Изображения

Обычная версия

С докладом об основных итогах работы морского и внутреннего водного транспорта в 2008 году и задачах на 2009 год выступил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко.

25 февраля 2009, 21:00

Доклад Руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А.А.ДАВЫДЕНКО
на расширенном заседании Совета ФАМРТ
26 февраля 2009 года

ОБ ОСНОВНЫХ ИТОГАХ РАБОТЫ МОРСКОГО И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В 2008 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2009 ГОД


Уважаемый Игорь Евгеньевич!
Уважаемые члены Совета!
Уважаемые участники заседания!

Традиционно в это время мы проводим расширенное заседание Совета Федерального агентства морского и речного транспорта, подводя итоги работы отрасли за прошедший год и уточняя планы на ближайшую перспективу.

Деятельность Агентства за истекший период была направлена на достижение целей и реализацию задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, Морской коллегией при Правительстве Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации.

В 2008 году Правительством были приняты два значимых для отрасли документа:

  • Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года;

  • Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 годы.

Этими документами определены приоритетные цели развития транспортного комплекса, в том числе морского и речного транспорта, на период до 2015 года и на долгосрочную перспективу (обозначены на слайде).

За прошедший год на основных товарных и фрахтовых рынках наблюдалась позитивная ситуация. Однако мировой финансовый кризис отразился на объеме внешней торговли. Мы это почувствовали в 4 квартале 2008 года.

Сократили объёмы производства металлургическая, цементная, химическая и другие виды промышленности. Многие компании осуществляют свою деятельность за счёт привлеченных и заёмных средств, дефицит которых стал проявляться в указанный период. Возникают сложности с получением кредитов, снижается инвестиционная активность участников рынка. Таким образом, в условиях мирового финансового кризиса мы вынуждены пересматривать наши планы.

Минфином России лимиты бюджетного финансирования на 2009 год доведены не в полном объеме и в настоящее время проводится работа по дальнейшему их сокращению. В создавшихся условиях необходимо очень ответственно подойти к выбору приоритетов, усилить контроль над расходами.

Правительственной комиссией по повышению устойчивого развития российской экономики утвержден Перечень системообразующих компаний, куда вошли от отрасли: Совкомфлот, Дальневосточное, Приморское и Мурманское морские пароходства, Северо-Западное, Московское, Волжское, Обь-Иртышское и Ленское речные пароходства, Новороссийский морской торговый порт, Ростовский порт и ФГУП «Росморпорт».

Выбраны банки, которые в соответствии с установленным порядком будут кредитовать отрасль.

В Минтрансе России сформирована специальная Рабочая группа по мониторингу финансово-экономического состояния и выработке предложений по оказанию помощи со стороны государства предприятиям отрасли.

С целью постоянного мониторинга ситуации Росморречфлотом поручено уполномоченной компании – ЗАО «Морцентр-ТЭК» совместно с Ассоциациями отрасли еженедельно предоставлять отчеты по вопросам занятости, динамики рабочих мест и выплаты заработной платы работникам предприятий морского и внутреннего водного транспорта.

Считаю, что меры предпринятые Правительством и Министерством транспорта, направленные на поддержку транспортного сектора, уже в ближайшее время должны дать положительные результаты.

Остановлюсь на итогах работы отрасли.

Объемы перевозок грузов морским транспортом в 2008 году выросли почти на треть (27 %) и составили 35,7 млн. тонн. В том числе перевозки в заграничном плавании увеличились на 34 % и составили 27,3 млн.тонн, в каботажном плавании – на 8 % и составили 8,5 млн.тонн. Грузооборот морского транспорта увеличился против уровня 2007 года на 21,5 % и составил 85 млрд.т-км.

Основными грузами, перевозимыми на российских судах, являются: наливные, металлы и уголь – соответственно 22, 20 и 15 % от общего объема перевозок грузов.

В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности морским транспортом завезено 3,6 млн.тонн, что на 6 % больше уровня прошлого года. Все предъявляемые к перевозкам грузы своевременно обеспечивались тоннажем и доставлялись получателям.

Объёмы перевозок грузов морским транспортом в 2009 году ожидаем сохранить на уровне 2008 года.

В 2008 году построено 22 судна транспортного флота общим дедвейтом 1,2 млн. тонн и 3 судна обеспечивающего флота. Под российский флаг принято 7 транспортных судов и 3 судна обеспечивающего флота.

Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, на начало 2009 года составляет 1486 общим дедвейтом 17,0 млн. тонн, из которых 65,3 % тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами. Состав и динамика изменений морского транспортного флота, контролируемого Россией, представлены на слайде.

В 2009 году запланированы поставки ещё 27 судов транспортного флота суммарным дедвейтом около 2,3 млн.тонн.

По итогам 2008 года объём перевалки грузов в морских портах России незначительно, на 1,1 %, но превысил показатель предыдущего года и составил 455 млн.тонн (при запланированных ранее 485 млн.тонн). Из общего объема грузов, перерабатываемых портами России, Балтии и Украины 80 % - это отечественные порты (равно как и в 2007 году).

Объём, динамика и структура переработки грузов морскими портами представлена на слайде.

В целом 2008 год для морского и речного транспорта был позитивным. Экспертная оценка показывает, что с учетом антикризисных мер грузооборот морских портов России в 2009 г. может составить 475 млн. тонн против 515 ранее запланированных, что на 4,4 % выше уровня 2008 года.

В 2008 году в российских портах было введено перегрузочных мощностей около 60 млн.тонн, в том числе в портах Приморск, Усть-Луга, Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск, Мурманск, Тамань, Ванино.

В 2009 году планируется ввод объектов общей мощностью более 53 млн.тонн в том числе в портах Усть-Луга, Балтийск, Шахтерск, Владивосток, Кавказ, Тамань.

На внутреннем водном транспорте объем перевозок грузов в 2008 году остался практически на уровне прошлого года - 151,0 млн.тонн. На фоне положительной динамики за ряд прошлых лет темпы роста перевозок в прошедшем году замедлились в основном в заграничном сообщении.

Несмотря на ряд объективных факторов, с которыми столкнулись речники – это низкая водность рек восточных бассейнов, рост цен на дизельное топливо – доставка грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности была обеспечена в полном объёме, т.е. отправлено около 25 млн. тонн грузов, что на 8 % больше аналогичного показателя прошлого года.

Традиционными во многих речных бассейнах являются перевозки пассажиров. В 2008 году объем перевозок пассажиров снизился на 7,9 %, в основном на межрегиональных маршрутах, и составил 19,8 млн. чел.

Объем перевозок грузов внутренним водным транспортом в 2009 году ожидаем сохранить на уровне 2008 года.

За последние годы в речных портах отмечается устойчивый рост объемов погрузочно-разгрузочных работ: со 177 млн.тонн в 2003 году до 226 млн.тонн в 2008 году. Рост 2008-го года по отношению к 2007-му составил 0,5 %.

Из общего объема ПРР доля грузов в экспортно-импортном сообщении составляет около 5 %. Речные порты в основном ориентированы на переработку сухогрузов, их доля составляет около 93-95%, оставшиеся 5-7 % приходится на нефть и нефтепродукты, перерабатываемые на специализированных причалах.

Общая протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов по сравнению с 2007 годом увеличена на 10,3 % и доведена до 48 тысяч 112 километров. В 2000-ном году протяженность путей с гарантированными габаритами составляла около 42 тысяч километров.

Увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и продление сроков навигации позволили на 5,8 % увеличить использование внутренних водных путей для перевозок грузов и пассажиров.

Важным событием навигации 2008 года явилось открытие пропуска судов через построенную вторую нитку судоходного шлюза Кочетовского гидроузла на реке Дон. Ввод новой нитки позволил убрать одно из «узких» мест, увеличить пропускную способность и в целом повысить эффективность Единой глубоководной системы.

Объёмы перевозок грузов по ЕГС в 2008 году выросли на 5 % и составили 102 млн.тонн. Данные по объемам перевозок представлены на слайде.

Серьезным сдерживающим фактором развития перевозок грузов и пассажиров в Европейской части России является наличие ещё двух «узких» мест – Нижнесвирский шлюз и участок р. Волги в районе Городца, а также несоответствие глубин на некоторых участках ЕГС. Эти проблемы планируется решить в рамках реализации программы «Развитие транспортной системы России» в 2010-2015 гг.

Особое внимание в прошедшем году Росморречфлот уделял состоянию судоходных гидротехнических сооружений.

По результатам анализа деклараций безопасности на 1 января 2009 года число судоходных гидротехнических сооружений с пониженным, неудовлетворительным и опасным уровнями безопасности уменьшилось на 10,5 %. Данные приведены на слайде.

Ситуация начинает выправляться в результате увеличения бюджетного финансирования. В 2008 году на реализацию подпрограммы «Внутренние водные пути» из федерального бюджета выделено 4,58 млрд.рублей - в 1,8 раза больше, чем в 2007 году. Реконструкция велась на 43 объектах, по 19 объектам проводились проектно-изыскательские работы.

В 2009 году запланировано завершить реконструкцию на 9 объектах, приступить к разработке комплексных проектов реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей по 8 бассейнам.

Перспективы развития внутренних водных путей и речных портов рассматривались на совещании 15 июля 2008 г. на Кочетовском гидроузле и на совместном совещании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации и Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике 17 сентября 2008 г. в Ростове-на-Дону.

Во исполнение принятых решений Росморречфлотом совместно с речной общественностью разработан проект Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации, который предусматривает создание администраций речных бассейнов и специализированного хозяйствующего субъекта с целью разделения административно-властных полномочий и хозяйственных функций в системе государственного управления речными портами и водными путями. Предусматривается также передача на баланс создаваемого предприятия федерального имущества в речных портах, что должно повысить эффективность использования федеральной собственности, качественно улучшить систему управления и способствовать привлечению дополнительных инвестиций.

В настоящее время Концепция проходит согласование в государственных органах.

Необходимо остановиться отдельно на вопросах обеспечения безопасности судоходства.

Статистика происшествий по видам транспорта показывает, что всего на водном транспорте в 2008 году аварийность снизилась на 32,5 % (169 случаев транспортных происшествий в 2007 году и 114 – в 2008 году), снизилось число пострадавших: на морском транспорте – с 20 человек в 2007 году до 2 человек в 2008 году, на речном транспорте в 2007 году было 8 пострадавших, в 2008 году – 0.

В целом число погибших на морском и речном транспорте сократилось с 27-ми в 2007 году до 1 в 2008-м.

Такому снижению аварийности способствовали в том числе и предпринятые после трагедии 11 ноября 2007 года в Керченском проливе организационные и технические меры, направленные на повышение уровня безопасности судоходства.

Разработан и проходит согласование в Минтрансе России проект Положения о системе управления безопасностью на внутреннем водном транспорте.

Вместе с тем, достигнутые показатели безопасности могли быть куда значительнее, если бы судовладельцы и объединяющие их общественные организации проявляли больше активности по приведению внутренних стандартов безопасности к международному уровню. Ряд судоходных компаний значительно отстает в работе по приведению флота в соответствие с международными требованиями.

Например, Обь-Иртышское речное пароходство и Ленское объединенное речное пароходство оказались совершенно неподготовленными к наступлению сроков внедрения АИС.

Политика многих бункеровочных компаний и ассоциации бункеровщиков была направлена не на разработку планов по приведению бункерного флота Российской Федерации в соответствие с требованиями международного законодательства, а на поиск путей получения отсрочек от выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам.

Планирование деятельности Агентства осуществляется в соответствии с установленными Минтрансом России показателями. В 2007 году нам было установлено 22 показателя, из которых по 19-ти достигнуты плановые значения. В 2008 году количество показателей для Росморречфлота было увеличено до 30, из которых, по предварительной оценке, по 27-ти будут достигнуты плановые значения.

Таким образом, процент выполнения плана показателей деятельности Агентства превысит значение 2007 года и достигнет 90 %.

В основном, недовыполнение показателей связано с кризисными явлениями в экономике, уменьшением объемов ПРР и переносом срока ввода некоторых объектов.

В 2008 году Росморречфлотом совместно с Минтрансом России проводилась работа по реализации закона «О морских портах».

В развитие закона принято 1 постановление Правительства Российской Федерации и 2 приказа Минтранса России. Ещё 4 проекта постановления Правительства и 5 проектов приказов Минтранса проходят согласования в федеральных органах исполнительной власти.

В 2008 году Правительством Российской Федерации утверждены границы 5 морских портов: Варандей, Высоцк, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Пригородное и Тамань. Согласованы и подготовлены к внесению в Правительство ещё 32 проекта соответствующих распоряжений.

На темпах оформления границ сказалось введение необходимости дополнительного согласования материалов с Роснедвижимостью и Росводресурсами. Документы по границам ещё 6 морских портов: Азов, Владивосток, Махачкала, Петропавловск-Камчатский, Ростов-на-Дону, Таганрог будут представлены в Минтранс России в первом квартале текущего года.

Длительно задерживают согласование Администрации субъектов Федерации (пример: Санкт-Петербург, Владивосток).

Формирование проектов границ морских портов Сахалинской области, Чукотского автономного округа, Арктического бассейна планируется завершить в 2009 году.

Во исполнение постановления Правительства № 773 «О совершенствовании системы государственного управления морскими рыбными портами» к настоящему времени полностью завершен процесс объединения Администраций морских портов и Государственных администраций морских рыбных портов – все Администрации морских портов уже осуществляют административно-властные полномочия в отношении рыбопромысловых судов.

Таким образом, можно констатировать, что система государственных портовых властей в основном выстроена.

Кроме того, с учетом задач по укреплению присутствия России в Арктике и необходимости развития Северного морского пути как единого инфраструктурного транспортного объекта нами подготовлены предложения по созданию специализированного федерального государственного учреждения – Администрация Севморпути с наделением его соответствующим имуществом и функциями.

Особое внимание агентством уделяется вопросам совершенствования имущественно-земельных отношений, на базе которых формируются все инвестиционные проекты. Статьей 30 закона «О морских портах» Росморречфлот наделяется дополнительными функциями по оказанию услуг и управлению имуществом в отношении федерального имущества в морских портах, закрепленного за подведомственными Росморречфлоту организациями.

Совместно с Минтрансом России ведется работа по внесению изменений в отдельные законодательные акты и в положение об Агентстве. Разработан проект Порядка сдачи в аренду такого имущества и направлен на согласование в Минэкономразвития России.

Все эти вопросы призвано решать ФГУП «Росморпорт», с которым Росморречфлот ведет постоянную работу.

Эффективному развитию инфраструктуры на морском и речном транспорте препятствует существующая система налогообложения. Так, например, по ФГУП «Росморпорт» налог на имущество составил в 2008 году порядка 300 млн.рублей.

В 2009 году ожидается ввод таких объектов как автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, Морской пассажирский терминал на Васильевском острове и другие, в результате чего налог на имущество составит уже более 500 млн.рублей.

К 2015 году – моменту, когда будут введены все объекты, запланированные ФЦП, - налог составит около 1 млрд.рублей, что сопоставимо с доходами предприятия от аренды всех причалов при условии их переоценки.

Аналогичная ситуация складывается и по ФГУП «Канал имени Москвы». При вводе в 2009 году только 3-х объектов налог на имущество увеличится на 11 % и достигнет 122 млн.рублей. Это же ждёт и новый хозяйствующих субъект на внутренних водных путях.

Мы считаем необходимым создать равные конкурентные условия для всех видов транспорта в части налогообложения на землю и имущество. От этих налогов освобождены железнодорожный транспорт, Росавтодор, объекты энергоснабжения и трубопроводный транспорт. Мы ведем работу с регионами, но по-видимому, необходимо внесение изменений в федеральное законодательство.

Одной из важнейших и наиболее ответственных сфер является отраслевое образование.

На фоне трансформации мировой экономики и в условиях перехода России на инновационный социально ориентированный тип экономического развития обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные не только недостаточным развитием транспортной инфраструктуры, но и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров.

Согласно Указу Президента Российской Федерации 2009-й год объявлен в России Годом молодежи. Известно, что морское и речное образование укрепляют престиж России и вносят неоценимый вклад в патриотическое воспитание молодежи.

Нам удалось сохранить систему отраслевого образования. Завершено проведение мероприятий по созданию и функционированию семи единых образовательных комплексов.В настоящее время совместно с Минобрнауки ведется работа по переводу наших учебных заведений на бакалавриатуру и магистратуру в соответствие с международными стандартами.

С целью обеспечения перспективного развития образовательного процесса необходимо дальнейшее проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы и поддержке учебных заведений.

Это учтено и при формировании новой ФЦП на 2010-2015 годы, где были заложены в том числе средства на строительство социальных объектов. Мы понимаем, что привлечь молодежь можно только обеспечив её достойной зарплатой и стартовыми жилищными условиями.

В целом отмечу, что и по остальным направлениям Агентством проводится работа, направленная на достижение поставленных Транспортной стратегией до 2030 года и федеральными целевыми программами целей и задач (они обозначены на слайде).

Более подробно на некоторых аспектах работы Росморречфлота остановятся содокладчики.

Для успешного развития отрасли особенно в условиях мирового финансового кризиса нам необходимо четко выстроить систему приоритетов, повысить эффективность и качество нашей работы, усилить контроль за расходованием средств федерального бюджета, сохранить систему образования, кадры и рабочие места.

Особое внимание уделить укреплению системы безопасности на морском и речном транспорте.

Уверен, что знания, опыт, мастерство и преданность делу моряков и речников обеспечат успешное решение поставленных перед отраслью задач.

Доклад закончен. Благодарю за внимание.

Все выступления и интервью