Изображения

Обычная версия

Доклад Заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.С. Мишарина на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу «О проекте Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года»

05 сентября 2007, 20:00

Доклад Заместителя Министра транспорта Российской Федерации А.С. Мишарина
 на заседании Правительства Российской Федерации
 по вопросу «О проекте Стратегии развития железнодорожного транспорта
 в Российской Федерации до 2030 года»

 6 сентября 2007 г., Москва


Уважаемый Председатель,

Уважаемые члены Правительства,

Вашему вниманию представляется проект Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, разработанный во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина и Правительства Российской Федерации.

Характеризуя железнодорожный транспорт в целом необходимо отметить, что он по праву занимает одно из ключевых мест, как в транспортной системе России, так и в российской экономике вообще.

Отчасти это определяется географическими условиями, отчасти – технологическими особенностями работы железнодорожного транспорта.

Играя важнейшую роль в обеспечении потребностей экономики страны в перевозках, российские железные дороги обеспечивают 80% грузооборота в Российской Федерации (за исключением трубопроводного транспорта).

При достигнутом росте ВВП и миграционной активности населения, очевидно, что потребности в услугах железнодорожного транспорта существенно возрастут уже в ближайшие три года, не говоря уже о более долгосрочной перспективе. Кроме того, освоение новых источников минерально-сырьевой базы также невозможно без развития железных дорог, перевозки по которым в долгосрочной перспективе будут оставаться основным способом доставки грузов.

Как и все инфраструктурные отрасли российской экономики, железнодорожный транспорт наряду с решением экономических задач обязан обеспечивать эффективное выполнение целого ряда «неэкономических» (общегосударственных и социальных) функций.

Лидирующие позиции железнодорожный транспорт продолжает занимать и в обеспечении внешнеэкономических связей. Доля железнодорожного транспорта на рынке экспорта транспортных услуг в 2006 году составила 17,5%. Железнодорожная составляющая является главной составляющей основных международных транспортных коридоров, что немаловажно в условиях стремительно возрастающего товарооборота между странами Азиатского региона и Европой. Этим обуславливается особое значение железнодорожного транспорта с точки зрения развития транзитного потенциала России. В последнее время со стороны Европейского Союза, отдельных государств ЕС проявляется повышенный интерес к сотрудничеству в сфере железнодорожного транспорта. Это связано как с развивающимися рынками услуг в России, так и с перспективами использования железнодорожного транспорта в качестве основного способа доставки грузов в сообщении Европа – страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В данных условиях перед российскими железными дорогами не только открываются широкие перспективы, но и ставятся важнейшие задачи адекватного развития.

Вместе с тем, как показывает анализ работы железнодорожного транспорта, происшедшие в России на рубеже ХХ–ХXI веков глубокие экономические и структурные преобразования обусловили возникновение предпосылок для стагнации процессов развития железных дорог, среди которых особо следует выделить масштабное физическое и моральное старение основных фондов железнодорожного транспорта, прогрессирующие нарастание технико-технологической отсталости, а также хронический дефицит финансовых ресурсов, необходимых для поддержания и обновления отрасли.

Часть указанных проблем удалось снять в ходе структурных преобразований на железнодорожном транспорте, в том числе посредством повышения уровня конкуренции в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг и, соответственно, создания благоприятных условий для притока инвестиций.

Однако, несмотря на очевидные успехи структурной реформы железнодорожного транспорта в Российской Федерации, ее мероприятия и результаты оказались недостаточны для того, чтобы в короткие сроки создать эффективные источники внутриотраслевого развития, позволяющие обеспечить масштабное финансовое оздоровление и модернизацию отрасли, сформировать условия для ее долговременного устойчивого роста и повышения конкурентоспособности на мировом рынке.

Среди объективных проблем, стоящих перед железнодорожным транспортом в настоящее время, необходимо выделить следующие:

низкие темпы обновления основных фондов, что может привести к инфраструктурным ограничениям социально-экономического развития страны. (Средний уровень износа основных фондов составляет 58,6% и значительная их часть находится за пределами нормативных сроков службы. Дефицит средств по укладке в путь новых рельсов взамен выработавших свой ресурс составляет около 70 млрд. рублей, или более 10 тысяч километров пути. За последние 15 лет длина сети российских железных дорог сократилась на 2500 километров, износ подвижного состава железнодорожного транспорта необщего пользования превышает 70%. Превысили нормативные сроки службы 52% парка электровозов, 31% тепловозов, 39% тяговых агрегатов. 40% погрузо-разгрузочной техники, вагоноопрокидывателей, устройств размораживания смерзшихся грузов требуют замены, а 20% - существенной модернизации);

- низкий технический и технологический уровень железнодорожного транспорта по сравнению с передовыми странами мира. (За последние 20 лет уровень отечественной железнодорожной техники и технологии стал существенно отставать от соответствующего уровня передовых стран мира. Разрыв в оснащенности российских и зарубежных железных дорог с каждым годом увеличивается, негативным образом влияя на конкурентоспособность отечественного железнодорожного транспорта);

недостаток мощностей и низкий технический уровень развития специализированного отечественного машиностроения в условиях длительного недофинансирования. (Технико-экономические характеристики серийной продукции остались на уровне 60-70 годов XX века, а производственная база многих предприятий не позволяет оперативно увеличивать объемы и переориентировать производство на выпуск современной конкурентоспособной продукции, соответствующей мировым стандартам. Несмотря на некоторые позитивные изменения, производственные мощности и технико-экономические характеристики выпускаемой продукции железнодорожного машиностроения не соответствуют задачам развития железнодорожного транспорта);

территориальные диспропорции в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, улучшения транспортной обеспеченности регионов и развития пропускных способностей железнодорожных линий. (С одной стороны, четверть железных дорог в развитых центральных районах и крупных городах работают в режиме, превышающем оптимальный уровень загрузки. С другой стороны, существует проблема доступности периферийных областей (значительная часть населения не имеет круглогодичного сообщения с основными транспортными коммуникациями страны). В настоящее время 7 субъектов Российской Федерации не имеют железных дорог вообще (Республика Алтай, Республика Тыва, Ненецкий АО, Магаданская область, Чукотский АО, Корякский АО, Камчатская область), а ещё в 10 субъектах Российской Федерации железнодорожная сеть недостаточно развита для удовлетворения потребностей регионов в транспортном обслуживании. При этом около 25 разведанных крупнейших месторождений природных ресурсов не осваиваются из-за отсутствия железнодорожного транспортного обеспечения и не вовлекаются в хозяйственный оборот российской экономики. Различия между субъектами Российской Федерации по степени транспортного обеспечения населения достигают недопустимого уровня: по доле населения, проживающего в регионах с недостаточно развитой транспортной сетью в 4,4 раза; по транспортной доступности поселений – в 105 раз);

наличие ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок, обусловливаемых в первую очередь дефицитом современных типов подвижного состава, отсутствием современных транспортно-логистических центров, не уступающих по своим параметрам аналогичным в зарубежных странах, ведомственными, технологическими, организационно-правовыми барьерами при приеме и передаче транзитных грузов во время портовых, таможенных и пограничных процедур;

недостаточный уровень безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта;

критическая недостаточность инвестиционных ресурсов. (Основными факторами ограниченности собственных ресурсов хозяйствующих субъектов железнодорожного транспорта для финансирования инвестиций являются низкая рентабельность отрасли и отсутствие инвестиционной составляющей в тарифе. Так, в 1991 – 2006 годы динамика индексации грузовых железнодорожных тарифов в Российской Федерации значительно отставала от роста цен в промышленности в целом и, в особенности, от динамики цен в отраслях, продукцию которых использует железнодорожный транспорт (топливная промышленность, черная металлургия, электроэнергетика). За этот период при росте цен в промышленности более чем в 90 раз, железнодорожные тарифы проиндексированы в 58 раз. В то же время в топливной промышленности цены увеличились в 214 раз, в черной металлургии - почти в 165 раз, в угольной промышленности – почти в 125 раз, в электроэнергетике – в 96 раз).

Эти обстоятельства на фоне роста макроэкономических показателей могут стать фактором, ограничивающим поступательный рост экономики и усиливающим диспропорции в региональном развитии страны.

Существующие среднесрочные и долгосрочные программы развития транспорта, такие как Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)», Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, позволяют решать часть указанных проблем.

Поэтому основной целью представляемого Вам документа является формирование четких и конкретных задач, направленных на решение проблем развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года должна обеспечить системность в документах и решениях, принимаемых органами исполнительной власти во исполнение поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным задачи эффективной реализации уникального географического потенциала страны на базе комплексного развития всех видов транспорта и связи в части, касающейся железных дорог России.

Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года должна стать основой и одновременно инструментом объединения усилий государства и предпринимательского сообщества для решения перспективных экономических задач и достижения крупных социально-значимых результатов.

В основу разработки проекта Стратегии приняты основные существующие программные документы, определяющие развитие Российской Федерации, а также прогнозы развития мировой экономики.

Проект Стратегии предусматривает два варианта развития железнодорожного транспорта – минимальный и максимальный, указанные варианты определены исходя из двух рассчитанных Минэкономразвития возможных сценариев развития экономики Российской Федерации до 2020 года:

- инновационного, предусматривающего рост экономики за счет реализации конкурентных преимуществ российской экономики в традиционных, а также и в новых наукоемких секторах;

- инерционного, экспортно-сырьевого сценария развития при сужении экспортно-сырьевого потенциала, открытии внутренних рынков готовых товаров, не достаточной конкурентоспособности перерабатывающих производств.

Проектом Стратегии сформулированы принципы и механизмы решения проблем развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на долгосрочную перспективу, выделены стратегические риски.

Проект Стратегии предусматривает комплекс мероприятий в целях развития железнодорожного транспорта по следующим направлениям:

- модернизация и развитие инфраструктуры для ликвидации ограничений и «узких мест» (строительство вторых, третьих и четвертых путей на отдельных направлениях, на которых при росте объемов перевозок возникнут «узкие места», строительство обходов железнодорожных узлов, электрификация отдельных участков);

- расширение сети железных дорог (в соответствии с минимальным вариантом к 2030 году необходимо построить 15 044 км новых железнодорожных линий, в соответствии с максимальным вариантом – 20 492 км новых железнодорожных линий, включая стратегические, социально-значимые, грузообразующие, технологические, высокоскоростные линии, в том числе в перечень основных мероприятий включен перенос железнодорожной линии Туапсе – Адлер в нагорную часть, а также строительство железнодорожных линий Карпогоры – Вендинга и Сыктывкар - Пермь);

- обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте (проведение мероприятий, направленных на создание эффективной системы обеспечения необходимого уровня защищенности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта для устойчивого и безопасного функционирования транспортной системы и защиты от актов незаконного вмешательства);

- структурное реформирование на железнодорожном транспорте (завершение реализации мероприятий третьего этапа Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384, и структурные преобразования после 2010 года);

- совершенствование системы государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте (формирование гибкой модели государственного регулирования рынков услуг железнодорожного транспорта, обеспечивающей развитие механизмов саморегулирования, ценовой и технологической конкуренции в потенциально-конкурентных и конкурентных сегментах деятельности железнодорожного транспорта, повышение эффективности функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта, соблюдение баланса интересов субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте и потребителей их услуг в естественно-монопольных сегментах деятельности железнодорожного транспорта);

- научные исследования в области железнодорожного транспорта (определены перспективные направления научно-технического развития железнодорожного транспорта до 2030 года в целях обеспечения развития инфраструктуры, системы управления и обеспечения безопасности движением поездов, высокоскоростного движения, внедрения транспортной логистики, организации производства подвижного состава нового поколения);

- обновление железнодорожного подвижного состава;

- развитие промышленного комплекса, поставляющего продукцию для железнодорожного транспорта;

- формирование рынка логистических услуг в Российской Федерации до 2030 года;

- повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта на мировом рынке транспортных услуг, в том числе развитие международных транспортных коридоров, проходящих через территорию России, транспортное обеспечение внешнеэкономических связей Российской Федерации, создание транспортных логистических центров за рубежом с продлением железнодорожных линий колеи 1520 мм на территорию европейских стран, углубление сотрудничества с международными организациями и крупнейшими транспортными компаниями.

Проектом Стратегии определены прогнозные объемы финансирования мероприятий по развитию железнодорожного транспорта за счет всех источников финансирования (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, частные инвестиции, средства ОАО «РЖД»), приведены прогнозные потребности в инвестициях по минимальному и максимальному вариантам.

Принимая во внимание, что система железнодорожного транспорта включает в себя как железнодорожный транспорт общего пользования, так и железнодорожный транспорт необщего пользования, проектом Стратегии предусмотрены основные принципы и направления координации развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования в Российской Федерации до 2030 года.

Проектом Стратегии, по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, предусмотрен закрытый раздел, определяющий реализацию мероприятий технического прикрытия железных дорог. Также отдельно предусмотрены мероприятия обеспечения транспортной безопасности, в том числе нормативно-правового, методического, материально-технического, информационно-коммуникационного, научно-технического и кадрового обеспечения.

Среди прогнозируемых результатов реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года необходимо выделить следующие основные результаты.

Будет полностью сформирован инфраструктурный базис для обеспечения территориальной целостности и обороноспособности страны, созданы транспортные условия для ускорения роста российской экономики.

Плотность железнодорожной сети к 2030 году по максимальному варианту будет увеличена на 23,8% при полной ликвидации ограничении пропускной и провозной способности.

Рост грузооборота составит 1,7 раза. Скорость доставки грузов в среднем возрастет более чем на 26%, при этом по контейнерным отправкам, требующим ускоренной доставки – в 3,7 раза.

В установленные сроки будет доставляться 97% отправок, что является высочайшим уровнем с точки зрения мировых стандартов.

Объем перевозок транзитных грузов возрастет более чем в 3,6 раза.

При росте пассажирооборота на 30%, будут существенно улучшены качественные показатели пассажирских перевозок. Маршрутная скорость пассажирских поездов в дальнем следовании возрастет более чем на 17%, в том числе на основных направлениях она достигнет 72 км/час.

Мощный импульс получит развитие скоростного пассажирского сообщения (со скоростями до 160 км/час и выше), полигон которого будет увеличен в 14 раз с 650 км до 10 075 км.

Будет создано высокоскоростное пассажирское сообщение (со скоростями до 350 км/час), полигон которого к 2030 году при выходе на максимальный вариант развития превысит 1,5 тыс. км.

Скорость движения поездов в пригородном сообщении возрастет на 13%.

Для решения перечисленных прорывных задач в повышении транспортной обеспеченности и улучшении транспортного обслуживания экономики и населения страны по максимальному варианту за период 2008-2030 гг. необходимо инвестировать в отрасль 10,8 трлн. руб., в т.ч. за счет федерального бюджета – 3,1 трлн. руб., региональных бюджетов – 747 млрд. руб., частных инвесторов – около 7 трлн. руб., в т.ч. ОАО «РЖД» - 5,4 трлн. руб.

Будет обеспечено развитие кадрового потенциала и повышение производительности труда работников железнодорожного транспорта, что взаимосвязано с обеспечением адекватного уровня оплаты труда, который должен в 2030 году достигнуть 170% от среднероссийского уровня заработной платы.

Будет значительно снижена энергоемкость перевозок: удельный расход электроэнергии на тягу поездов будет сокращен на 15%, топлива – на 11 процентов. Транспортоёмкость ВВП (в части железнодорожного транспорта) будет сокращена в 1,9 раза.

Будет обеспечена разработка и детальная регламентация порядка организации и осуществления перевозок для государственных нужд, в том числе воинских и специальных перевозок, в мирное время и особые периоды, а также распределения обязательств по выполнению мобилизационных планов.

Таким образом, в результате реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, будут созданы транспортные условия в части железнодорожного транспорта по обеспечению динамичного развития экономики страны: увеличению ВВП в 4,5 раза, промышленного производства в 3,3 раза, оптимизации структуры экономики и освоения новых промышленных районов.

Проект Стратегии в июле – августе 2007 года обсуждался на выездных совещаниях во всех федеральных округах с участием полномочных представителей Президента Российской Федерации в соответствующих округах и руководством субъектов Российской Федерации, входящих в их состав.

По итогам обсуждения проект Стратегии получил поддержку и одобрение во всех семи федеральных округах. Предложения субъектов Российской Федерации, полученные в ходе обсуждения включены в проект Стратегии в зависимости от приоритетов и сроков реализации.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что проект Стратегии является первым документом, который направлен на комплексное решение задачи по развитию одной из важнейших отраслей экономики – железнодорожного транспорта с горизонтом планирования свыше 20 лет. Реализация заложенных в проекте Стратегии механизмов позволит обеспечить стабильный и поступательный прогресс российских железных дорог, их устойчивую работу в условиях роста показателей российской экономики, интеграции железнодорожного транспорта Российской Федерации в мировую транспортную систему как одного из равноправных и конкурентоспособных игроков на рынке транспортных услуг.

Прошу поддержать представленный проект Стратегии железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года.

Благодарю за внимание!

Все выступления и интервью