Изображения

Обычная версия

Министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин выступил на заседании Правительства РФ с докладом о ходе реформы на железнодорожном транспорте.

09 ноября 2005, 21:00

Доклад Министра транспорта Российской Федерации Игоря Левитина на заседании Правительства РФ

"О ходе реформы на железнодорожном транспорте"

10 ноября 2005 г.

Уважаемый Михаил Ефимович!

Уважаемые члены Правительства Российской Федерации!

Реализация программных мероприятий по реформированию отрасли железнодорожного транспорта, осуществляется в тесном постоянном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, ответственными за проведение структурной реформы, с Федеральным Собранием Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в декабре 2004 года были внесены изменения в постановление от 18 мая 2001 года № 384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте», которыми в частности, Министерству транспорта Российской Федерации, совместно с федеральными органами исполнительной власти ответственными за обеспечение проведения структурной реформы на железнодорожном транспорте, вменено в обязанность ежегодно, не позднее 1 ноября, представлять в Правительство Российской Федерации информацию о ходе реализации структурной реформы.

Данное обстоятельство особо подчеркивает значение, придаваемое Правительством Российской Федерации процессу реформирования отрасли железнодорожного транспорта, с учетом его влияния на все без исключения отрасли экономики и слои населения Российской Федерации.

Основной целью процесса реформирования отрасли железнодорожного транспорта является создание условий позволяющих эффективно обеспечивать удовлетворение потребностей населения и экономики Российской Федерации в качественных и безопасных транспортных услугах.

В настоящее время, процесс реформирования отрасли железнодорожного транспорта находится в стадии завершения выполнения программных мероприятий, предусмотренных вторым этапом Программы структурной реформы (намеченным на период 2003-2005 годов).

Упреждая возможные замечания, относительно имеющегося некоторого отставания от установленных Программой структурной реформы сроков их реализации, необходимо отметить следующее:

Одним из важнейших условий реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте является соблюдение принципа постепенности (поэтапности) процесса реформирования, что позволяет обеспечить устойчивость, стабильность и бесперебойность работы системы железнодорожного транспорта, а также контроль и возможность корректировки действий на основе анализа промежуточных результатов.

Теперь коротко, что касается непосредственного выполнения мероприятий предусмотренных Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте.

В части подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Подготовка проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте, осуществляется в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2003-2005 годы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года № 283.

Указанная деятельность также осуществлялась и в инициативном порядке, обусловленном необходимостью внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, исходя из анализа практики их применения, результатов хозяйственной деятельности ОАО «РЖД», изменений законодательства Российской Федерации, а также выполнения новых задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по обеспечению эффективного участия России в глобальной конкуренции. Здесь в первую очередь следует отметить принятие 20 декабря 2004 года постановления Правительства Российской Федерации № 811 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года № 384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте». Принятие указанного постановления позволило устранить имевшийся правовой вакуум в части определения конкретных органов федеральной исполнительной власти, ответственных за проведение реформы железнодорожного транспорта, а также положило начало реальному процессу выделения из ОАО «РЖД» в дочерние акционерные общества самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте.

По состоянию на октябрь 2005 года принято 8 постановлений Правительства Российской Федерации.

Остальные проекты постановлений Правительства Российской Федерации, направленные на дальнейшую реализацию структурной реформы на железнодорожном транспорте согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (за исключением 2 проектов), внесены в Правительство Российской Федерации.

Не внесены на сегодняшний день следующие:

  • проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке компенсации убытков, понесенных владельцами инфраструктуры и (или) перевозчиками в результате осуществления отдельных перевозок железнодорожным транспортом общего пользования в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных, предусмотренных законодательством Российской Федерации». В настоящее время переработанный проект направлен на повторное согласование в Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, ФСТ России, Минфин России.

  • проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» (проект согласован с Минфином России, ФСБ России и ФАС России, в настоящее время проект согласовывается с Минэкономразвития России).

Кроме того, решением созданной по инициативе Минтранса России Межведомственной комиссии по вопросам структурной реформы на железнодорожном транспорте сформирована рабочая группа по разработке нормативных правовых актов, необходимых для обеспечения эффективного взаимодействия владельца инфраструктуры и перевозчика. В состав указанной рабочей группы помимо представителей федеральных органов исполнительной власти и ОАО «РЖД», также вошли представители компаний независимых грузоперевозчиков (владельцев подвижного состава) и грузоотправителей.

Следует отметить наличие независящих от Минтранса России ряда факторов объективно препятствующих процессу разработки и принятия нормативных правовых актов, необходимых для обеспечения эффективного перевозочного процесса. К таковым следует в первую очередь отнести сложную ситуацию, сложившуюся с реализацией Федерального закона «О техническом регулировании», в части разработки соответствующих технических регламентов. В этой связи, Минтранс России предлагает в части разработки технических регламентов на железнодорожном транспорте определить ответственным исполнителем Минтранс России. Прошу поддержать данное предложение и занести соответствующую запись в протокол заседания Правительства Российской Федерации.

Создание акционерных обществ на базе имущества структурных подразделений ОАО «РЖД»

В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте основной целью второго этапа является создание акционерных обществ на базе имущества, которым в установленном порядке наделены самостоятельные структурные подразделения ОАО «РЖД», осуществляющие те виды деятельности, которые могут осуществляться другими хозяйственными обществами и/или открыты для конкуренции.

К настоящему времени, в рамках решения данной задачи разработана и утверждена советом директоров ОАО «РЖД» Концепция корпоративного строительства ОАО «РЖД», предусматривающая цели, приоритеты и направления деятельности ОАО «РЖД» по организации и реорганизации бизнес-процессов и подсистем корпоративного управления в условиях становления компании и проводимой структурной реформы.

Советом директоров ОАО «РЖД» в течение 2004-2005 годов одобрены 9 из 10 рассмотренных концепций реформирования ОАО «РЖД» по отдельным видам деятельности.

Приняты решения о создании путем учреждения вновь дочернего общества ОАО «РЖД» в сфере производства средств железнодорожной автоматики и телемеханики, 9-ти дочерних обществ ОАО «РЖД» в сфере производства и капитального ремонта путевой техники на базе имущества предприятий «Ремпутьмаш», 2-х дочерних обществ ОАО «РЖД» в сфере капитального строительства и проектно-изыскательских работ.

Приняты решения о создании четырех пригородных пассажирских компаний на Дальневосточной, Красноярской, Московской и Свердловской железных дорогах.

При этом процесс реформирования пассажирского комплекса в пригородном сообщении осуществляется путем создания отдельных пригородных пассажирских компаний, исходя из условий функционирования пригородного сообщения в каждом конкретном регионе.

К концу текущего года уже 10 пригородных пассажирских компаний, созданных совместно с субъектами Российской Федерации будут осуществлять перевозки в 12 регионах. Эти компании создаются в первую очередь в наиболее бюджетно-обеспеченных регионах с высокой транспортной подвижностью и платежеспособностью населения. Региональные власти, как соучредители компаний принимают меры по обеспечению их безубыточности.

Вместе с тем, пригородные пассажирские перевозки осуществляются ОАО «РЖД» еще и в 61 регионе, большинство из которых являются дотационными. В соответствии положениями Федерального закона № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» организация транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении с начала 2005 года осуществляется регионом самостоятельно за счет средств собственного бюджета. В условиях нехватки собственных бюджетных средств многие регионы не в состоянии компенсировать возникающие от пригородных перевозок убытки. Считал бы целесообразным Правительству рассмотреть вопрос о поддержке таких регионов в рамках межбюджетных отношений.

Подготовлена концепция реформирования комплекса, обеспечивающего ремонт и содержание грузового подвижного состава.

Завершается разработка концепции создания дочерних обществ ОАО «РЖД» в области капитального ремонта локомотивов.

Рассмотрение вопросов о создании дочерних обществ ОАО «РЖД» по остальным сферам деятельности на заседаниях правления и совета директоров ОАО «РЖД» предусмотрено до конца 2005 года.

О завершении разделения бухгалтерского учета по видам хозяйственной деятельности ОАО «РЖД»

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 871, начиная с годовой отчетности за 2004 г., ОАО «РЖД» представляет информацию о доходах, расходах и результатах финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам деятельности.

Для формирования расходов по видам деятельности, в ОАО «РЖД» применяется «Номенклатура основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта», согласованная с Минфином, МЭРТ, ФСТ и утвержденная приказом МПС России от 29 сентября 2003 г. № 68.

Таким образом, задача, определенная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 871 о необходимости организации раздельного учета по видам деятельности ОАО «РЖД», выполнена.

В настоящее время завершается формирование новой Номенклатуры доходов и расходов ОАО «РЖД» с учетом необходимости разработки методики и формы представления доходов и расходов ОАО «РЖД» не только по видам деятельности, но и по тарифным составляющим.

В новой Номенклатуре доходов и расходов будет обеспечен детальный классификатор по всем видам услуг, оказываемым на железнодорожном транспорте, с указанием, к какому виду деятельности они относятся. В проекте новой Номенклатуры обеспечено выделение тарифных составляющих в расходах по перевозочным видам деятельности (грузовые, пассажирские дальние и пригородные) на основе методов функционально-стоимостного анализа.

В 1 квартале 2006 г. предполагается полностью завершить работу по разработке новой Номенклатуры и согласовать её в заинтересованных министерствах и ведомствах.

Новая Номенклатура позволит, в частности, сформировать доказательную базу и с высокой степенью объективности оценить величину убытков, возникающих у ОАО «РЖД» в результате деятельности по осуществлению пассажирских перевозок в дальнем следовании, что позволит перейти к реальным действиям по созданию федеральной пассажирской компании.

Реформирование пассажирского комплекса дальнего следования.

Правительством Российской Федерации в качестве способа создания хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании, определена реорганизация ОАО «РЖД» в форме выделения соответствующего структурного подразделения с сохранением в федеральной собственности 100 % акций создаваемой компании.

По решению совета директоров ОАО «РЖД», одобрившему концепцию создания Федеральной пассажирской компании прорабатываются все аспекты создания такой компании, для чего создана специальная комиссия под руководством члена совета директоров ОАО «РЖД» заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации А.В. Шаронова.

По результатам рассмотрения вопроса советом директоров и указанной комиссией существует понимание того, что сроки создания Федеральной пассажирской компании должны быть перенесены на третий этап реформы.

Особую озабоченность по вопросу создания Федеральной пассажирской компании и необходимости корректировки плана ее создания высказал Президент Российской Федерации В.В. Путин на совещании с членами Правительства Российской Федерации, состоявшемся 7 ноября 2005 года.

Главное здесь обеспечить формирование условий функционирования этой компании. По нашему мнению возможен следующий алгоритм создания пассажирской компании в дальнем следовании:

1. Обособление дальних пассажирских перевозок в виде Федеральной пассажирской дирекции – филиала ОАО «РЖД» с наделением его соответствующим имуществом (2006 г.).

2. Решение вопроса о покрытии убытков от пассажирских перевозок в дальнем следовании (начиная с 2007 г.).

3. Создание Федеральной пассажирской компании (в дальнем следовании) в качестве дочернего общества (2007 г.).

4. Рассмотрение вопроса о целесообразности выделения указанной компании в качестве 100%-ой государственной компании (2009-2010 гг.)

Соответствующие предложения по этому вопросам должны найти свое отражение в плане мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2006-2010 годы.

Развитие конкуренции, создание организационно-правовых условий развития независимых перевозчиков

Развитие конкуренции на рынке грузовых перевозок является важнейшей задачей структурной реформы на железнодорожном транспорте. Создание организационно-правовых условий для формирования института перевозчиков на российских железных дорогах является условием развития конкуренции и удовлетворения растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.

Вопрос стимулирования процесса создания независимых перевозчиков частично решен с вводом в действие нового Прейскуранта № 10-01. Доля подвижного состава ОАО «РЖД» в общем объеме перевозок постоянно снижается. Доля иных собственников подвижного состава в общем объеме перевозок увеличивается и составляет в настоящее время 34,4%.

Парк подвижного состава, принадлежащего иным собственникам, превысил к началу 2005 года 250 тыс. грузовых вагонов и достиг к августу текущего года 270 тыс. ед., что составляет около 45 % вагонного парка ОАО «РЖД». В обновление парка железнодорожного грузового подвижного состава России только в 2005 году привлечено более 15 миллиардов рублей частных инвестиций.

Объемы перевозок грузов в приватном парке грузовых вагонов за 7 месяцев 2005 года составили 28,8 % от всего объема перевозок грузов по российским железным дорогам. Для сравнения: в 2004 году этот показатель был равен 27 %, в 2003 году - 21,2 %, в 2002-м – 16,5 %.

Следующим этапом совершенствования тарифной системы, позволяющим обеспечить дальнейшее развитие конкуренции на железнодорожном транспорте, является выделение из инфраструктурной составляющей тарифа отдельных работ, услуг, которые могут выполняться как перевозчиком – ОАО «РЖД», так и другими субъектами. Данная мера позволит обеспечить прозрачность тарифа (его инфраструктурной составляющей) и повысить объемы привлекаемых в отрасль средств частных инвесторов в объекты инфраструктуры, необходимые для выполнения таких операций. Минтрансом России совместно с ФСТ России начата соответствующая работа в этом направлении.

В процессе дальнейшей работы по созданию условий для независимых перевозчиков также необходимо решить ряд вопросов, основными из которых являются:

  • внесение в федеральные законы «О естественных монополиях» и «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» изменений и дополнений, предусматривающих предоставление Правительству Российской Федерации полномочий по утверждению основ ценообразования на железнодорожном транспорте общего пользования, правил государственного регулирования тарифов, сборов и плат на железнодорожном транспорте общего пользования, а также перечня работ и услуг, относящихся к сфере естественной монополии на железнодорожном транспорте, тарифы, сборы и платы на которые регулируются государством;

  • принятие постановления Правительства Российской Федерации «О ценообразовании на железнодорожном транспорте Российской Федерации», утверждающего положение об основах ценообразования и правила государственного регулирования и применения тарифов, плат и сборов;

  • внесение изменений в «Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования», утвержденные постановлением Правительства российской Федерации от 20 ноября 2003 г. № 703. В нынешнем виде данные правила непригодны для регулирования отношений между перевозчиками и владельцем инфраструктуры.

Учитывая, что вопрос оказания перевозчикам услуг локомотивной тяги является одним из ключевых вопросов развития конкуренции, также необходимо определить условия оказания таких услуг, степень государственного регулирования этого вида деятельности, возможность его обособления в структуре ОАО «РЖД», а также уровень «локомотивной» составляющей в тарифе.

В настоящее время разрабатывается проект Порядка оказания услуг по предоставлению локомотивной тяги, предполагающий предоставление указанных услуг ОАО «РЖД» на основе отдельного договора.

В целях развития конкуренции в секторе по ремонту грузовых вагонов, привлечения в него дополнительных инвестиций прорабатывается вопрос расширения производственной базы объектов локомотивного и вагонного хозяйства, передаваемой в создаваемые дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД».

В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. № 57 «Об ограниченных в обороте объектах имущества открытого акционерного общества «Российские железные дороги», предусматривающего снятие ограничений на использование и распоряжение по ряду объектов имущества ОАО «РЖД».

В соответствии с Программой структурной реформы на втором этапе предусмотрена проработка организационно-правовых механизмов и последствий создания дочерних акционерных обществ открытого акционерного общества «Российские железные дороги», осуществляющих грузовые перевозки, и рассмотрение вопроса о целесообразности такого создания. Локализация бизнесов в сфере грузовых перевозок осуществляется либо с ориентацией на определенные, специализированные виды перевозок (например, контейнерные перевозки или перевозки в изотермическом подвижном составе, соответственно «Трансконтейнер» и «Рефсервис»), либо с ориентацией на определенные региональные сегменты или маршруты либо и то и другое.

В настоящее время осуществляется проработка создания совместных операторских (перевозочных) компаний с другими участниками рынка по перевозкам в специализированном подвижном составе минеральных удобрений и сырья.

Помимо повышения эффективности использования подвижного состава и удержания рынка перевозок грузов I класса, создание таких компаний в сфере специализированных перевозок позволит:

  • снизить эксплуатационные расходы и инвестиции «материнской» компании в ремонт и обновление подвижного состава;

  • обеспечить рост тарифных поступлений в «материнскую» компанию (инфраструктурная составляющая) за счёт увеличения объема перевозок в первую очередь грузов I класса;

  • обеспечить рост капитализации и в долгосрочной перспективе получить дополнительные доходы за счёт продажи на конкурсной основе пакетов акций созданных дочерних обществ.

Развитие конкуренции и создание организационно-правовых условий развития независимых перевозчиков непосредственно связано с вопросом совершенствования государственного регулирования железнодорожного транспорта.

При этом важнейшее значение, для отрасли железнодорожного транспорта и участников перевозочного процесса, имеют методы тарифного регулирования отрасли.

В этой связи заинтересованными федеральными органами исполнительной власти готовятся предложения по совершенствованию государственного регулирования железнодорожного транспорта, предусматривающие в частности внесение кардинальных изменений в действующие нормативные документы регламентирующее порядок тарифообразования.

Тем самым, к настоящему времени, в результате реализации программных мероприятий второго этапа реформы железнодорожного транспорта, в основном созданы необходимые условия для практического завершения институциональных преобразований предусмотренных вторым этапом, а также последующего перехода к процессу формирования и непосредственной реализации плана мероприятий третьего этапа. Представляется, что в результате реализации данных мероприятий к 2010 году сложиться система управления железнодорожным транспортом России отображенная на слайде.

Вашему вниманию предложены развернутые материалы о ходе структурной реформы на железнодорожном транспорте, а также проект решения заседания Правительства Российской Федерации.

Уважаемый Михаил Ефимович!

Основные функциональные обязанности по государственному регулированию и обеспечению реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2004 № 811 возложены непосредственно на Министерство транспорта Российской Федерации.

По результатам проведенных в Федеральном Собрании Российской Федерации в 2005 году «парламентских слушаний» в качестве основной системной проблемы, препятствующей достижению программных целей структурной реформы, выделена проблема недостаточно эффективной деятельности федеральных органов исполнительной власти по нормативно-правовому обеспечению процессов реформирования железнодорожного транспорта.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.03.2004 № 314 и Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства, в связи с чем, основная нагрузка по нормативно-правовому обеспечению реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте возложена на Минтранс России.

В целях реализации задач третьего этапа структурной реформы следует особо отметить необходимость разработки и принятия ряда нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективное взаимодействие владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и перевозчиков. Отдельного рассмотрения требуют проблемы нормативно-правового регулирования железнодорожного транспорта необщего пользования, включения его в сферу действия программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.

В этой связи представляется целесообразным:

  • создание в системе Минтранса России специализированного структурного подразделения – Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта;

  • увеличение штатной численности центрального аппарата Минтранса России на 35 человек за счет сокращения штатной численности центрального аппарата Росжелдора.

Прошу Правительство поддержать предложение Минтранса России и включить в протокол заседания Правительства Российской Федерации пункты следующего содержания:

Согласиться с предложением Минтранса России об увеличении штатной численности центрального аппарата Минтранса России на 35 человек за счет сокращения штатной численности центрального аппарата Росжелдора и создании в структуре Минтранса России Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта.

Минтрансу России совместно с Минфином России и Минздравсоцразвития России обеспечить внесение в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проектов актов Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2004 г. № 274 «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации», от 6 апреля 2004 г. № 174 «Вопросы Федерального агентства железнодорожного транспорта», в части изменения штатной численности и от 14 марта 2005 г. № 127 «О фонде оплаты труда работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» при необходимости.

О проектах инвестиционной программы и финансового плана ОАО
«Российские железные дороги» на 2006 год и на период до 2008 года»

Основной предмет сегодняшнего обсуждения – проекты инвестиционной программы и финансового плана ОАО «Российские железные дороги» на 2006 год и на период до 2008 года. Формирование данных документов базировалось на двух ключевых принципах.

Прежде всего, это обеспечение вклада ОАО «РЖД» в решение задач стратегического развития транспортной системы, федеральных целевых и адресной инвестиционной программы.

А также соответствие задачам структурного реформирования железнодорожного транспорта и повышения эффективности управления транспортом.

Сегодня железнодорожный транспорт России находится в активной фазе структурного реформирования, протекающей на фоне динамичного роста платежеспособного спроса на услуги транспортного комплекса.

Основные финансовые результаты по итогам 2005 года представлены Вашему вниманию на слайде 3.

В целом, по большинству показателей ожидается выполнение откорректированного Финансового плана на 100 процентов.

На слайде 4 представлены прогнозы грузо- и пассажирооборота на 2006-2006 года.

Темпы роста грузооборота на 2006-2008 годы определены с учётом прогнозируемых Минэкономразвития России темпов роста производства промышленной продукции, перспективы социально-экономического развития страны и прогнозируемой средней дальности перевозок грузов.

По оценке Минэкономразвития России в прогнозируемом периоде произойдут изменения в развитии промышленности, связанные опережающим ростом производства конечной продукции. Так как доля данных отраслей в структуре железнодорожных перевозок составляет около 5%, это приведет к объективному отставанию темпов роста объемов перевозок ОАО «РЖД» от роста промышленного производства в стране.

Прогноз пассажирооборота определен с учетом введенного в январе 2005 года Федерального закона № 122-ФЗ, прогноза Минэкономразвития России о снижении численности населения страны и роста реально располагаемых доходов населения. За период с 2006 по 2008 планируется перевезти более 4-х миллиардов пассажиров, из которых 407 миллионов – в дальнем следовании и 3 миллиарда 620 миллионов – в пригородном сообщении. В 2006 году планируется перевезти 1 миллиард 328 миллионов пассажиров, в том числе 136 миллионов в дальнем следовании и 1 миллиард 195 миллионов – в пригородном сообщении.

На слайде 5 Вашему вниманию представлены планы по индексации тарифов на грузовые и пассажирские перевозки в процентах к предыдущему году, а также достигаемый уровень цен на перевозки в случае принятия предлагаемых тарифов. Индексация проводится раздельно по четырем секторам перевозок: грузовые, госрегулируемые пассажирские перевозки в дальнем следовании, дерегулируемые пассажирские перевозки в дальнем следовании и пассажирские перевозки в пригородном сообщении.

Основные финансовые показатели Финансового плана ОАО «РЖД» представлены на слайде 6.

Доходы ОАО «РЖД» с учетом изменения структуры грузооборота и проведения институциональных преобразований запланированы в 2006 году с ростом к прошлому году на 8,3 %, в 2007 году – 9,3 %, в 2008 году –7,5 %.

Расходы ОАО «РЖД» с учетом мер по экономии затрат, изменения структуры грузооборота и проведения институциональных преобразований запланированы в 2006 году с ростом к прошлому году на 6,7 %, в 2007 году – 8,2 %, в 2008 году – 7,3 %.

Финансовым планом ОАО «РЖД» предусмотрено ограничение роста эксплуатационных расходов за счет сокращения роста фонда оплаты труда и расходов на ремонт. Фонд оплаты труда отстает от динамики роста номинальной зарплаты на 9% в 2006 году, 5,7% в 2007 году и 3,5% в 2008 году. Отставание фонда оплаты труда может привести к снижению конкурентоспособности ОАО «РЖД» на рынке труда.

В 2006 году при росте цен на материалы на 17% рост материальных затрат ограничен 4%, в том числе, за счет снижения физических объемов работ. При этом расходы на материалы в 2007 и 2008 годах рассчитаны исходя из заниженной базы 2006 года. Снижение материальных затрат на ремонт может привести к росту эксплуатационных затрат на топливо, электроэнергию и расходные материалы.

Для компенсации негативных последствий, вызванных вышеуказанными причинами, ОАО «РЖД» предлагает предоставить ему право использовать часть чистой прибыли без соответствующего одобрения Правительством Российской Федерации. Так как такой подход противоречит принципам бюджетирования, он не представляется целесообразным.

Введение в структуру финансового плана отдельного блока учета финансовых результатов по дочерним компаниям (ДЗО) позволит повысить прозрачность и качество управления по всем видам затрат. Это мероприятие станет первым этапом оптимизации структуры затрат на каждом уровне управления и будет ограничивать рост незапланированных расходов.

Касательно показателей чистой прибыли, необходимо отметить, что в финансовом плане показаны крайне низкие показатели рентабельности (на уровне 1,1%), что в свою очередь негативно скажется на показателях финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности компании.

В финансовом плане проведена прогнозная оценка доходов, расходов и финансовых результатов работы ОАО «РЖД» в 2006-2008 годах по видам деятельности.

В нижней строке таблицы представлены расходы на инвестиционную деятельность. С учетом инвестиционной программы ДЗО расходы (без НДС) по инвестиционной деятельности на 2006-2008 годы прогнозируются в сумме 185,4 млрд. руб., 203,4 млрд. руб. и 228,9 млрд. руб. соответственно. По предварительным оценкам финансовый план компании в части инвестиционных расходов, будет выполнен полностью.

В настоящее время в ОАО «РЖД» идет процесс совершенствования подходов к организации инвестиционной деятельности за счет перехода на проектный принцип планирования.

Учитывая длительный срок реализации большинства инфраструктурных проектов железнодорожного транспорта, компания перешла на сквозное планирование. Проекты включаются в инвестиционную программу в полном объеме до конца срока их реализации.

Преимуществом данного подхода является точная взаимосвязь достигаемых показателей и объемов финансирования. Кроме того, проектное финансирование должно обеспечить прозрачный контроль на каждом этапе реализации проекта.

При формировании Инвестиционной программы и выбора очерёдности реализации проектов использовались следующие приоритеты:

Во-первых, государственная значимость. В инвестиционную программу приоритетно включались объекты, имеющие эффективность не только для ОАО «РЖД», но и мультипликативный эффект для транспортной системы и экономики страны в целом.

Во-вторых, технологическая потребность. В инвестиционной программе учтена потребность ОАО «РЖД» в обновлении выбывающих активов обеспечивающих технологическую устойчивость работы компании и безопасность транспортного процесса.

И наконец, это экономическая эффективность. В инвестиционную программу приоритетно включаются проекты, имеющие более высокие показатели экономической эффективности.

Подготовленный с использованием данных приоритетов проект среднесрочной инвестиционной программы ОАО «РЖД», учитывает баланс интересов, как по обеспечению устойчивой работы железнодорожного транспорта, так и потребности народного хозяйства в совершенствовании транспортной инфраструктуры.

Особенностью формирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2006 год и на период до 2008 года является выделение в ее составе специализированного блока перспективных инфраструктурных проектов. Ключевые проекты и показатели их эффективности представлены на слайде 8

По сквозному методу планирования с учетом реализации ряда проектов горизонтом планирования вплоть до 2011 года общий объем инвестирования составляет 717 миллиардов рублей, из которых объем инвестирования выделенных инвестиционных проектов составляет 265 миллиардов рублей.

Инвестиционный бюджет на период с 2006 по 2008 год планируются в объеме 539 миллиардов рублей, из которых объем выделенных инвестиционных проектов составляет 243 миллиарда рублей. Кроме того, в инвестиционном плане дополнительно выделены инвестиционные программы дочерних обществ, которые составляют в сумме 8,5 миллиардов рублей.

В 2006 году на инвестиционные цели ОАО «РЖД» планирует направить 160,9 миллиардов рублей, что на 8,6% больше уровня 2005 года.

Начиная с 2007 года, предполагаются позитивные изменения в структуре источников инвестиций. На слайде представлены источники финансирования инвестиций с учетом создания дочерних зависимых обществ.

Источники финансирования инвестиций с 2006 по 2008 год будут распределены в следующем соотношении: 90% -собственные средства компании, в том числе 82% за счет амортизации и 10% - привлеченные средства.

Работа в сфере формирования деловой репутации компании позволяет привлечь дешевые ресурсы с финансовых рынков для реализации проектов. При разработке перечня мероприятий по привлечению с внешних рынков инвестиционных ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов целесообразно предусмотреть как отдельные направления:

  • организацию синдицированного кредитования с привлечением ресурсов международных финансовых организаций

  • эмиссию ценных бумаг под проектное финансирование, с ориентиром эмиссионного механизма на привлечение средств зарубежных пенсионных и страховых организаций, а также паевых инвестиционных фондов.

В качестве дополнительного потенциального источника финансирования инвестиционных затрат компании видится целесообразным изучить перспективы привлечения ресурсов российской накопительной пенсионной системы, разработка для этого специализированного финансового механизма.

Несмотря на позитивную динамику, основным источником финансирования в следующем голу являются собственные средства компании из них за счет амортизационных отчислений – 88%.

Важно отметить, в структуре инвестиционных затрат более 75% составляет доля расходов на развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры.

За трехлетний период предусмотрено, что:

  • чуть менее 80% от общего объема инвестиций будет направлено на развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры;

  • 18% - на обновление и модернизацию подвижного состава (без учета лизинга);

  • порядка 2% - на обновление объектов здравоохранения, образования и строительство технологического жилья.

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» предполагает использование такого инвестиционного механизма, как лизинг. Это позволит увеличить активную часть основного капитала компании и обновить парк подвижного состава на сумму 70,1 миллиардов рублей.

Общие затраты на обновление подвижного состава с учетом лизинга составят около 130 миллиардов рублей.

Одним из важнейших критериев формирования инвестиционной программы является соответствие проекта или мероприятия стратегическим целям Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года.

Состояние опорной железнодорожной сети в настоящее время не в полной мере соответствует перспективным грузо- и пассажиропотокам, существует несоответствие пропускной способности между железнодорожным и другими видами транспорта в Российской Федерации, что привело к возникновению многочисленных проблемных точек и «узких» мест: мостовые переходы через крупные естественные преграды (реки и горные массивы), недостаточность подъездной железнодорожной инфраструктуры к морским торговым портам и узловым аэропортам.

Железнодорожный транспорт исторически является системообразующим элементом государства. Для такой большой страны, как Россия, всегда существует потребность найти золотую середину между объединением, сплачиванием страны и высвобождением внутреннего потенциала отдельных ее составляющих частей и всех граждан. Повышение эффективности функционирования экономики страны предполагает развитие железнодорожного транспорта по следующим направлениям:

  • Усиление существующей инфраструктуры с учетом изменений тарифной политики (подходы к портам, погранпереходы, формирование основных транспортных коридоров);

  • Строительство новых железных дорог, в том числе в направлении освоения новых территорий и секторов геостратегических интересов России, обеспечение достаточного уровня развития инфраструктуры создаваемых особых экономических зон.

Мероприятия инвестиционной программы ОАО «РЖД» могут быть увязаны к следующим целям, обозначенным в Транспортной стратегии до 2020 года.

Первая стратегическая цель - развитие современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике.

Вторая стратегическая цель - повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения.

Третья стратегическая цель направлена на повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны.

Четвертой стратегической целью предусмотрено повышение комплексной безопасности транспортной системы.

Пятой целевой задачей Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года является улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе.

Другим критерием оценки Инвестиционной программы ОАО «РЖД» является ее соответствие Программе структурного реформирования на железнодорожном транспорте, которой была посвящена первая часть доклада.

Структурная реформа нацелена на формирование единой и гармоничной транспортной системы России, обеспечение целостности экономического пространства страны, снижение совокупных затрат в экономике при перевозке грузов по железной дороге, удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом, на повышение качества, доступности и безопасности данных услуг.

Мероприятия, предусмотренные Инвестиционной программой увязаны с планом структурного реформирования железнодорожного транспорта и повышения конкуренции в этом секторе транспортной отрасли.

Инвестиционная программа учитывает создание в 2006 году дочерних предприятий по специализированным грузовым перевозкам, ремонту грузовых и пассажирских вагонов, строительно-монтажным и проектно-изыскательским работам.

Инвестиционная программа создаваемых и уже действующих дочерних предприятий выделена в инвестплане отдельной строкой и составит в 2006 году 2,5 миллиарда рублей. В трехлетнем периоде – 8,4 миллиарда рублей.

Кроме того, в целях формирования уставных капиталов создаваемых дочерних зависимых обществ в инвестиционной программе на 2006 год предусмотрены средства в объеме 500 миллионов рублей.

Таким образом структура плановых инвестиционных расходов ОАО «РЖД» ориентирована на основополагающие принципы Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года и отвечает задачам структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Уважаемые коллеги!

По оценке Министерства транспорта Российской Федерации инвестиционные планы ОАО «РЖД» на 2006 г. и на период до 2008 г. являются логичным продолжением ранее достигнутых результатов деятельности Компании и определяют ее поступательное развитие.

В целях выполнения задач поставленных в ходе прошлогоднего заседания Правительства Российской Федерации по рассмотрению инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2005 год компания продолжает переход к формированию ежегодных инвестиционных программ в формате дополняющих друг друга, с четко разграниченными инвестиционными проектами. Так если в инвестиционной программе текущего года объем финансирования выделенных проектов составлял порядка 10 миллиардов рублей (7% от программы), то в 2006 году он составит – 75,4 миллиарда рублей (46,7% от программы).

В качестве еще одного предложения по формированию дальнейшего плана работ, необходимо отметить, что особое место в инвестиционной программе ОАО «РЖД» должно быть уделено внедрению новых технологий, перспективный инвестиционный план должен учитывать развитие транспортного машиностроения, определять объемы НИОКР, направленные как на разработку новых организационных и экономических инструментов и моделей, так и на технологическое развитие отрасли.

При подготовке Доклада Министерство транспорта провело согласование представленных документов с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службы то тарифам и предлагает с учетом высказанных замечаний и предложений в целом одобрить Правительством Российской Федерации финансовый план и инвестиционную программу ОАО «РЖД» на 2006 год и на период до 2008 года.


Все выступления и интервью