Изображения

Обычная версия

Доклад Министра транспорта Российской Федерации И.Левитина на еженедельном совещании по социальным вопросам в Правительстве РФ

27 февраля 2005, 21:00

Доклад Министра транспорта Российской Федерации И.Левитина
на еженедельном совещании по социальным вопросам в Правительстве РФ
28.02.2005

Уважаемый Михаил Ефимович, уважаемые коллеги!

Министерство транспорта Российской Федерации совместно с другими органами государственной исполнительной власти проводит большую работу в части мониторинга реализации положений Федерального закона от 22 августа № м 122 ФЗ в части транспортного обслуживания отдельных категорий граждан.

Для этих целей в Министерстве создана постоянно действующая рабочая группа, в состав которой вошли специалисты Департаментов Министерства, подведомственных службы и агентств. Внесено предложение о включении в состав рабочей группы представителя Минздравсоцразвития России. 25 февраля было проведено селекторное совещание из пресс-центра дома Правительства Российской Федерации с руководителями органов исполнительной власти субъектов Федерации. В совещании приняли участие представители практически всех регионов России, 17 регионам было представлено слово для отчета о проведенной работе. Кроме этого Российская транспортная инспекция, представители филиалов ОАО «РЖД» еженедельно получают и передают в Минтранс свежие сводки с мест о ходе реализации положений данного закона. Практически во всех Федеральных округах, кроме Сибирского и Южного были проведены выездные совещания с руководителями органов местной исполнительной власти, руководителями транспортных организаций.

Должен сказать, что мы оцениваем текущую ситуацию с реализацией закона о монетизации льгот в части городского и пригородного пассажирского транспорта как непростую, но имеющую тенденции к постепенной стабилизации.

По нашим данным на 28 февраля 2005 года монетизация проведена в 33 регионах Российской Федерации.

При этом в 29 регионах для обеспечения транспортного обслуживания граждан льготных категорий ввели региональные социальные проездные билеты. Их стоимость составляет в среднем около 45% от стоимости единых проездных билетов, действующих на территории региональных центров. Поскольку данный билет предоставляет право проезда не только в региональном центре, но и на всех городских и пригородных маршрутах региона, то реальный размер скидки, заложенной в его стоимости, еще выше.

В 4 регионах введены муниципальные социальные проездные билеты. Они предоставляют право проезда только в границах территории соответствующего муниципального образования. При этом льготник из «чужого» муниципального образования должен полностью оплачивать свой проезд.

В 15 регионах сохранена действовавшая ранее система натуральных льгот по оплате проезда.

Еще в 24 регионах планируют осуществить переход к монетизации льгот в первом квартале этого года, в 6 регионах в апреле, 9 регионах пока не определись с тем, в какой форме будут предоставляться льготы по оплате проезда.

Несмотря на все наши усилия только 14 из 32 регионов, внедривших социальные проездные билеты, представили непротиворечивую информацию, позволяющую сделать хотя бы предварительный анализ.

Регионы, перешедшие к монетизации, можно условно разбить на три главные группы:

К первой группе относится, примерно, 30% регионов. В их числе республика Коми, республика Удмуртия, Новосибирская и Мурманская области. Они проводят очень «мягкую» социальную политику, установив стоимость региональных социальных проездных билетов на уровне 90-130 рублей в месяц. Одновременно значительно урезаны бюджетные ассигнования на финансирование пассажирского транспорта. Это сокращение составило от 70 до 100%. В результате ожидается, что в этих регионах общие среднемесячные доходы транспортных предприятий (с учетом всех источников финансирования) сократятся на 15-20%.

Ко второй группе относятся регионы, которые проводят жесткую бюджетную политику в отношении транспортных предприятий, но при этом установили довольно высокую стоимость социальных билетов - на уровне 200 рублей в месяц.

Яркими представителями этой группы являются республика Татарстан и Оренбургская область. А всего таких регионов, примерно, 14% от общего количества, перешедших на монетизацию. Как показывают данные первого месяца монетизации, здесь ожидается рост среднемесячных доходов транспортных предприятий на уровне 10-30%.

И, наконец, третью группу составляют, примерно, 56% регионов. Здесь и сокращение бюджетного финансирования транспортных предприятий было умеренным (порядка 30-60%) и стоимость социальных проездных билетов на уровне 100-200 рублей. В результате ожидаемые среднемесячные доходы транспортных предприятий в этих регионах должны вырасти от 20доЮО%.

В качестве позитивного примера из третьей группы приведу Астраханскую область. Администрацией области принято решение в течение 2-х лет полностью обновить муниципальный автобусный транспорт, который сегодня саммортизирован на 75%. С этой целю Администрацией подписано соглашение с компанией «Русский автобус» по созданию совместного предприятия 51 % акций которого остается в собственности администрации, а 49% в собственности ОАО.

К сожалению, в значительном числе других регионов монетизация пока не позволяет решить застарелую проблему обновления общественного транспорта.

Поэтому Минтранс России совместно с представителями регионов, промышленностью и банковским сектором разработал и в 2003 году апробировал систему ограниченной стимулирующей государственной поддержки обновления парка. В рамках данной программы из федерального бюджета компенсировалась часть процентной ставки по кредитам российских банков на приобретение отечественных автобусов большой вместимости. В 2003 году в трех регионах, отобранных на конкурсной основе, на 1 рубль федеральных бюджетных средств было привлечено более 30 рублей средств субъектов Федерации.

В настоящее время мы предпринимаем серьезные усилия по обеспечению данной программы федеральным финансированием.

Одновременно Минтранс работает над созданием условий для формирования конкурентного рынка доступных транспортных услуг. С этой целью, в частности, Министерством подготовлены проекты Федеральных законов «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения регулярными пассажирскими перевозками автомобильным и городским электрическим транспортом» и «Устав автомобильного транспорта», которые в настоящее время проходят согласование в министерствах и ведомствах. Законопроекты направлены на проведение рыночной реформы пассажирского транспорта, аналогичной той, которая прошла в большинстве развитых стран мира. Надеюсь, что нам удастся их передать на рассмотрение в Правительство, а затем и Государственную Думу в предельно сжатые сроки.

По нашим данным на железнодорожном транспорте Общее количество пассажиров льготных категорий, проживающих на территории субъектов РФ, обслуживаемых железными дорогами ОАО «РЖД», составляет около 33,5 млн.чел., в том числе льготы которых финансируются за счет средств:

  • федерального бюджета-14,2 млн.чел.
  • бюджетов регионов и местных бюджетов-19,3 млн.чел.

В целом по сети наибольшее количество льготных пассажиров проходит по категории « ветераны труда» -13,1 млн.чел, « инвалиды»-10,5 млн.чел., « труженики тыла»-3,7 млн.чел.

Проведена большая разъяснительная работа в средствах массовой информации с участием руководства ОАО «РЖД» в эфирах ведущих телерадиокомпаний, по применению положений № 122-ФЗ и о новом порядке льготного проезда на железнодорожном транспорте. С 15 декабря 2004 года в ОАО « РЖД» была организована круглосуточная работа « телефона горячей линии».

Всего на « горячую линию» поступило более 75,7 тыс. звонков, из них 49,6 тыс. по пригородному сообщению, 20,8 тыс. по дальнему следованию и 5,3 тыс. прочих.

С 1 января на железнодорожных вокзалах организована работа «общественных приемных» С момента открытия в «общественные приемные» обратилось более 23 тыс.граждан. В феврале месяце количество звонков значительно уменьшилось.

С момента вступления в действие № 122-ФЗ перевозки граждан- получателей социальных услуг к месту санаторно-курортного лечения и обратно, в пассажирских поездах дальнего следования, осуществляется на основании Договора между Фондом социального страхования Российской федерации и ОАО «РЖД». Согласно договора, расчеты за данные перевозки будут осуществляться по фактической стоимости оказания услуг, включая и комиссионные сборы. В соответствии с требованиями договора разработан порядок учета поездок данной категории льготников, предусматривающий формирование по фамильного реестра оформленных проездных документов, по поездкам к месту санаторно-курортного лечения и обратно. Разработана и согласована с Фондом социального страхования «Технология оформления проезда льготных категорий пассажиров и учет выпадающих доходов», а также форма талонов на право безденежного оформления проездных документов.

За январь т.г. в дальнем следовании оформлено 7,1 тыс проездных документов к местам санаторно-курортного лечения, стоимость оказанных услуг по этим перевозкам составила 5,4 млн.рублей. При этом за 20 дней января было оформлено лишь 819 проездных документов, основное количество -6,2 тысяч проездных документов было оформлено в последнюю декаду января. С 1 по 10 февраля 2005 года -9392 проездных документа.

По состоянию на 28 февраля т.г. решение о централизованной оплате проезда принято 52 субъектами Российской Федерации. Железными дорогами заключено 45 договоров.

В результате из 19,3 млн. чел. льготников регионального уровня договорами, заключенными с субъектами федерации, охвачено около 11 млн., что составляет всего 57%, зарегистрированных льготников.

В пригородном сообщении за январь т.г. перевезено федеральных льготников -11,707 млн.чел, региональных льготников -1,680 млн., по другим видам льгот-23,556 млн.чел. За период с 1 января по 14 февраля т.г. перевезено всего -15783,235 пассажиров, на федеральном уровне-13963,539 пассажиров, на региональном уровне-1819,696 пассажиров.

С момента вступления в действие Федерального закона от 22.08.2004г. №. 122-ФЗ остались не решенными вопросы о порядке бесплатного проезда: детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; студентов и школьников; почетных доноров; малоимущих граждан; ветеранов государственной и военной службы.

В этих условиях, в целях недопущения конфликтных ситуаций и социальной напряженности, руководством ОАО «РЖД» по согласованию с Минтрансом России принято решение о временном порядке предоставления права льготного проезда студентам и школьникам, сотрудникам милиции и гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

На внутреннем водном транспорте перевозки осуществляют 50 предприятий во всех федеральных округах. Полная стоимость билета в среднем по видам сообщений составляет: дальние - 3000 - 8300 тыс. руб., пригородные и внутригородские - 30-80 руб., переправы 5-20 руб. Стоимость детского билета составляет 50 % от стоимости взрослого билета.

Во исполнение федерального закона № 122-фз от 22.08.04, вступившего в силу с 1 января 2005 года, во всех федеральных округах предприятия, осуществляющие речные пассажирские перевозки, ведут переговоры с администрациями субъектов Российской Федерации для определения механизма компенсации представления льгот.

Росморречфлот в оперативном порядке осуществляет взаимодействие с администрациями субъектов Российской Федерации по введению в действие единых социальных

проездных билетов для льготных категорий граждан при проезде на судах водного транспорта. Воздушный транспорт

По состоянию на 25 февраля 2005 года заключены государственные контракты (договоры) исполнительными органами Фонда социального страхования России на перевозку к месту лечения и обратно граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственной социальной помощи с шестью авиакомпаниями России как по магистральным воздушным линиям, так и по местным воздушным линиям ( ГУАП «Кавминводыавиа», ОАО «Авиакомпания «Омскавиа», ГУП Авиакомпания «Якутия», КГУП «Хабаровские авиалинии», ГУАП «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы», ОАО «Авиационная компания «Восток»).

В стадии согласования находятся контракты с ОАО Авиакомпания «Самара», Авиакомпанией «Ангара», ОАО Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр».

Сообщения о готовности заключения государственных контрактов (договоров) поступили еще из 5 авиакомпаний.

По информации, поступившей из ряда регионов, где осуществляются перевозки граждан в труднодоступные районы, субъектами Российской Федерации сохранен порядок дотирования авиапредприятий в целях снижения стоимости авиаперевозок, в связи с чем заключаются договоры с авиакомпаниями:

- Правительством Вологодской области заключен договор с ОАО «Вологодское авиационное предприятие» на обеспечение перевозок жителей Вологодской области и других территорий на регулярных внутренних воздушных линиях по расписанию по социально низким ценам;

- Администрацией Калининградской области заключен договор с ОАО «Калининградавиа» на выполнение перевозок жителей Калининградской области, нуждающихся в социальной поддержке и состоящих на учете в органах социальной защиты населения по маршруту Калининград - Москва- Калининград (не более 2-х авиаперелетов в год по стоимости не превышающей 950 рублей):

- Администрациями Ловозерского и Терского районов Мурманской области заключен договор с ОАО «Мурманская авиационная компания» по разным социально низким тарифам -для жителей указанных районов, для жителей Мурманской области, для жителей других территорий Российской Федерации.

В целях обеспечения доступности авиационного транспорта для всех категорий населения Российской Федерации авиакомпании России продолжают практику установления специальных (пониженных) авиационных тарифов для отдельных категорий граждан как по магистральным воздушным линиям, так и по местным воздушным линиям.

Хотелось бы обратиться к исполнительным органам Фонда социального страхования Российской Федерации с просьбой об ускорении работы по заключению с авиакомпаниями государственных контрактов на перевозки граждан воздушным транспортом, чтобы Фонд социального страхования Российской Федерации смог своевременно довести до своих исполнительных органов полный перечень авиакомпаний, с которыми заключены такие государственные контракты (договоры) и в период весна-лето у граждан не возникло затруднений в реализации их права на бесплатный проезд воздушным транспортом к месту лечения и обратно.

Заключение.

Для совершенствования процесса мониторинга ситуации в регионах Минтранс, обобщив вопросы и предложения в ходе селекторного совещания, подготовил и направляет в регионы несколько информационных форм, которые позволят более оперативно отслеживать ситуацию и принимать взвешенные и своевременные решения. В ближайшее время будут также отработаны механизмы обратной связи и сводный анализ Минтранса России будет распространяться по регионам.

Все выступления и интервью