Изображения

Обычная версия

Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил на заседании Правительства РФ с докладом о результатах и основных направлениях деятельности Минтранса на 2006-2008 годы и о мерах по реализации в среднесрочной перспективе Транспортной стратегии Российской Феде

19 апреля 2006, 20:00

Доклад Министра транспорта РФ И.Левитина на заседании Правительства РФ о результатах и основных направлениях деятельности Минтранса на 2006-2008 годы и о мерах по реализации в среднесрочной перспективе Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года

20 апреля 2006 г.

Основным документом, определяющим направления транспортной политики страны на долгосрочный период, является Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года.

С учетом Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, в рамках реализации основных положений Транспортной стратегии, разработана система первоочередных мероприятий на среднесрочный период и определен объем ресурсов, который должен быть задействован для достижения запланированных результатов.

Мероприятия представлены в двух программных документах:

  • Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года;
  • Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Минтранса России на 2006-2008 годы.

Представленные Документы взаимосвязаны между собой и органично дополняют друг друга. Они разработаны с учетом увеличения роли транспорта в повышении качества жизни населения, увеличения уровня национальной безопасности, обеспечении высоких темпов устойчивого экономического роста и создания потенциала для будущего развития.

В Стратегии определено, как достичь запланированных результатов, какие задачи и мероприятия выполнить, используя все виды ресурсов (бюджетные и внебюджетные).

В Докладе - как наиболее эффективно распорядиться бюджетными ресурсами для достижения запланированных результатов.

В связи с этим, разрешите объединить два вопроса и доложить вместе с мероприятиями по реализации Транспортной стратегии на среднесрочную перспективу основные результаты и направления деятельности Минтранса России в 2006-2008 годах, учитывая, что транспортная инфраструктура является особой сферой ответственности государства, и значение бюджетного финансирования будет оставаться для этой сферы определяющим.

В настоящее время сформирована система стратегических целей, тактических задач Министерства, разработан перечень показателей, позволяющих оценить степень их достижения.

Первая стратегическая цель - развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей снижение транспортных издержек, ускорение движения грузов и пассажиров.

Обеспечение эффективной работы и сбалансированного развития транспортной инфраструктуры рассматривается в качестве важнейшей сферы ответственности Министерства.

Наши усилия на ближайшие годы сконцентрированы на ликвидации основных разрывов и узких мест в опорной транспортной сети.

Вторая стратегическая цель – повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения.

Доступность рынка транспортных услуг, в том числе ценовая, является ключевым условием повышения мобильности, инструментом повышения качества жизни населения России.

Основными направлениями повышения транспортной доступности являются следующие:

Во-первых, это развитие сети дорог общего пользования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, в первую очередь сельских дорог, что позволит уменьшить затраты времени на поездки, повысить доступность услуг медицинских, культурных и образовательных учреждений;

Во-вторых - реализация комплекса локальных транспортных инфраструктурных проектов для качественного улучшения транспортного обеспечения отдельных регионов. Это, прежде всего, обеспечение перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах, в трудно доступных районах с низкой транспортной обеспеченностью;

В настоящее время мобильность российских граждан в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах мира. Около 50 тысяч населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с системой наземных транспортных коммуникаций. Для значительной части населения страны по-прежнему остаются недоступными услуги магистрального пассажирского транспорта.

В третьих - развитие воздушных и речных пассажирских перевозок в тех частях страны, где нет альтернативы этим видам транспорта;

В четвертых - развитие скоростных и высокоскоростных пассажирских железнодорожных перевозок также будет способствовать повышению деловой активности и транспортной подвижности населения России.

Решение этих задач позволит исключить ситуацию, когда определенная часть российских граждан лишена конституционных прав на получение своевременной медицинской помощи, свободу перемещения, свободный выбор работы и места своего проживания.

Следующая, третья, стратегическая цель - повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны.

Достижение цели означает формирование в России транспортной инфраструктуры мирового уровня и создание, таким образом, прочной основы для успешной интеграции России в мировую транспортную систему, изменения роли транспортной отрасли в формировании валового национального продукта.

Первым направлением реализации этой цели является развитие транзитного потенциала страны. Россия должна последовать примеру соседей на евроазиатском континенте, которые провозглашают все более амбициозные задачи по развитию транспортных коммуникаций.

Реализация комплексных инфраструктурных проектов, направленных на повышение привлекательности российских транспортных коридоров, позволит увеличить объем транзитных перевозок к 2010 году на 25-30 млн. тонн, получить дополнительные доходы в размере более 6 млрд долл. США.

Внедрение современных логистических технологий позволит снизить долю транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции, которая сейчас составляет 15–20%, до уровня 9–12% (в странах с развитой экономикой он составляет 7-8%).

Вторым направлением реализации данной цели является комплексная модернизация экспортной транспортной инфраструктуры, которая позволит обеспечить экспорт стратегических товаров, прежде всего энергоносителей. Речь идет о:

модернизации существующей портовой инфраструктуры, входящей в систему международных транспортных коридоров, и строительстве новых морских терминалов. Переключение экспортных потоков на российские порты снизит риски, связанные с использованием коммуникаций, которые Россия контролирует не полностью. Решение задач транспортировки стратегических энергоносителей осуществляется путем развития морского и железнодорожного транспорта согласованно с развитием трубопроводной инфраструктуры.

Также – это формирование сети аэропортов-хабов, в первую очередь на базе Московского авиаузла. Развитие аэровокзальных и грузовых комплексов, модернизация объектов наземной инфраструктуры позволит увеличить объем трансфертных пассажиров до 3-4 млн пассажиров в год ( в 7-10 раз больше существующего уровня).

Третье направление - повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на рынке транспортных услуг.

Последнее десятилетие заставило кардинально переосмыслить требования к системе безопасности транспортного комплекса.

Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы – вынесено в специальную четвертую цель Министерства.

Основные направления реализации данной цели представлены на слайде.

Традиционный приоритет безопасности транспортного процесса дополнен требованием обеспечения антитеррористической безопасности на транспорте. Создан Национальный антитеррористический комитет, активное участие в его работе принимает Минтранс России.

Достижение четырех стратегических целей невозможно без улучшения инвестиционного климата и развития рыночных отношений в транспортном комплексе, на это направлена пятая стратегическая цель. Рост внебюджетных инвестиций будет способствовать реализации комплексных инфраструктурных проектов на условиях государственно-частного партнерства, внесет определенность и устойчивость в реализацию планов государства по развитию объектов транспорта, а также обеспечит одно из условий повышения эффективности и конкурентоспособности транспортной системы - повышение технического уровня транспортных средств и оборудования.

Транспортные компании крайне заинтересованы в появлении на рынке нового поколения транспортных средств, здесь большое поле деятельности для нашей совместной работы с Минпромэнерго России.

Уважаемые коллеги, я кратко коснулся целей развития транспортной отрасли на среднесрочный период.

Теперь о результатах 2005 года и задачах Министерства на 2006-2008 годы по реализации обозначенных целей.

На фоне стабильного роста макроэкономических показателей в 2005 году транспорт удовлетворял растущий спрос на перевозки грузов и пассажиров. Вклад транспорта в ВВП составил 7%. Доля транспорта в структуре инвестиций возросла с 11% в 2004 году до 13% в 2005 году.

Инвестиции в транспортные проекты, снижая уровень транспортных издержек, сдерживают рост инфляции.

На слайдах приведены результаты исследования, проведенного группой разработчиков под руководством Олега Дмитриевича Проценко. Мультипликативный эффект от инвестиций в транспортную инфраструктуру в 8-10 раз превосходит эффект на транспорте. Следовательно, развитие транспорта, сокращая издержки производства и цены на перевозимую продукцию, является приоритетной сферой с точки зрения антиинфляционного воздействия.

Соотношение между ростом тарифов и ростом оптовых цен производителей промышленной продукции поддерживается на уровне меньше единицы. Это означает торможение за счет транспорта роста цен в основных грузообразующих отраслях. Так, размер дотаций, предоставленных железнодорожным транспортом, только за последние четыре года превысил 200 млрд. рублей.

Рост общего грузооборота по всем видам транспорта в 2005 году составил 2,9 %, наибольший прирост зафиксирован на автомобильном транспорте – 6,3 %.

В 2005 году пассажирооборот составил 470 миллиардов пассажиро километров. Впервые в 2005 году транспорт перешел на фактический учет перевозок льготных категорий пассажиров.

Значения показателей, отражающих степень достижения стратегических целей и решения тактических задач Министерства, свидетельствуют, что по большинству показателей удалось достичь плановых значений или их превысить.

В 2005 году было увеличено количество реконструируемых взлетно-посадочных полос, ускорено введение в эксплуатацию объектов наземной базы аэропортов и систем светосигнального оборудования.

Увеличена доля аэропортов федерального и международного значения, соответствующих установленным требованиям по антитеррористической защищенности, до 50%.

Однако по ряду тактических задач обеспечить положительную динамику не удалось.

Состояние транспортной инфраструктуры не в полной мере соответствует запланированному уровню по причине

  • старения основных фондов,

  • и необходимости корректировки нормативов текущего содержания объектов.

Инфраструктура всех видов транспорта требует реконструкции и развития. Прежде всего, это объекты внутренних водных путей. Больше половины гидротехнических сооружений, которые являются важной частью транспортной инфраструктуры, находятся в эксплуатации 60 и более лет.

Ухудшение, которое наблюдается в динамике показателей состояния инфраструктуры внутренних водных путей, не компенсируется в полной мере реализуемыми мероприятиями. Объекты инфраструктуры внутренних водных путей по-прежнему остаются в зоне ограниченно работоспособного состояния.

Железнодорожная инфраструктура требует ускоренного развития, прежде всего, на подходах к портам, крупным городам, на основных угольных маршрутах, мостах и путепроводах.

Еще сложнее положение в дорожном хозяйстве.

К концу 2005 года доля автодорог, соответствующая нормативным требованиям уменьшилась, и составляет только 37%, а доля дорог, работающих в режиме перегрузки, увеличилась по сравнению с показателями 2004 года.

Несмотря на предпринимаемые меры, разрыв между темпами роста автомобилизации и развитием дорожной сети пока не преодолен.

Основная задача этого года – переломить ситуацию и остановить ухудшение, довести состояние существующей дорожной сети до запланированного уровня к 2010 году.

Для этого нужно полностью перейти к финансированию по нормативам.

Кроме того, требуется заблаговременная организация и ужесточение контроля проектных работ.

С этой точки зрения, переход на принципы трехлетнего планирования существенно эффективнее, поскольку позволяет заложить оптимальный график реализации каждого проекта.

Создание целевых источников финансирования развития инфраструктуры может стать одним из механизмов реализации государственной политики в сфере транспорта.

В 2005 году сделаны определенные шаги в сфере обеспечения безопасности:

В первом чтении принят проект федерального закона «О транспортной безопасности», в федеральном бюджете на 2006 год зарезервированы средства на его реализацию.

В рамках реализации межведомственной целевой программы обеспечивались антитеррористические мероприятия на метрополитене.

В 2005 году были выделены ресурсы (150 млн. рублей) на приобретение досмотрового оборудования в аэропортах.

Осуществлялись мероприятия в рамках реализации федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений».

Реализован комплекс мер по снижению аварийности на транспорте. Усиление мер государственного регулирования в сфере автомобильного транспорта позволило добиться прогресса в сфере снижения аварийности.

Решение тактических задач в рамках цели по поддержанию и развитию транспортной инфраструктуры позволит к 2008 году:

  • обеспечить реконструкцию (восстановление) искусственных покрытий взлетно-посадочных полос в 19 аэропортах, замену светосигнального оборудования в 13 аэропортах;

  • обеспечить строительство и реконструкцию 695 км железнодорожных линий.

Тактические задачи по повышению доступности транспортных услуг направлены на достижение следующих результатов, в первую очередь:

  • увеличение протяженности построенных, реконструированных и модернизированных автомобильных дорог общего пользования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях на 6 тысяч км;

  • удвоение динамики работ по круглогодичному обеспечению населенных пунктов подъездами с твердым покрытием.

В части повышения конкурентоспособности транспортной системы России и реализации транзитного потенциала страны решаются задачи по улучшению состояния автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров, по привлечению российских внешнеторговых грузов в российские порты, по увеличению состава ледокольного флота. а также по реализации проектов развития экспортной инфраструктуры, включая железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты, комплексы логистической инфраструктуры, пункты пропуска через государственную границу.

Согласно Энергетической стратегии России и планам освоения месторождений континентального шельфа, к 2015–2020 годам нужно будет перевозить из Арктики до 50 млн тонн углеводородного сырья. Если сегодня не начать строительство новых ледоколов, то к 2020 году в России может остаться всего один атомный ледокол, а дизельных не будет уже к 2019 году.
В целях предотвращения «ледокольной паузы», необходимо разработать программу развития ледокольного флота на период до 2020 года.

Важную роль для повышения конкурентоспособности всей российской транспортной системы должна сыграть разработка нового закона «О морских портах» Российской Федерации, который будет представлен в Правительство РФ во втором квартале 2006 года.

В рамках обеспечения транспортной безопасности предполагается реализация комплекса мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры;

  • обеспечению деятельности аварийно-спасательных служб, находящихся в ведении Министерства, и повышению безопасности судоходства;

  • улучшению профессиональной подготовки и медицинскому обслуживанию персонала, особенно летных кадров;

  • по созданию и обновлению геодезических и картографических материалов.

В 2006 году в соответствии с поручением Президента Российской Федерации начнется реализация Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения, одна из задач программы - сокращение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях, которая была озвучена в Послании Президента Российской Федерации и учитывает рекомендации Европейской Конференции Министров транспорта.

По-прежнему остаются актуальными проблемы охраны человеческой жизни на море, защиты окружающей среды, обеспечения антитеррористической деятельности, а также международных договоров о торговом мореплавании. В этой связи представляется необходимым в ближайшее время рассмотреть возможность создания территориальных органов надзора на морском транспорте.

Достижение стратегических целей и решение тактических задач в 2006-2008 годах будет полностью осуществляться в рамках программной деятельности (97% бюджета министерства составляют ФЦП и ведомственные целевые программы).

Речь идет, прежде всего, о ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». За четыре года реализации указанной программы общие расходы составили 1,5 трлн. рублей, в том числе:

  • за счет средств федерального бюджета - около 400 млрд. рублей,

  • за счет бюджетов субъектов Российской Федерации – 470 млрд. рублей и

  • за счет внебюджетных источников – 638 млрд. рублей.

Таким образом, на 1 рубль федерального бюджета расходовалось 1,2 рубля из бюджетов субъектов Российской Федерации и 1,7 рубля из внебюджетных источников.

В этом году утверждена концепция новой подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг». В рамках этой подпрограммы осуществляется подготовка обоснований проектов, которые в дальнейшем предполагается финансировать из Инвестиционного фонда. На проектирование из федерального бюджета по подпрограмме предусмотрен 1 млрд руб.

Это позволит значительно увеличить долю внебюджетных источников финансирования развития транспортной инфраструктуры.

Учитывая важность цели повышения доступности транспортных услуг и необходимость ее реализации программными методами Минтранс планирует разработку новой программы «Развитие общественного пассажирского транспорта». До сих пор развитию общественного транспорта на федеральном уровне не уделялось должного внимания, поскольку это сфера ответственности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В связи с тем, что общественный пассажирский транспорт обеспечивает жизнедеятельность полутора тысяч городских и двадцати тысяч сельских населенных пунктов, ежедневно перевозится 120 млн. пассажиров - 85% пассажирских перевозок осуществляется общественным пассажирским транспортом – проблема выходит за внутригородские и региональные рамки и приобретает общероссийский характер.

У нас уже есть опыт координации усилий государства в сфере социально значимых пассажирских перевозок. В целях реализации положений Федерального закона №122-ФЗ организован мониторинг введения в субъектах Российской Федерации единого социального билета для проезда отдельных категорий граждан на городском и пригородном пассажирском транспорте.

Для совершенствования применения программно – целевых методов Министерством проводится работа по подготовке к утверждению ведомственных целевых программ. В настоящее время проекты программ

«Картографо-геодезическое обеспечение Российской Федерации на 2007-2008 годы и на период до 2015 года»,

«Обеспечение технической безопасности объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта системы канала имени Москвы»,

проходят согласование с Минфином России и Минэкономразвития России.

В целом можно сказать, что программная деятельность министерства включает в себя набор крупномасштабных инфраструктурных проектов, реализация которых позволит эффективно достичь запланированных результатов по основным стратегическим приоритетам.

Особые усилия сконцентрированы на дальнейшем проведении структурных реформ на транспорте.

Общая цель преобразований – создание цивилизованного рынка транспортных услуг, основанного на конкуренции независимых операторов, привлекательного для инвесторов и предпринимателей.

Прежде всего, это - переход к третьему этапу программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, который предполагает рост конкуренции в грузовых и выделение пассажирских перевозок, как конкурентного сектора. Для этого необходимо предусмотреть с 2007 года:

  • компенсацию из федерального бюджета убытков от пассажирских перевозок дальнего следования;

  • а также разработку механизма компенсации убытков от пригородных пассажирских железнодорожных перевозок.

Утверждение и реализация Концепции реформирования дорожного хозяйства позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств в этом секторе.

Минтрансом также разработана и внесена в Правительство РФ Концепция управления федеральным имуществом гражданских аэропортов.

В соответствии с целями и задачами Концепции в 2006 году предстоит, обосновать структуру и состав национальной аэропортовой сети гражданской авиации, стратегию ее развития и соответствующего привлечения частных инвестиций.

Решение данных вопросов обуславливает необходимость начала в 2006 году практических мероприятий по укрупнению отечественных авиакомпаний, предусмотренных утвержденными Основами политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года.

На внутреннем водном транспорте реформированию подлежит система управления внутренними водными путями. В течение года мы намереваемся приступить к первому этапу реформы – формирование Концепции разделения внутренних водных путей Российской Федерации на федеральные и региональные.

Ключевым вопросом решения задач Министерства является, безусловно, вопрос их ресурсного обеспечения.

Как видно из данных, приведенных на слайде, наибольший объем средств в 2005 году выделенный приходится на реализацию первых трех целей.

Приоритеты расходования средств обусловлены необходимостью снятия ограничений экономического развития России со стороны транспортного комплекса за счет увеличения пропускной способности транспортной инфраструктуры.

Выделенный объем лимитов бюджетных обязательств в прошлом году был профинансирован на 97,1 % или на сумму 150,8 млрд. рублей. По сравнению с 2004 годом объем фактического финансирования увеличился на 36,3 процента.

На 2006 год расходы федерального бюджета на транспорт запланированы в объеме 177,7 млрд. руб. Программная часть расходов – федеральные (151,3 млрд. руб. – 85%) и ведомственные целевые программы (23,4 млрд. руб. – 13%) составляют более 97%.

В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы на финансирование дорожного хозяйства, что определяется, безусловно, характером и количеством «узких мест», необходимостью проведения в полном объеме текущих работ по содержанию и ремонту дорог.

Кроме того, значительные средства направляются на обеспечение устойчивости и безопасности транспортного комплекса.

Перечисленные приоритеты расходования средств определены в соответствии с оценкой эффективности реализации отдельных программ с учетом действующих правовых актов.

При распределении расходов по целям и задачам общим принципом было обеспечение и повышение эффективности предоставления государственных услуг в транспортном комплексе, а также максимальный вклад в достижение стратегических целей Правительства России.

В этих условиях Минтрансом предпринимается ряд усилий для привлечения дополнительных частных инвестиций и средств пользователей в развитие транспортной инфраструктуры.

Ключевым механизмом повышения инвестиционной привлекательности отрасли становится государственно-частное партнерство.

ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ государственно-частного партнерства должны стать концессии в сфере платных автодорог и городского транспорта, портов и аэропортов, железнодорожных объектов, ледоколов. Государственные транспортные концессии позволят только в дорожной отрасли к 2010 году ежегодно привлекать 2-3 млрд. долларов США частного капитала.

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – стимулирование инвестиционной активности самих транспортных предприятий. Условия для этого складываются благоприятные: экономический рост объективно повышает спрос на услуги транспорта и привлекательность транспортных проектов.

ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ - привлечение грузоотправителей или пользователей инфраструктуры в проекты по модернизации отдельных ее объектов.

В 2005 году создан Инвестиционный Фонд Российской Федерации.

В Минтрансе

  • разрабатываются механизмы финансирования инфраструктурных проектов,

  • подписано соглашение с Внешэкономбанком России,

  • организована образовательная программа для подготовки специалистов по концессиям на транспорте,

  • создан Экспертный совет по развитию государственно-частного партнерства,

На первом заседании Совета 30 марта этого года представлено 14 проектов, которые могут быть поданы на конкурс в Инвестфонд.

ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА 2006 года – СТАРТ реализации КРУПНОМАСШТАБНЫХ ПРОЕКТОВ на транспорте, направленных, прежде всего, на обеспечение доступности услуг транспорта для населения, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской транспортной системы.

Реализация запланированных мероприятий невозможна без повышения эффективности деятельности Министерства и подведомственных ему агентств и службы, то есть обеспечение максимального результата на единицу бюджетных расходов.

Практически по всем видам транспорта определены показатели, характеризующие соответствие транспортной инфраструктуры нормативным требованиям по состоянию и пропускной способности. Проводится анализ результативности бюджетных расходов по отдельным задачам и программам, выявлены неэффективные расходы, средства на реализацию которых были перераспределены в ходе подготовки проекта федерального бюджета на 2006 год.

В целях осуществления контроля за финансовой деятельностью подведомственных агентств и службы Министерством проводится мониторинг исполнения и результативности бюджетных расходов, в том числе по финансированию капитальных вложений в разрезе объектов транспортной инфраструктуры.

Важным направлением повышения качества управления бюджетными средствами являются мероприятия по совершенствованию системы государственных закупок, в результате улучшения конкурсных процедур в дорожной отрасли экономия бюджетных средств в 2005 году составила 4,5 млрд. рублей или 5 % от общего объема выделенных средств.

Решать задачу повышения и результативности деятельности министерства, агентств и службы невозможно без системы государственного статистического учета, направленной на повышение достоверности отчетности о результатах деятельности. Существующая сегодня система статистических показателей не удовлетворяет современным требованиям. Необходима разработка дополнительных показателей, позволяющих оценить мультипликативный эффект от развития и использования инфраструктуры.

Региональными приоритетами деятельности в плановом периоде являются:

реализация региональных проектов развития транспортной инфраструктуры по поддержке стратегически важных регионов, в том числе на Юге России, Дальнем Востоке, Калининградской области, других приграничных территориях. Приоритетный характер этих проектов подтвержден в ходе обсуждения с администрациями субъектов и потенциальными инвесторами. При этом учитывались существенные региональные различия. Если в европейской части страны предполагается модернизация существующей инфраструктуры с целью ликвидации «узких» мест, то в Сибири и на Дальнем Востоке, где находятся основные природные ресурсы, необходимы крупные проекты по созданию новых путей сообщения, единой системы добычи, переработки и транспортировки грузов.

Выполнение задач Министерства напрямую зависит от эффективности взаимодействия с другими субъектами бюджетного планирования.

При этом можно сформировать следующий перечень системных рисков, контроль которых предполагает участие других министерств.

Первое - одним из серьезных факторов, влияющих на развитие транспортной отрасли, является уровень цен на ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ.

До настоящего времени транспортные предприятия, старались сдерживать рост тарифов за счет снижения показателей собственной рентабельности. Тарифы на перевозки грузов в отраслях транспортного комплекса за 2005 год в среднем выросли на 13,2 %, это не превысило индекса цен промышленности.

Рост тарифов на услуги пассажирского транспорта был на 7% ниже роста денежных доходов населения.

Если тенденция роста цен на энергоносители сохранится, то это неизбежно приведет к росту ТАРИФОВ.

Мы надеемся, что комплекс мероприятий, реализуемых Правительством по стабилизации цен на нефтепродукты внутреннего рынка, позволит остановить внутренний рост цен на энергоносители и благоприятно скажется на работе транспортного комплекса.

Второе – формирование рыночных отношений в сфере землепользования, на что на этой неделе обратил внимание Президент страны. Необходимо скорейшее завершение разработки нормативно установленного порядка резервирования и изъятия земельных участков в целях строительства и реконструкции объектов транспортного комплекса (совместно с Минэкономразвития России).

Продолжают оставаться неурегулированными имущественные отношения в транспортном комплексе, прежде всего, по имуществу аэродромов и морских портов. Отсутствие решений в ближайшее время может привести к существенному сокращению грузо- и пассажирооборота.

Следующий неурегулированный вопрос – это отсутствие правовых механизмов вовлечения в хозяйственный оборот придорожных полос и полос отведения, которые мы рассматриваем в качестве одного из возможных эффективных инструментов сокращения бюджетных расходов на содержание дорог и создания дополнительной базы доходности для проектов, реализуемых на основе ГЧП.

В части обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, необходимо совершенствование механизма, с целью ограничения допуска на транспортный рынок недобросовестных перевозчиков, которые не могут обеспечить необходимый уровень транспортной безопасности.

Реализация запланированного комплекса мероприятий обеспечит достижение следующих показателей конечного эффекта к 2010 по сравнению с 2004 годом, а именно:

  • снижение уровня транспортных издержек на 10-12%

  • рост транспортной подвижности населения в 1,3 раза

  • рост объема транзитных перевозок в 1,6 раза

  • рост объема экспорта транспортных услуг в 2 раза.

Эти результаты будут способствовать экономическому росту, позволят повысить уровень жизни россиян, сделают Россию еще более динамичной современной страной.

Дальнейшая совместная работа по координации и концентрации усилий всех ветвей власти, общества и бизнеса позволит решить поставленные перед транспортным комплексом задачи социальной и экономической направленности.




Все выступления и интервью