Изображения

Обычная версия

Сегодня Статс-секретарь - заместитель Министра транспорта РФ Сергей Аристов принял участие во встрече с представителями Ассоциации Европейского бизнеса в России и Международного союза автомобильного транспорта,

21 июня 2006, 20:00

 

Выступление Статс-секретаря-заместителя Министра транспорта РФ С.А. Аристова
на встрече с представителями Ассоциации Европейского бизнеса в России
и Международного союза автомобильного транспорта

«Поступательное развитие Транспортного диалога Россия-ЕС»


Слайды к докладу                                                                                                                          22 июня 2006 года


 
Уважаемые дамы и господа!

Министерство транспорта Российской Федерации уделяет большое внимание информированию представителей зарубежных деловых кругов, работающих в России, по вопросам сотрудничества государства и бизнеса в сфере развития транспортного комплекса и инфраструктуры.

На сегодняшний день особого внимания заслуживает подписанный в октябре 2005 года в Брюсселе рамочный документ о целях, принципах и структуре Транспортного диалога Россия-ЕС. Подписание данного документа стало первым крупным шагом по реализации раздела «Транспорт» «Дорожной карты» по Общему экономическому пространству России-ЕС.

Согласно основным принципам, заложенным в документ, Транспортный диалог должен способствовать гармонизации и взаимному дополнению стратегий развития транспортной инфраструктуры России и ЕС, усилить взаимопонимание по вопросам действующего и разрабатываемого законодательства.

Мы придаем особое значение запуску Транспортного диалога с Европейским союзом. Речь идет о давно назревшем переводе обсуждения не только «горячих», но и стратегических вопросов, представляющих взаимный интерес в сфере транспорта, в формат взаимодействия профессионалов.

Исходим из того, что Транспортный диалог будет охватывать все наше отраслевое взаимодействие с Европейским союзом и, главное, предоставит возможность всегда говорить именно с теми людьми и структурами, которые на самом деле определяют политику ЕС в том или ином транспортном вопросе.

Транспортный диалог идет в основном в рамках специальных Рабочих групп по конкретным секторам и так называемым «горизонтальным вопросам». Наряду с функционированием рабочих групп предусматривается организация встреч на политическом уровне, включая проведение заседаний Постоянного совета партнерства на уровне министров транспорта России и стран-членов Европейского союза.

По соглашению сторон было признано целесообразным создание пяти рабочих групп, а именно:

  • по транспортной стратегии, инфраструктуре и государственно–частному партнерству;

  • по безопасности на транспорте;

  • по воздушному транспорту;

  • по морскому, речному и внутреннему водному транспорту;

  • по автомобильному и железнодорожному транспорту.

Функционирование перечисленных групп не исключает возможность в случае необходимости создавать специальные подгруппы на временной основе для решения конкретных вопросов.

С удовлетворением отмечаем, что Транспортный диалог, стартовавший более шести месяцев назад, превратился в важнейшую площадку взаимодействия, позволяющую рассматривать как текущие вопросы транспортного сообщения, так и стратегические проблемы, представляющие взаимный интерес. Успешно прошли заседания всех пяти Рабочих групп. Некоторые группы за прошедшие восемь месяцев встречались неоднократно. Неделю назад, например, из Брюсселя вернулись наши специалисты в области гражданской авиации. Говоря о предварительной оценке сделанного, можно с уверенностью констатировать, что мы смогли от общих рассуждений о необходимости вести диалог перейти к рассмотрению конкретных вопросов. Примером проделанной работы могут служить итоги прошедших заседаний.

Так, в рамках Рабочей группы по безопасности на транспорте активно обсуждается тема нормативно-правового регулирования и технических решений в сфере транспортной безопасности. Особый упор делается на принятие мер с целью гармонизации норм безопасности в сфере авиации и морского транспорта с требованиями ИКАО и ИМО. Достигнута договоренность по сотрудничеству в области подготовки кадров для транспортного комплекса, что важно в свете предпринимаемых усилий по снижению рисков, вызываемых человеческим фактором.

Интенсивная работа проходит в рамках Рабочей группы по воздушному транспорту.

Отмечается позитивное развитие диалога по вопросу модернизации Транссибирских маршрутов. Стороны пришли к пониманию, что параметры модернизации существующей системы ТСМ будут основаны на принципах транспарентности (открытости и прозрачности), реальных затратах и недискриминации, любые сборы будут взиматься государственными органами и соответствовать принципам Чикагской Конвенции. При этом российская сторона исходит из того, что предоставление разрешения на осуществление полетов европейскими авиакомпаниями через территорию Российской Федерации с использованием Транссибирского маршрута основывается на положениях межправительственных двусторонних соглашений о воздушном сообщении, а также на отдельных договоренностях авиационных властей России и государств – членов ЕС. Положения указанных соглашений и договоренностей предусматривают равные и справедливые условия эксплуатации договорных авиалиний и, следуя необходимости соблюдения паритета, регламентируют заключение соответствующих коммерческих соглашений между назначенными авиапредприятиями. Стоит отметить, что в отличие от аэронавигационных сборов, платежи иностранных авиакомпаний по коммерческим соглашениям не являются сборами, установленными государством, а являются результатом договоренностей ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» с иностранными авиакомпаниями.

Наряду с тематикой транссибирских маршрутов Рабочая группа по воздушному транспорту рассматривает вопросы, связанные с составлением «черного списка» авиакомпаний, которым запрещены полеты в пункты на территории ЕС. Важное место отведено вопросам защиты окружающей среды от воздействия авиации.

В конструктивном ключе прошло заседание Рабочей группы по морскому, речному и внутреннему водному транспорту.

Стороны обсудили перспективы сотрудничества в области контроля судов государством порта. Готовятся переговоры по изучению возможностей взаимодействия в области мониторинга судов. Особый акцент сделан в отношении разрабатываемой программы Евросоюза по продвижению морских перевозок на короткие расстояния и концепции «морских магистралей», реализация которых представляется возможной при условии привлечения как российских, так и европейских компаний, в том числе в рамках развития государственно-частного партнерства.

Интерес вызывает сотрудничество в области внутренних водных путей, включая рассмотрение технических требований для речных судов и создание единой информационной системы внутренних водных путей.

Достигнуто понимание относительно создания рабочих подгрупп для решения технических вопросов.

Что касается развития портовой инфраструктуры, способствующей увеличению перевозок грузов между Россией и ЕС, стоит отметить строительство паромных комплексов многоцелевой грузопассажирской автомобильно-железнодорожной паромной переправы Усть-Луга – Балтийск – порты Германии. Ввод в эксплуатацию этих комплексов планируется осуществить к концу 2006 года.

Несомненно важную роль в развитии инфраструктуры и государственно-частного партнерства отводится соответствующей Рабочей группе, которая является наиболее уместной «площадкой» для реализации инфраструктурных проектов. Обмен мнениями относительно транспортных стратегий России и ЕС позволил найти общие точки соприкосновения, наметить дальнейшие перспективы в сотрудничестве.

Задачей, которую можно уже сегодня включать в долгосрочную повестку работы данной группы является реализация итогов деятельности Группы высокого уровня (ГВУ) ЕС – страны-партнеры по стратегии развития транспортных коммуникаций и связей в Евразии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Доклад ГВУ, объединяющий воедино стратегические подходы и планы 53 государств и ведущих финансовых институтов, содержит конкретные выводы и рекомендации о том, какие основные транспортные направления и инфраструктурные проекты будут приоритетными на ближайшие 15-20 лет. В сводный список приоритетных инфраструктурных проектов включены 10 российских, 7 из которых вошли в первоочередной перечень.

В качестве отправной точки практического сотрудничества стало решение о намерении провести анализ грузопотоков и инфраструктуры в направлении Берлин – Владивосток.

Ключевыми вопросами, которые рассматривались в ходе последней встречи Рабочей группы по автомобильному и железнодорожному транспорту стали: безопасность дорожного движения, законодательные изменения в странах ЕС в контексте введения новых директив ЕС, отражающих режим труда и отдыха водителей, а также реформирование железнодорожного транспорта.

В целях повышения уровня безопасности дорожного движения, в том числе в контексте реализации Федеральной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения на 2006-2012 гг. нельзя не учесть существенный опыт государств-членов ЕС в этой сфере. Немаловажной задачей здесь является внедрение на их территории цифровых тахографов.

Особую заинтересованность представляет процесс проведения структурной реформы железнодорожного транспорта в России, в особенности, что касается вопросов тарифного регулирования и формирования тарифа на перевозки и недискриминационного доступа к инфраструктуре.

Своего рода итогом проведенной в рамках Транспортного диалога Россия-ЕС работы станет первое заседанием Постоянного совета партнерства (ПСП) на уровне Министров транспорта России и ЕС, которое планируется провести в сентябре (8-9) этого года в ходе председательства в ЕС Финляндии (г. Лаппеенранта).

Исходим из того, что предстоящее ПСП позволит не только закрепить на политическом уровне намеченные векторы сотрудничества, но и обозначить перспективы и стратегические цели дальнейшего сотрудничества в рамках Транспортного диалога Россия-ЕС.

Особо хотел бы подчеркнуть следующее. Эффективность нашего взаимодействия, несомненно, повысится, в случае активного участия в поступательном развитии Транспортного диалога не только представителей Минтранса России, других федеральных органов исполнительной власти и Комиссии Европейских сообществ, но и представителей бизнес-сообщества, заинтересованных в рассматриваемых вопросах.

Все выступления и интервью