Изображения

Обычная версия

Доклад Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина на заседании Правительства Российской Федерации 28 апреля 2005 года «ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

27 апреля 2005, 20:00

Доклад Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина
на заседании Правительства Российской Федерации
28 апреля 2005 года

«ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Уважаемый Михаил Ефимович, уважаемые члены Правительства!

Сегодня мы выносим на обсуждение разработанную Минтрансом России Транспортную стратегию Российской Федерации до 2020 года. Основанием для разработки данного документа явилось Поручение Президента и Поручение Правительства от 7 апреля 2003 года. В декабре 2003 года проект Стратегии был рассмотрен и одобрен Государственным Советом. В декабре 2003 и феврале 2004 года проект рассматривался и в основном был одобрен Правительством Российской Федерации.

В течение всего прошедшего и в начале этого года проект Транспортной стратегии дорабатывался и корректировался с учетом появившихся новых программных документов Правительства, посланий Президента Российской Федерации, предложений и рекомендаций научных и общественных транспортных организаций.

Предыдущим государственным программным документом, регулирующим развитие транспортной отрасли, была Концепция государственной транспортной политики, одобренная Правительством Российской Федерации в 1997 году. К настоящему времени большинство ее положений, сформулированных в период кризисного развития отечественной экономики, оказались либо частично реализованными, либо утратили свою актуальность в новых социально-экономических условиях.

Кардинально изменившиеся за последнее десятилетие структура внутренних и внешних грузопотоков, постепенное преодоление последствий системного кризиса 90-х годов и выход России на траекторию устойчивого экономического роста потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы России и конкретизации задач государства в области развития транспорта.

Новая Транспортная стратегия России – это концептуальный документ, определяющий основные направления транспортной политики государства на период до 2020 года. Выбор такого длительного горизонта планирования продиктован следующими причинами:

Первое. Последние 13-14 лет государственное управление в транспортной сфере преимущественно было сосредоточено на решении задач текущего оперативного плана. Однако отмеченная в Послании Президента необходимость перехода от «политики стабилизации к политике, устремленной в будущее» требует принципиально иных подходов к управлению, и главное – качественно новой системы планирования, основанной на выработке государственных стратегических приоритетов на долгосрочную перспективу.

Второе. Объекты транспорта, и особенно объекты транспортной инфраструктуры, отличают исключительно высокая капиталоемкость, длительные сроки строительства и окупаемости. Таким образом, необходимость расширения горизонта планирования во многом была продиктована самой спецификой отрасли, в которой сроки реализации отдельных проектов могут достигать десяти, пятнадцати и даже двадцати лет.

Третье. В течение многих лет транспортная инфраструктура развивалась без должной координации между отдельными видами транспорта и развитием производительных сил, что вело к прямым потерям от реализации несвоевременных, слабо увязанных между собой и неэффективных проектов. Результатом несбалансированного и бессистемного развития отрасли стали многочисленные проблемные точки и «узкие места» в опорной транспортной сети государства. Поэтому одной из важнейших задач представляемой Транспортной стратегии является преодоление узкоотраслевого подхода к планированию и развитию транспортной инфраструктуры и ориентация на достижение максимальных системных и макроэкономических результатов.

Четвертое. Сформировать высокоэффективную и современную транспортную систему будет невозможно без активного привлечения частного капитала, его финансовых и организационных ресурсов.

В свою очередь, это требует определения ясных и четких ориентиров – в каких направлениях и каким образом будет развиваться транспорт через 5, 10, 15 лет.

Следует также учитывать, что в силу своих системообразующих и связующих функций транспорт напрямую влияет на эффективность и конкурентоспособность большинства хозяйствующих субъектов, задает и обеспечивает динамику регионального развития, создает базу для ускорения и диверсификации экономического роста и расширения внешнеторговых связей. И от того, в какой мере транспортный сектор сможет удовлетворить растущий спрос на транспортные услуги, зависит решение общенациональной задачи по удвоению ВВП.

Следует отметить, что видение транспорта как ведущего элемента национальной социально-экономической политики характерно сегодня для большинства как развивающихся, так и развитых стран.

В последние несколько лет на такой идеологической базе были разработаны и утверждены новые транспортные стратегии США, Евросоюза, Канады и Китая.

При этом, в этих стратегиях транспорт определен не только как инструмент повышения конкурентоспособности, но и как приоритетная сфера целевых государственных инвестиций.

Предлагаемая Транспортная стратегия Российской Федерации разработана с учетом сценариев социально-экономического развития России, программных документов Правительства, аналитических и научных разработок.

Она определяет:

  • миссию государства в сфере развития и функционирования транспортной системы России:

  • всемерное содействие экономическому росту страны и повышение благосостояния населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам и превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество

  • стратегические цели, ориентированные на исполнение государством своей миссии:

1) Развитие и повышение эффективности транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике;

2) Повышение доступности транспортных услуг для населения;

3) Повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;

4) Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы России;

5) Улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе.

  • ключевые показатели, характеризующие достижение поставленных стратегических целей;

  • приоритеты государственной транспортной политики в области государственного регулирования рынка транспортных услуг, обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической устойчивости, повышения инвестиционной привлекательности отечественного транспортного комплекса;

  • основные направления развития и наращивания потенциала опорной транспортной сети государства;

  • первоочередные задачи структурных реформ на транспорте;

  • основные задачи и направления развития отдельных видов транспорта с учетом их отраслевой специфики на период до 2020 года.

Транспортная стратегия включает три основных блока.

Обозначая ключевые приоритеты транспортной политики, необходимо, прежде всего, отметить, что ее главное назначение - зафиксировать общее видение органами всех ветвей власти, обществом и бизнесом роли и задач транспорта, а также единые принципы принятия решений по реформированию и регулированию развития транспорта с учетом его особенностей.

Первый принцип государственной транспортной политики предполагает, что государственное регулирование транспортной деятельности, государственное финансирование отдельных элементов транспортной системы и видов транспорта в условиях рынка остаются объективной необходимостью.

Второе. При безусловных отраслевых и региональных различиях в транспортной системе на макроуровне государство рассматривает транспорт как единый объект управления.

Третий принцип формулирует требование исключения неоправданного вмешательства государства в транспортную деятельность хозяйствующих субъектов.

Четвертое. Основными сферами ответственности государства в управлении транспортом остаются:

  • совершенствование правовых основ транспортной деятельности;

  • решение задач оборонного и мобилизационного характера;

  • обеспечение безопасности транспортного процесса;

  • обеспечение эффективного развития транспортной инфраструктуры;

  • проведение структурных преобразований на транспорте.

Хотел бы особо подчеркнуть, что выполнение всех перечисленных государственных функций требует соответствующего бюджетного финансирования.

В послании от 25 апреля этого года Президент России особо указал на необходимость «…концентрации государственных ресурсов на расширении транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктур (включая создание трансконтинентальных коридоров)».

Отмечая необходимость бюджетного обеспечения, следует отметить, что перспективная модель организации финансирования транспортного комплекса должна ориентироваться на создание условий для повышения его инвестиционной привлекательности.

В качестве особо перспективного направления привлечения внебюджетных средств Транспортная стратегия рассматривает реализацию проектов, основанных на принципах и механизмах государственно-частного партнерства.

В мировой практике наиболее гибкой и эффективной формой ГЧП являются концессии, в рамках которой частный партнер (концессионер) участвует в создании или модернизации инфраструктурного объекта, а затем получает его на длительный срок в управление с целью возврата вложенных инвестиций.

В России основной сферой применения государственно-частного партнерства на транспорте должны стать строительство платных автомобильных дорог и морских терминальных комплексов, реконструкция аэропортов, железнодорожное строительство в районах освоения новых месторождений, создание сложных информационных систем по управлению транспортными потоками и т.д.

На сегодня, безусловно, приоритетной задачей является разработка и принятие необходимой нормативной правовой базы, обеспечивающей четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и частными инвесторами, а также определение приоритетных сфер применения и реализации государственно-частных партнерств.

Следующей системной задачей является повышение эффективности управления государственной собственностью, создание условий, обеспечивающих нормальную хозяйственную деятельность транспортных предприятий и развитие цивилизованных правоотношений между участниками гражданского оборота имущества транспорта с учетом целей и задач, определенных транспортной стратегей.

Основные направления совершенствования управления государственным имуществом на транспорте показаны на слайде.

В Транспортной стратегии определены приоритетные структурные преобразования, в том числе на отдельных видах транспорта, направленные на повышение экономической эффективности транспортной деятельности, снижение общих издержек, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности транспортной отрасли, а также на увеличение социально-экономической эффективности используемых бюджетных средств.

Структурные преобразования на транспорте предполагают продолжение реформирования железнодорожной отрасли, проведение комплексной реформы дорожного хозяйства, системы управления воздушным движением, городского пассажирского транспорта, имущественных отношений в морских портах, организации управления внутренних водных путей и арктической транспортной системы.

Крупный блок Транспортной стратегии посвящен анализу и определению перспективных направлений развития транспортной инфраструктуры. Более подробно этот вопрос мы планируем осветить на отдельном заседании Правительства в июне текущего года.

В положениях Транспортной стратегии в качестве основы функционирования рынка транспортных услуг определена конкуренция независимых негосударственных транспортных организаций.

При этом допускается государственная поддержка отдельных субъектов транспортной деятельности в случаях, когда за счет рыночных механизмов не может быть обеспечен достаточный уровень предложения или социально приемлемый уровень тарифов.

В качестве стратегического приоритетного направления развития транспортного комплекса определяется интеграция России в мировой рынок транспортных услуг.

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт должен стать мощным эффективным инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в системе мирохозяйственных связей, а ЭКСПОРТ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ должен стать весомой составляющей национального продукта Российской Федерации.

Экспорт транспортных услуг предполагается развивать в следующих основных направлениях

  • развитие использования транзитного потенциала российской транспортной системы;

  • реализация геостратегической миссии России как естественного моста между Европой и Азией;

  • увеличение доли российских транспортных компаний в обслуживании экспортных и импортных грузопотоков, а также перевозках грузов из третьих стран в третьи страны

Стратегией предусматриваются основные направления государственной поддержки отечественных транспортных организаций, работающих на международных рынках, в том числе за счет обеспечения необходимой защиты наиболее слаборазвитых сегментов отечественного транспортного рынка в период вступления России в ВТО.

При этом использование транзитного потенциала России должно стать не только приоритетом развития транспортной системы, но и самостоятельной точкой роста в экономике.

Данное положение стратегии полностью соответствует тезису Президента из Послания Федеральному Собранию в мае прошлого года о том, что «…хорошо развитая транспортная инфраструктура способна превратить географические особенности России в её конкурентное преимущество.» Для чего необходимо «…объединить экономические центры страны, предоставить беспрепятственный выход хозяйствующим субъектам на региональные и международные рынки и одновременно обеспечить предоставление инфраструктурных услуг мирового уровня».

Согласно Стратегии Транспортная политика России строится в соответствии с базовыми принципами устойчивого развития. Удовлетворение транспортных потребностей не должно вступать в противоречие с приоритетами охраны окружающей среды и здоровья граждан, нарушать интересы будущих поколений.

В качестве отдельного стратегического приоритета, носящего общенациональный характер, следует выделить реализацию комплекса мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения.

Острота и неприемлемость сложившегося положения в было особо подчеркнута в недавнем Послании Президента: «…в России почти 100 человек в день погибает в дорожно-транспортных происшествиях. Причины этого хорошо известны. И нам следует реализовать целый комплекс мер, позволяющих преодолеть эту ужасную ситуацию».

В Стратегии также предусмотрены меры, направленные на повышение безопасности движения на железнодорожном транспорте, безопасности полетов воздушных судов, безопасности морского судоходства и судоходства на внутренних водных путях. Они дополняется комплексом мер по выполнению важнейшей и злободневной задачи нового времени - обеспечению антитеррористической защищенности и устойчивости транспортной системы.

В связи с этим, все более актуальной становится проблема совершенствования транспортных технологий и транспортной техники.

Помимо повышения уровня безопасности, совершенствование технического уровня транспортных средств, применение современных перевозочных, управленческих и информационных технологий является одним из ключевых условий повышения эффективности и конкурентоспособности транспортной системы России.

Считаю, что важнейшей задачей государства является также поддержка предприятий отечественного машиностроительного комплекса, создание необходимых условий для укрепления их позиций на рынке и проведения комплексной системной модернизации.

И, конечно, в обязательном порядке необходимо упомянуть о том, что транспорту были и всегда будут присущи функции двойного назначения.

Поэтому непреходящим приоритетом является повышение роли транспорта в обеспечении национальной безопасности. В соответствующем закрытом приложении определены направления реализации этого приоритета в свете задач, определенных Военной доктриной и Концепцией национальной безопасности России. В ходе подготовки этого материала вносились необходимые коррективы и дополнения во все разделы стратегии.

Транспортную стратегию планируется реализовать в два этапа. При этом содержание данных этапов увязано с двумя альтернативными сценариями социально-экономического развития страны.

В рамках ИННОВАЦИОННО-АКТИВНОЙ МОДЕЛИ развития экономики России предполагается оптимистический сценарий развития транспорта, который предусматривает качественное улучшение инвестиционного климата, проведение активных структурных преобразований, преодоление тенденции нарастающего износа основных фондов транспорта, вывод технологического уровня транспортных систем на мировой уровень.

В рамках данной модели на первом этапе (2005-2010 годы) развитие будет ориентировано на ускоренную диверсификацию транспортной отрасли и решение задач, поставленных в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)», других действующих и перспективных целевых программ.

Общая потребность средств, направляемых на финансирование транспортной системы, на первом этапе должна составлять НЕ МЕНЕЕ 4% ВВП в год.

Это означает, что реализация Транспортной стратегии потребует привлечения в транспортную систему в период до 2010 года НЕ МЕНЕЕ 600 МЛРД. РУБЛЕЙ в текущих ценах ежегодно из всех источников инвестиционных ресурсов.

На втором этапе (2011-2020 годы) предусматриваются дальнейшие преобразования, направленные на развитие транспортной системы в рамках концепции устойчивого развития, создание надежных транспортных связей между субъектами Российской Федерации.

В этот период будут реализованы следующие меры стратегического характера:

  • создание максимально благоприятных условий для привлечения негосударственного капитала к строительству и эксплуатации новых транспортных объектов;

  • сокращение сферы тарифно-ценового регулирования;

  • расширение круга категорий объектов транспорта, не имеющих ограничения на нахождение в частной собственности;

  • реализация в полной мере принципа устойчивого развития в части снижения экологического воздействия транспорта.

В этот период оптимальный объем финансирования может быть снижен до 3% от ВВП, с возможным сокращением доли бюджетного финансирования основных программных мероприятий на транспорте.

При БАЗОВОМ сценарии развития экономики будет реализована МОДЕЛЬ ИНЕРЦИОННОГО РОСТА транспортной системы.

На первом этапе (2005-2010 годы) развитие будет ориентировано на более эффективное использование имеющихся мощностей. Необходимый ежегодный объем средств, направляемых на финансирование транспортного сектора отечественной экономики оценивается в размере около 3% от ВВП.

что будет обеспечивать:

  • реконструкцию и строительство только особо важных объектов транспортной инфраструктуры, а также модернизацию и текущее обновление парка транспортных средств;

  • содержание и эксплуатацию находящихся в государственной собственности объектов, обеспечивающих безопасное функционирование транспортных систем;

  • предоставление субсидий для осуществления социально-значимых перевозок.

На втором этапе должно быть обеспечено ускоренное развитие транспортной системы, направленное на существенное повышение эффективности и качества транспортного обслуживания.

Реализация данной модели развития будет означать консервацию технологической отсталости транспортной инфраструктуры на достаточно продолжительный период, что может обострить проблемы и диспропорции в развитии транспортной системы, привести к угрозе резкой потери конкурентоспособности экономики и обороноспособности России.

Таким образом, необходимым и, пожалуй, одним из самых важных условий реализации Транспортной стратегии Российской Федерации является создание стабильной системы финансирования, учитывающей особенности транспорта как системообразующей инфраструктурной отрасли экономики.

В противном случае, уже начиная с текущего года, могут возникнуть ощутимые инфраструктурные ограничения по транспортной доступности в отдельных регионах страны, а также замедление и сокращение грузодвижения на ряде важнейших транспортных направлений.

Следствием всего этого станет последующее ослабление позиций России на ряде перспективных мировых товарных рынков, снижение и замедление динамики экономического роста.

Уважаемые коллеги!

За прошедшие два года была проделана большая работа. Материалы Транспортной стратегии России прошли широкое общественное обсуждение на парламентских слушаниях, на экономических форумах и в рамках соответствующих «круглых столов», на конференциях и транспортных семинарах.

В сентябре и декабре 2004 года рассмотрению данного вопроса были посвящены две расширенные коллегии Минтранса России.

В обсуждении Транспортной стратегии принимали участие представители Администрации Президента, Аппарата Правительства Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, руководители администраций регионов Российской Федерации, предприятий и организаций транспортного комплекса, научно-исследовательских и учебных организаций.

К сегодняшнему заседанию проведена окончательная корректировка и согласование материалов Транспортной стратегии России с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Уважаемый Михаил Ефимович, уважаемые коллеги!

В заключении хотел бы еще раз отметить, что Транспортная стратегия определяет приоритеты государственной транспортной политики Российской Федерации, основные направления развития опорной транспортной инфраструктуры страны, приоритетные задачи структурных реформ на транспорте, а также основные задачи развития транспортной системы на период до 2020 года.

Считаем, что предложенные основные направления транспортной политики государства на период до 2020 года заслуживают поддержки и одобрения.

Предложения Министерства транспорта, заинтересованных министерств и ведомств, принявших участие в обсуждении и рассмотрении положений Транспортной стратегии, внесены в проект протокольного решения сегодняшнего заседания.

Прошу Вас их поддержать. Благодарю за внимание.

Все выступления и интервью