основных прогнозируемых результатов реализации мероприятий Стратегии будет формирование инфраструктурного базиса для обеспечения территориальной целостности и обороноспособности страны, создание транспортных условий для ускоренного роста российской экономики.
Плотность железнодорожной сети по максимальному варианту возрастет к 2030 году на 23,8% при полной ликвидации ограничения пропускной и провозной способности.
Объем перевозок транзитных грузов возрастет более чем в 3,6 раза.
В целях повышения конкурентоспособности, а также совершенствования нормативно-правовой базы функционирования железнодорожного транспорта Минтрансом России ведется работа по внесению комплексных изменений в федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
В настоящее время Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности утверждены Концепции и проекты технических заданий на разработку указанных законопроектов и идет работа по подготовке текста законопроектов.
В целях решения крупных задач, поставленных Президентом по развитию дорожного хозяйства, Минтрансом России разработан проект концепции программы развития дорожной сети до 2015 года.
Концепция предусматривает реализацию мероприятий, направленных на строительство высококачественных федеральных трасс и реконструкцию дорог, формирующих международные транспортные коридоры в Европейской части России по направлениям Север–Юг и Центр – Урал, а также по направлениям, обеспечивающим реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири.
Запланированы мероприятия по повышению эффективности использования средств федерального бюджета, в том числе путем расширения применения механизма государственно-частного партнерства при строительстве, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог, перехода к системе управления дорожным хозяйством, ориентированной на достижение целевых показателей по развитию сети автомобильных дорог на основе долгосрочных контрактов.
В результате реализации Программы предусматривается построить и реконструировать 2300 км автомобильных дорог, формирующих систему скоростных автомагистралей. В качестве первоочередных объектов строительства будут рассматриваться дороги и их участки, на которых увеличение интенсивности движения транспорта уже в настоящее время привело к превышению уровня загрузки 0,6 – 0,7 от возможной пропускной способности, а также объекты незавершенного строительства, входящие в систему скоростных автомобильных дорог.
Сеть скоростных автомагистралей будет создаваться на основе использования механизмов государственно-частного партнерства с привлечением внебюджетных инвестиций. При этом используемые инструменты управления сетью скоростных автомагистралей будут предусматривать возможность направления собранных средств от эксплуатации платных дорожных объектов не только на возврат вложенных частных инвестиций и получение прибыли концессионерам, но и на развитие новых направлений автодорожных маршрутов.
В Послании Президента Российской Федерации указано, что увеличение объемов финансирования должно сопровождаться созданием правовой базы, предусматривающей «новые современные способы финансирования строительства и эксплуатации дорог».
В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации о переходе с 2008 года к финансированию автомобильных дорог федерального значения по утвержденным нормативам на ремонт и содержание автомобильных дорог принято постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 539 «О Нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правила их расчета».
Указанным постановлением предусматривается к 2011 году поэтапное увеличение расходов на содержание автомобильных дорог федерального значения и искусственных сооружений на них до уровня, полностью обеспечивающего их поддержание в нормативном состоянии.
Затрагивая вопрос совершенствования нормативно-правовой базы дорожного хозяйства необходимо отметить.
29 июня 2007 г. Государственной Думой в первом чтении был принят проект федерального закона «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его второе чтение запланировано на октябрь 2007 г.
Кроме того, в ходе осенней сессии запланировано рассмотрение во втором чтении законопроектов «Устав автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации», а также «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации».
Принимая во внимание важность указанных законопроектов для целостного регулирования дорожной отрасли, прошу поддержать рассматриваемые законопроекты при рассмотрении их в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
О подготовке и внесении в установленном порядке поправок в бюджетное законодательство, предусматривающей выделение в 2007 – 2009 гг. дополнительных средств на финансирование дорожного хозяйства по направлениям, указанным в Послании
Минтрансом России подготовлены предложения по распределению средств, предусмотренных на развитие уличной и дорожной сети в городах и административных центрах субъектов Российской Федерации с учетом численности их населения и бюджетной обеспеченности, а также по выделению дополнительных средств из федерального бюджета на строительство внеклассных мостов в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, реконструкцию и ремонт автомобильной дороги федерального значения М-4 «Дон».
Указанные выше предложения учтены в Федеральном законе от 16.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».
Субсидии городам (поселкам городского типа) Российской Федерации на развитие улично-дорожной сети на 2007 год в объеме 20,079 млрд. рублей в августе с.г. в полном объеме перечислены субъектам Российской Федерации.
Издан приказ Минтранса России от 16.08.2007 г. № 123 «О введении отчетности о целевом использовании субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий бюджетам городов (поселков городского типа) Российской Федерации на развитие улично-дорожной сети».
Решаются вопросы о направлении в соответствии с положениями Послания дополнительных средств в размере 70,0 млрд. рублей на увеличение финансирования автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения в период 2008-2009 годы и, как следствие, о внесении изменений в подпрограмму «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», предусматривающих увеличение объемов финансирования подпрограммы.
Минтранс России обратился в Минфин и Минэкономразвития с просьбой внести в установленном порядке изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», предусматривающие увеличение объемов финансирования дорожного хозяйства на 70,0 млрд. рублей, в том числе в 2008 году на сумму 30,408 млрд. рублей и в 2009 году - на сумму 39,592 млрд. рублей.
Прошу депутатов поддержать указанные законопроекты при их рассмотрении в Государственной Думе.
В целях решения задачи по ускоренному обновлению и модернизации основных фондов наземной инфраструктуры Минтрансом России разработан и находится в стадии согласования проект Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации.
В рамках создания транзитных авиационных центров предполагается формирование национальной опорной сети аэродромов, включая создание на территории Российской Федерации инфраструктуры международных узловых аэропортов (хабов), имеющих значительный пассажиропоток и развитую сеть международных воздушных линий.
В результате реализации мероприятий, предусмотренных проектом Концепции, в Российской Федерации должна быть создана эффективная национальная опорная аэродромная сеть, построенная на принципах устойчивого роста перевозок воздушным транспортом и экономии ресурсов отрасли за счет использования системы международных и внутрироссийских узловых аэропортов.
Одновременно, будут созданы условия для повышения авиационной подвижности населения и доступности авиаперевозок, увеличения удельного веса международного трансфера в суммарных отправках пассажиров из аэропортов Российской Федерации при синхронном сокращении доли средств федерального бюджета в общих капитальных вложениях в модернизацию и развитие аэродромных комплексов национальной опорной аэродромной сети.
Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» созданы правовые основания для передачи в собственность субъектов Российской Федерации аэропортов и аэродромов гражданской авиации, включая имущество, необходимое для их обслуживания.
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении и планируется к рассмотрению в период осенней сессии 2007 года проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», которым предполагается установить порядок наделения субъектов Российской Федерации правом собственности на аэропорты (аэродромы) гражданской авиации, и полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению перечня федеральных аэродромов гражданской авиации, не подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации.
Говоря о нормативно-правовой базе воздушного транспорта, необходимо отметить, что до сих пор не урегулированы отношения в сфере государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, в том числе порядок осуществления государственной регистрации прав на воздушные суда.
Проект соответствующего федерального закона был принят Государственной Думой в первом чтении более трех лет назад.
В настоящее время на территории Российской Федерации отсутствует государственная регистрация прав собственности на воздушные суда. Вместе с тем, Гражданским кодексом Российской Федерации воздушные суда отнесены к недвижимым вещам, права на которые подлежат государственной регистрации. Кроме того, Воздушным кодексом Российской Федерации предусмотрена регистрация прав собственности и других вещных прав на воздушные суда.
Изменения в правовой и экономической сферах, а также системе органов государственной власти, потребовали внесения изменений в ряд положений упомянутого законопроекта и Правительством Российской Федерации в марте с.г. направлены в Государственную Думу поправки к проекту федерального закона «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними».
Вместе с тем, в программе законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2007 года рассмотрение указанного законопроекта не предусмотрено.
Прошу включить в план осенней сессии рассмотрение указанного законопроекта и принять его во втором и третьем чтении.
Кроме того, Минтрансом России подготовлен и внесен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и статью 263 Налогового кодекса Российской Федерации».
Указанный проект направлен на повышение страховой защиты пассажиров воздушных судов, грузоотправителей, третьих лиц, а также устранение пробелов и противоречий в действующем законодательстве, регулирующем вопросы страхования ответственности на воздушном транспорте.
Проектом предусматривается увеличение страховых сумм, в частности, в случае причинения вреда жизни предлагается производить родственникам погибших пассажиров страховую выплату в размере не менее чем два миллиона рублей на каждого пассажира воздушного судна.
Учитывая большую социальную значимость данного законопроекта, прошу поддержать его при поступлении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в установленном порядке.
О реализации комплекса мер, направленных на развитие морских портов, включая разработку и принятие инвестиционных программ развития российских портов, решение вопросов с оформлением земли под развитие портовой инфраструктуры, а также создание особых экономических зон портового типа с льготным режимом налогообложения.
В сфере развития комплексных транспортных узлов продолжается работа по строительству и реконструкции портовых комплексов в Усть-Луге, Тамани и Мурманске.
Проекты «Строительство многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2» в морском торговом порту Усть-Луга» и «Развитие транспортной инфраструктуры порта «Тамань», включая сухогрузный район порта» получили положительное заключение Инвестиционной комиссии по проведению отбора инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Кроме того, проект «Строительство многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2» в морском торговом порту Усть-Луга» был одобрен Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, и в настоящее время завершен процесс согласования паспорта указанного проекта.
Одновременно, ведется подготовка материалов по проекту «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» для участия в конкурсе на получение государственной поддержки из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Указанным инвестиционным проектом предусматривается строительство нефтеперегрузочного терминала, угольного терминала, терминала контейнеров и генеральных грузов, а также железнодорожной ветки от станции Мурмаши-2 до станции Лавна.
Мероприятия разрабатываемой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» будут предусматривать модернизацию портовых транспортных узлов комплексно с опережающим развитием железнодорожных и автомобильных подходов припортовой инфраструктуры и логистических центров. В мероприятия программы планируется включить создание в портах Мурманск, Калининград (Балтийск), Восточный и Тамань современных перегрузочных комплексов, включая контейнерные хабы, способные принимать современные контейнеровозы с целью обработки не только российских внешнеторговых грузов, но и транзитных грузов иностранных фрахтователей.
С целью привлечения инвестиций в развитие, содержание и реконструкцию объектов российских морских, речных портов и аэропортов Минэкономразвития России совместно с Минтрансом России был разработан проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты Российской Федерации». 26 апреля 2007 года указанный законопроект принят Государственной Думой в первом чтении. Ко второму чтению он планируется в период осенней сессии.
Наконец также очень важный закон, принятие которого необходимо для решения вопросов, связанных с развитием портовой инфраструктуры и обеспечения взаимодействия между портами и организациями других видов транспорта. Речь идет о проекте федерального закона «О морских портах в Российской Федерации», который также находится на рассмотрении Государственной Думы.
С целью устранения инфраструктурных ограничений и увеличения пропускной способности внутренних водных путей Единой глубоководной системы европейской части России в южном и балтийском направлениях осуществляется подготовка к разработке инфраструктурных инвестиционных проектов по развитию Волго-Донского канала и Волго-Балтийскому водному пути.
Инфраструктурный проект «Развитие инфраструктуры Волго-Донского водного пути со строительством второй линии шлюзов» планируется осуществить в рамках международного консорциума заинтересованных прикаспийских государств.
В настоящее время ведется работа по обоснованию инвестиций и проведению проектно-изыскательских работ по модернизации Волго-Донского канала и строительство второй линии шлюзов.
Инвестиционный проект «Развитие инфраструктуры Волго-Балтийского водного пути с целью его устойчивого функционирования и увеличения пропускной способности со строительством второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла» планируется реализовать с применением механизма государственно-частного партнерства. В настоящее время проект находится на рассмотрении в Минэкономразвития России.
Предлагаемые сроки реализации проекта: разработка обоснований инвестиций – 2007 год, изыскательские и проектные работы – 2008 год, строительные работы – 2009-2013 гг.
Как было отмечено Президентом Российской Федерации, финансовое обеспечение развития транспортной инфраструктуры должно осуществляться не только за счет увеличения объема финансирования из бюджета, но и за счет привлечения средств из внебюджетных источников, включая механизм государственно-частного партнерства.
Должен отметить, что инвестиционные проекты транспортного комплекса стали лидерами первого блока проектов, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р для финансирования с привлечением средств Инвестиционного фонда.
На заседании Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта 17 августа 2007 г. было доложено о ходе реализации проектов строительства автомобильных дорог с использованием механизма государственно-частного партнерства.
В настоящее время положительные решения Правительственной комиссии по отбору проектов, претендующих на государственную поддержку за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, приняты по 10 проектам. Суммарные капитальные вложения в развитие транспортной инфраструктуры по этим проектам в прогнозируемом периоде составят 268,2 млрд. рублей, в том числе из средств Инвестиционного фонда РФ – 120,5 млрд. рублей.
Это проекты платной автомагистрали «Западный скоростной диаметр», скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург км 15 - км 58, Орловского тоннеля под р. Невой в Санкт-Петербурге, нового выхода на московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск, на участке новой железнодорожной линии Кызыл – Курагино, многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2» в морском торговом порту Усть-Луга, проекты развития транспортной инфраструктуры Нижнего Приангарья, Читинской области и г. Нижнекамска.
Правительством Российской Федерации утверждены паспорта ряда инвестиционных проектов строительства автомобильных дорог, финансирование которых предусмотрено из Инвестиционного фонда Российской Федерации с применением механизмов государственно-частного партнерства.
Вместе с тем, существует ряд неурегулированных проблемных вопросов в законодательном обеспечении государственно-частного партнерства, которые выявляются в ходе практического применения нормативных актов и не позволяют в полной мере реализовать их потенциал.
Требует скорейшей гармонизации законодательство о концессиях с нормами положения об Инвестиционном фонде для того, чтобы была возможность приступить к реализации этих инвестиционных проектов.
Далее. Второй проблемный блок – возможность реализации проектов на совместных началах Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Мы провели консультации со многими регионами: дорожные проекты, которые являются достаточно капиталоемкими, многим субъектам не под силу даже с учетом привлечение частных инвестиций. При этом опыт Санкт-Петербурга показывает, что участвовать совместно с субъектом Российской Федерации в инвестиционных проектах можно и нужно. Это не всегда просто, но полагаю эффект того стоит, и для Федерации, и для субъекта.
Минтранс подготовил и направил в МЭРТ пакет поправок в проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение об Инвестиционном фонде Российской Федерации» и в проект Положения об Инвестиционном фонде Российской Федерации, а также согласованный официальный отзыв на проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О концессионных соглашениях» и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О концессионных соглашениях».
Значительным шагом на пути создания государственных финансовых институтов развития государственно-частного партнерства стало появление Российского банка развития, основная задача которого – мобилизация долгосрочных кредитных ресурсов и их перераспределение в интересах государства для обеспечения финансирования крупных инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение.
Российские и иностранные инвесторы выражают заинтересованность в инвестировании средств в реализацию проектов по развитию транспортной инфраструктуры, но одновременно и ставят вопросы о необходимости дать им ясные ориентиры.
Сегодня в России – это первый опыт и исключительно важно, чтобы он стал успешным. От этого во многом зависят дальнейшие перспективы развития концессионного рынка и налаживания эффективного сотрудничества государства и бизнеса в сфере развития транспортной инфраструктуры.
Заканчивая свое выступление, отдельным блоком хочу отметить - Президент неоднократно поднимал вопрос о необходимости создания механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования.
Минтранс России уделяет большое внимание проблемам формирования кадрового потенциала, поскольку задачи развития транспортного комплекса могут быть решены только за счет обеспечения отрасли достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов (логистика, межтранспортное взаимодействие).
В частности предполагается использование особых мер государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы и современные технологии.
В качестве примера приведу проект создания на базе Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского научно-образовательного комплекса, реализация которого планируется в рамках разрабатываемой в настоящее время ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)».
Министерством в рамках Плана мероприятий по реализации Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года планируется внесение поправок в федеральное законодательство и другие правовые акты по целевому приему в ведомственные образовательные учреждения, призванные ограничить отток выпускников транспортных образовательных учреждений, подготавливаемых за счет средств федерального бюджета, за рубеж.
В частности большую важность представляет проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который рассматривался на Координационном совете Минтранса по законотворческой деятельности.
Прошу также вашей поддержки, уважаемые депутаты, и в этом вопросе.
Уважаемые депутаты!
В заключение, хочу поблагодарить за внимание, которое уделяется Федеральным Собранием Российской Федерации проблемам развития транспортного комплекса, отметить понимание и поддержку со стороны Правительства Российской Федерации, комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, смежных министерств и администраций регионов.
В феврале с.г. был принят очень важный закон для отрасли – «О транспортной безопасности».
И тем не менее решение поставленных Президентом задач, интересы государства, и, в первую очередь, граждан Российской Федерации, требуют оперативных совместных действий.
Подчеркну - ряд очень важных для целостного регулирования транспортного комплекса законопроектов, отраженных в моем докладе, находится на рассмотрении в Государственной Думе. Большинство законопроектов запланировано к слушаниям в ходе осенней сессии. И, конечно, наша совместная работа будет продолжаться и в дальнейшем.
Надеюсь на плодотворное сотрудничество.
Благодарю за внимание.