Изображения

Обычная версия

Выступление Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина на селекторном совещании 25 февраля 2005 года

24 февраля 2005, 21:00

Выступление Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина
на селекторном совещании 25 февраля 2005 года

По инициативе Министерства транспорта Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло решение о проведении сегодня Всероссийского совещания о ходе реализации Федерального закона № 122 в части отмены льготного проезда на транспорте и предоставлении отдельным категориям граждан социальных гарантий по проезду на транспорте.

Необходимость проведения сегодняшнего совещания обусловлена пониманием того, Министерство транспорта России стало первым ведомством, которому пришлось сдавать своеобразный экзамен по началу так называемой монетизации льгот.

На наше совещание приглашены ответственные работники федеральных органов исполнительной власти: в настоящий момент в пресс-центре Дома Правительства Российской Федерации находятся представители Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, руководители федеральных агентств по видам транспорта, руководители Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, президент и руководители ОАО «РЖД».

На двусторонней связи с нами в регионах – руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заместители глав городов, руководители транспортных организаций, представители территориальных органов соцзащиты.

В Минтрансе России создана рабочая группа по мониторингу ситуации, связанной с реализацией Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, в части монетизации льгот на транспорте.

С ноября 2004 г. до настоящего времени мы проводили с Вами встречи на местах, и сегодня в ходе нашего совещания мы хотим подвести первые итоги, оценить первый опыт по реализации нового закона, рассмотреть положительный опыт регионов, где проблемы решены, услышать, где положение дел дает повод для беспокойства. В условиях рынка за все надо платить, и транспорт оказался в эпицентре социальной напряженности – ведь именно с ним была связана значительная часть социальных льгот.

Внедрение Федерального закона не везде идет гладко – не отлажены механизмы его реализации. Федеральный Центр оказал регионам дополнительную финансовую помощь из расчета 50 рублей на каждого федерального льготника, что в сумме составило 8,5 миллиарда рублей. Эти меры помогли стабилизировать ситуацию и успокоить людей, однако полностью проблем не решили. Так в случае если часть регионов перейдет на единый транспортный проездной, а часть не перейдет, ситуация вновь может обостриться, особенно в весенний период. К тому же, если на желёзнодорожном и автомобильном транспорте вопросы транспортной доступности для льготных категорий в основном решены или решаются, то на речном и воздушном транспорте в разных регионах эта работа ведется крайне медленно. И сегодня мы должны разобраться, как заключаются соответствующие договора на перевозку льготных категорий пассажиров с судоходными и авиакомпаниями.

Не вызывает сомнений, что у человека должны быть достойная зарплата и пенсия. Тогда ему не нужны никакие льготы. Но все сразу проблемы не решишь. Нужно хорошо понимать, что когда человек ездил бесплатно, он был вынужден мириться с переполненным автобусом, с нарушениями графика движения и другими неудобствами. Но если пассажир оплачивает проезд, то за свои деньги он потребует соответствующего комфорта. Люди станут голосовать рублем и выбирать более удобный транспорт.

Давайте в конце года посмотрим, сколько государство выплатит пенсионерам и льготникам, военнослужащим и работникам силовых структур, и сравним эти данные с показателями прошлых лет и оценим – как это отразилось на транспорте. Тогда можно будет делать какие-то выводы.

А сейчас остановлюсь чуть подробнее на общем состоянии дел по видам транспорта.

1. Автомобильный и наземный городской электрический пассажирский транспорт

Сегодня государственный и муниципальный пассажирский транспорт находится, как Вы знаете, в сложном положении. Он изношен и хронически убыточен. Качество услуг низкое.

Основной причиной стали не финансируемые социальные мандаты, предоставлявшие право бесплатного проезда более 50% населения страны.

Поэтому транспортники ждали монетизации льгот по оплате проезда и сами неоднократно выходили с аналогичными инициативами в Правительство, Они исходили из того, что монетизация, в конечном итоге, позволит вывести пассажирский транспорт из кризиса, позволит ему развиваться.

Однако реализация закона о монетизации льгот в части городского и пригородного пассажирского транспорта пока идет осторожно.

По нашим данным реформа льгот по оплате проезда начата в 33 регионах Российской Федерации. Из них в 29 регионах для обеспечения транспортного обслуживания граждан льготных категорий ввели региональные социальные проездные билеты. Их стоимость составляет в среднем около 45% от стоимости единых проездных билетов, действующих на территории региональных центров. Поскольку данный билет предоставляет право проезда не только в региональном центре, но и на всех городских и пригородных маршрутах региона, то реальный размер скидки, заложенной в его стоимости, еще выше. В 4 регионах введены муниципальные социальные проездные билеты. Они предоставляют право проезда только в границах территории соответствующего муниципального образования. При этом льготник из «чужого» муниципального образования должен полностью оплачивать свой проезд. В 15 регионах сохранена действовавшая ранее система натуральных льгот по оплате проезда. Еще в 24 регионах планируют осуществить переход к монетизации льгот в первом квартале этого года. А в 6 регионах – во втором квартале. В 9 регионах пока не определись с тем, в какой форме будут предоставляться льготы по оплате проезда.

Что показывает предварительный анализ результатов монетизации?

Одной из задач, которую должен решить ФЗ № 122, является обеспечение роста и прозрачности доходов транспортных предприятий.

Все регионы, начавшие монетизацию, можно разбить на три группы.

1. К первой группе относится примерно, треть из 14 регионов. Эти регионы проводят очень осторожную социальную политику, установив стоимость региональных социальных проездных билетов на уровне 90-130 рублей в месяц. Одновременно значительно урезаны бюджетные ассигнования на финансирование пассажирского транспорта. Это сокращение составило от 70 до 100%. В результате ожидается, что в этих регионах общие среднемесячные доходы транспортных предприятий (с учетом всех источников финансирования) сократятся на 15-20%.

2. Ко второй группе относятся регионы, которые проводят сбалансированную бюджетную политику в отношении транспортных предприятий, установив реальную стоимость. Она составляет 200 рублей в месяц. В эту группу входят 3 из 14. Как показывают данные первого месяца монетизации, здесь ожидается рост среднемесячных доходов транспортных предприятий на уровне 10%.

3. И, наконец, в третью группу попадают более половины регионов. Здесь и сокращение бюджетного финансирования транспортных предприятий было умеренным (порядка 30-60%), стоимость социальных проездных билетов установлена на уровне 100-200 рублей в месяц. В результате ожидаемые доходы транспортных предприятий в этих регионах должны вырасти от 20% и даже вдвое.

Во второй и третьей группах регионов происходит повышение прозрачности отношений и рост качества услуг.

В целом по всем регионам, выпустившим социальные проездные билеты, на 21 февраля текущего года их приобрели около 15% льготников.

Предварительные оценки показывают, что в большинстве регионов введение льготных социальных билетов, не выведет пока социальный сектор пассажирского транспорта на уровень самодостаточности. Это означает, что потребность в его бюджетном финансировании сохранится. Это касается как возмещения убытков по эксплуатационным расходам, так и инвестиций на приобретение подвижного состава.

К сожалению, во многих регионах монетизация не позволит решить и застарелую проблему обновления общественного транспорта. Инвестиционные возможности бюджетов субъектов Федерации объективно ограничены. В создавшихся условиях ожидать массовый приход частных инвестиций в социальный сектор пассажирского транспорта тоже не приходится. Значит, тенденция сокращения парка и объемов услуг социального сектора сохранится. Таким образом, с каждым годом реализовать право воспользоваться социальным проездным билетом будет все труднее.

Поэтому Минтранс России совместно с представителями регионов, промышленностью и банковским сектором разработал и в 2003 году апробировал систему ограниченной стимулирующей государственной поддержки обновления парка. В рамках данной программы из федерального бюджета компенсировалась часть процентной ставки по кредитам российских банков на приобретение отечественных автобусов большой вместимости. В 2003 году в трех регионах, отобранных на конкурсной основе, на 1 рубль федеральных бюджетных средств было привлечено более 30 рублей средств субъектов Федерации.

В настоящее время мы прилагаем усилия по обеспечению данной программы федеральным финансированием.

Как вы знаете, своим решением от 11 февраля 2005 года Правительство поручило Минфину и Минтрансу России рассмотреть вопрос о возможности реструктуризации задолженности предприятий пассажирского транспорта перед федеральным бюджетом. Речь идет о сумме порядка 3-х млрд. рублей. В настоящее время проводится работа по выверке этой суммы. Пользуясь случаем, хотел бы просить вас содействовать в быстром сборе необходимой информации.

В тех регионах, которые ввели социальные проездные билеты, в особенности региональные, очень остро стоит вопрос о распределении выручки от их реализации между несколькими десятками перевозчиков. Эта новая для транспортников задача и подходы к ее решению пока еще только формируются. С целью методического обеспечения Минтранс разработал рекомендации по определению стоимости региональных социальных проездных билетов и порядку распределения между перевозчиками выручки от их реализации. Однако прежде чем направлять эти рекомендации в регионы мы хотим посоветоваться с теми, кто уже имеет практический опыт решения данных проблем. Это обсуждение состоится на специальном совещании в первых числах марта. Все желающие принять участие в его работе могут обращаться в Министерство транспорта Российской Федерации по телефону 542-71-90.

Помимо этого Министерство разработало и распространяет в регионах научно-методический сборник под названием «Тарифная политика на автомобильном транспорте». В нем изложены основные подходы по определению обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщениях.

Чтобы не ухудшить ситуацию на общественном транспорте мы считаем необходимым решить, по крайней мере, еще одну проблему.

Монетизация достигнет конечной цели, если на общественном транспорте будет сформирован конкурентный рынок доступных услуг. С этой целью необходимо на федеральном уровне определить рамки полномочий местных органов власти в части организации транспортного обслуживания населения, проведения конкурсов и обязательного заключения контрактов с перевозчиками всех форм собственности. Нерешенность этого вопроса провоцирует многочисленные судебные споры между перевозчиками, органами власти различных уровней и контрольно-надзорными федеральными органами. В конечном счете, от всего этого страдает пассажир.

На основе мониторинга ситуации в транспортом комплексе и по предложениям регионов Министерством транспорта подготовлен проект специального закона, который в настоящее время проходит согласование в министерствах и ведомствах, направленный на проведение рыночной реформы пассажирского транспорта, аналогичной той, которая прошла в большинстве развитых стран мира.

Прошу направить предложения по улучшению положений этого закона.

2. Положение дел на железнодорожном транспорте

Общее количество пассажиров льготных категорий, проживающих на территории субъектов РФ, обслуживаемых железными дорогами ОАО «РЖД», составляет около 33,5 млн.чел., в том числе льготы которых финансируются за счет средств:

  • федерального бюджета-14,2 млн.чел.

  • бюджетов регионов и местных бюджетов-19,3 млн.чел.

  • В целом по сети наибольшее количество льготных пассажиров проходит по категории «ветераны труда» -13,1 млн.чел, «инвалиды»-10,5 млн.чел., «труженики тыла»-3,7 млн.чел.

    Проведена большая разъяснительная работа в средствах массовой информации с участием руководства ОАО «РЖД» в эфирах ведущих телерадиокомпаний, по применению положений №122-ФЗ и о новом порядке льготного проезда на железнодорожном транспорте. С 15 декабря 2004 года в ОАО «РЖД» была организована круглосуточная работа «телефона горячей линии».

    Всего на «горячую линию» поступило более 75,7 тыс. звонков, из них 49,6 тыс. по пригородному сообщению, 20,8 тыс. по дальнему следованию и 5,3 тыс. прочих.

    С 1 января на железнодорожных вокзалах организована работа «общественных приемных». С момента открытия в « общественные приемные» обратилось более 23 тыс.граждан.

    За январь т.г. в дальнем следовании оформлено 7,1 тыс. проездных документов к местам санаторно-курортного лечения, стоимость оказанных услуг по этим перевозкам составила 5,4 млн.рублей. С 1 по 20 февраля 2005 года -18771 проездных документа.

    По состоянию на 21 февраля т.г. решение о централизованной оплате проезда принято 44 субъектами Российской Федерации. Железными дорогами заключен 41 договор.

    Кроме того, в разных стадиях согласования находятся договора между железными дорогами с субъектами федерации, в т.ч. с такими регионами как республика Татарстан, Саратовской, Пермской, Читинской областями и др.

    В результате из 19,3 млн. чел. льготников регионального уровня договорами, заключенными с субъектами федерации, охвачено почти 11 млн., что составляет только 57%, то есть охвачено фактически чуть более половины зарегистрированных льготников.

    В пригородном сообщении за период с 1 января по 20 февраля т.г. перевезено почти - 23 млн. льготных пассажиров, из них на федеральном уровне - 19,9 млн. пассажиров, на региональном уровне - 2,8 млн. пассажиров.

    С момента вступления в действие Федерального закона от 22.08.2004 г. №. 122-ФЗ остались не решенными вопросы о порядке бесплатного проезда: детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; студентов и школьников; почетных доноров; малоимущих граждан; ветеранов государственной и военной службы.

    Отсутствие решений о порядке льготного проезда указанных категорий граждан вызывает с их стороны неудовлетворенность и возмущение.

    В этих условиях, в целях недопущения конфликтных ситуаций и социальной напряженности, руководством ОАО «РЖД» принято решение о временном порядке предоставления права льготного проезда студентам и школьникам, сотрудникам милиции и гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

    3. О ситуации на внутреннем водном транспорте

    Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом осуществляются во всех федеральных округах. В ряде субъектов Российской Федерации, особенно европейского Севера и Сибири, в условиях отсутствия железнодорожного сообщения и автомобильных дорог с качественным покрытием, пассажирские маршруты на внутренних водных путях фактически единственные, обеспечивающие транспортное обслуживание населения приречных городов и населенных пунктов.

    Перевозки категорий граждан, имеющих в соответствии с действующим законодательством право бесплатного (льготного) проезда, осуществляют пассажирские суда на транспортных транзитных, местных, пригородных, внутригородских маршрутах и на переправах. Всего за навигацию на этих маршрутах перевозится порядка 18 млн. человек. Предприятия внутреннего водного транспорта перевозят более 30 категорий льготных пассажиров, из которых 60% составляют ветераны труда, ветераны военной и государственной службы, а также инвалиды всех групп и инвалиды детства.

    Организациям, осуществляющим перевозки по данным маршрутам, до вступления в силу с 1 января 2005 года № 122-ФЗ, выпадающие от перевозки льготных категории граждан доходы, в полной мере не компенсировались.

    По оперативным данным судами 31-го предприятия, которые по состоянию на 22.02.05 г. представили в Министерство информацию, в 2004 году перевезено 5814,2 тыс. человек, в том числе льготников 2870,9 тыс. человек (49,4%). Недополученный доход (до возмещения убытков за счет дотаций из бюджетов различных уровней) составил 69,5 млн.рублей.

    По состоянию на 22.02.05 г. из бюджетов различных уровней выделены дотации на сумму 119255,8 тыс. рублей, в том числе дотации на возмещение расходов от перевозки льготников – 46 млн.рублей, что покрывает данные расходы на 66,1%.

    Данные предприятия осуществляли перевозки пассажиров по 108 транспортным маршрутам, количество проданных билетов льготникам составило более одного миллиона.

    Полная стоимость билета в пригородном и внутригородском сообщениях составила - 30-80 руб., переправы 5-20 руб. Стоимость детского билета составляет 50 % от стоимости взрослого билета.

    Росморречфлот в оперативном порядке осуществляет взаимодействие с администрациями субъектов Российской Федерации по введению в действие единых социальных проездных билетов для льготных категорий граждан при проезде на судах водного транспорта. В адрес 6 администраций регионов (Архангельская, Волгоградская, Ярославская, Новосибирская, Тюменская области, Хабаровский край) было Росморречфлотом направлено обращение с просьбой учитывать интересы предприятий внутреннего водного транспорта и предусматривать в областном бюджете средства на возмещение расходов по перевозке льготных категорий граждан.

    Безусловно, решение всех указанных проблем необходимо осуществить до открытия навигации 2005 года.

    4. Основные проблемы воздушного транспорта

    В 2004 году авиакомпаниями России на льготных условиях было перевезено около 235 тысяч пассажиров, при этом расходы авиакомпаний составили 983,7 млн. рублей, а сумма возмещения составила 469,1 млн. рублей.

    Рядом нормативно-правовых документов определен порядок финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан и организация проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

    По состоянию на 21 февраля 2005 года заключены государственные контракты (договоры) исполнительными органами Фонда социального страхования России на перевозку к месту лечения и обратно граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственной социальной помощи с шестью авиакомпаниями России как по магистральным воздушным линиям, так и по местным воздушным линиям (ГУАП «Кавминводыавиа», ОАО «Авиакомпания «Омскавиа», ГУП Авиакомпания «Якутия», КГУП «Хабаровские авиалинии», ГУАП «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы», ОАО «Авиационная компания «Восток»).

    В стадии согласования находятся контракты с ОАО Авиакомпания «Самара», Авиакомпанией «Ангара», ОАО Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр».

    Сообщения о готовности заключения государственных контрактов (договоров) поступили еще из 5 авиакомпаний.

    В целях обеспечения доступности авиационного транспорта для всех категорий населения Российской Федерации авиакомпании России продолжают практику установления специальных (пониженных) авиационных тарифов для отдельных категорий граждан как по магистралыным воздушным линиям, так и по местным воздушным линиям (ОАО «Аэрофлот-Норд», ЗАО «Авиакомпания «Когалымавиа», ОАО «Бугульминское авиапредприятие», ОАО «Аэрофлот-Дон», ОАО Авиакомпания «Даурия», ЗАО Авиакомпания «Карат», ГУП «Туринское Авиапредприятие», ООО Производственно-коммерческая фирма «КАТЭКАВИА», ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал», ООО «Авиапредприятие «Газпромавиа», ГУАП «Оренбургские авиалинии», ГТК «Россия», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ФГУП «Новосибирское авиапредприятие», ОАО «тувинские авиационные линии», ОАО «Авиакомпания «ЮтЭйр»).

    Администрацией Калининградской области заключен договор с ОАО «Калининградавиа» на выполнение перевозок жителей Калининградской области, нуждающихся в социальной поддержке и состоящих на учете в органах социальной защиты населения по маршруту Калининград - Москва- Калининград (не более 2-х авиаперелетов в год по стоимости не превышающей 950 рублей).

    В заключение хочу подчеркнуть, что поручением Правительства на Минтранс России возложен постоянный контроль процессов монетизации льгот на транспорте и их влияния на состояние и развитие рынка транспортных услуг. Для этого Минтранс подготовил и направил в регионы несколько информационных форм, которые позволят отвечать на возникающие вопросы. Сводный анализ будет распространяться и по регионам с целью информирования местных властей о том, как и в какой форме развивается монетизация на транспорте.

    И еще раз акцентирую ваше внимание на созданной в Минтрансе рабочей группе. Запишите ее телефоны: 926-93-83, 926-93-81, тел./факс 926-15-63.

    Ждем ваших вопросов и надеемся на ваше понимание, поддержку и тесное сотрудничество.

    Мой доклад закончен. Переходим к обсуждению. Послушаем информацию из регионов.

    Все выступления и интервью