Изображения

Обычная версия

Министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин выступил с докладом на пленарном заседании Государственной Думы в рамках "правительственного часа" по предварительным итогам реализации в первом квартале 2005 года положений Федерального закона № 122-Ф

12 апреля 2005, 20:00

13 апреля 2005 г. Министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин выступил с докладом на пленарном заседании Государственной Думы в рамках "правительственного часа" по предварительным итогам реализации в первом квартале 2005 года положений Федерального закона № 122-ФЗ

Предварительные итоги реализации в первом квартале 2005 года
положений Федерального закона № 122-ФЗ

Реализация положений Федерального закона от 22 августа № 122-ФЗ находится на постоянном контроле со стороны Министерства транспорта Российской Федерации.

В Министерстве создана рабочая группа по мониторингу ситуации, связанной с монетизацией льгот на транспорте.

В феврале–марте текущего года рассмотрены доклады руководителей транспортных ведомств 18 субъектов Российской Федерации. В том числе: Ульяновской, Волгоградской, Сахалинской, Нижегородской, Брянской, Тульской, Кировской, Московской, Белгородской, Амурской, Московской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Республик Карелия, Алтай, Чувашской, Хабаровского и Краснодарского краев, Ненецкого автономного округа.

Министерством транспорта Российской Федерации был подготовлен ряд нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, касающихся проезда на транспорте общего пользования отдельных категорий граждан

В целях совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность автомобильного и городского электрического транспорта на всех уровнях управления (федеральном, региональном и местном), с учетом современных условий, Министерством транспорта Российской Федерации разработаны проекты федеральных законов «Устав автомобильного транспорта Российской Федерации» и «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации».

Принятие вышеуказанных законопроектов позволит установить рамки полномочий местных органов власти при организации транспортного обслуживания населения через конкурсы с перевозчиками всех форм собственности, что будет способствовать формированию конкурентного рынка доступных транспортных услуг и, в свою очередь, достижению конечной цели, проводимой в настоящее время монетизации льгот.

122 Федеральный закон значительно изменил порядок предоставления льгот по проезду на транспорте общего пользования.

К истечению первого квартала можно говорить о постепенном осознании населением того, что монетизация не отменила льготы: эти льготы из натуральной формы преобразованы в стоимостную. Результаты мониторинга внедрения закона показывают, что большинство субъектов Российской Федерации пошли по пути введения единых социальных проездных билетов (ЕСПБ) на городском и пригородном автомобильном транспорте. В настоящее время таких субъектов - 63.

В различных регионах стоимость социальных проездных билетов колеблется от 50 до 230 рублей в месяц. Эта цена является льготной и составляет порядка 20-45% от стоимости единых проездных билетов для граждан, действующих в настоящее время в региональных центрах.

В основном применяются социальные проездные билеты, действующие на всей территории конкретного субъекта Российской Федерации, со сроком действия – один месяц.

Так, например, в 43 субъектах Российской Федерации введены ЕСПБ, действующие на всех видах общественного пассажирского транспорта в городском и пригородном сообщении, в 10 субъектах - отдельно на городских маршрутах и отдельно на пригородных, а в 6 субъектах проездные билеты введены только на городских маршрутах.

По имеющейся информации на февраль, март и на апрель в целом по всем регионам, перешедшим на монетизацию льгот, реализовано более 8,5 млн. штук ЕСПБ. Анализ позволяет сделать вывод: в среднем из каждых ста льготников приобретали социальные проездные билеты 15-16 человек, а остальные предпочли оставить денежные компенсации, и при разовых поездках оплачивали полную стоимость проезда. Тем самым мы и ответили регионам - реальная компенсация на один проданный ЕСПБ составляет 300 рублей, что перекрывает во многих субъектах стоимость полного проездного билета.

Учитывая обращения субъектов Российской Федерации по вопросам определения стоимости ЕСПБ, порядка распределения выручки от продажи ЕСПБ между перевозчиками, Минтрансом России разработаны методические рекомендации по решению этих проблем.

На железнодорожном транспорте практически все острые проблемы по реализации 122 Федерального закона урегулированы, в том числе по проезду школьников и студентов. Ранее они имели право проезда с 50% скидкой. 2 марта 2005 года советом директоров ОАО «РЖД» принято решение о сохранении в 2005 году льготного проезда на железнодорожном транспорте учащихся образовательных учреждений с учетом, что льготный проезд предусмотрен финансовым планом ОАО «РЖД» на 2005 год.

Анализируя итоги трех месяцев по перевозке льготных категорий граждан в пригородном железнодорожном сообщении можно отметить ряд положительных тенденций. Так, количество отправленных пассажиров, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, возросло более чем на 16 процентов. Дополнительно отправлено более 20 млн. пассажиров, причем большинство пассажиров – из числа льготных категорий граждан.

Для оказания социальной поддержки льготных категорий граждан при поездках в пригородном сообщении и дальнем следовании предложено предусмотреть в федеральном бюджете на 2006 год средства в сумме 10 млрд. 977млн. 38 тысяч рублей.

В области воздушного транспорта

Действовавший ранее порядок возмещения расходов за выполненные льготные перевозки обеспечивал ежегодно возмещение только около 40 процентов расходов авиакомпаний. Ежегодно авиакомпании России недополучали около 500 млн. рублей.

Реализация положений 122 закона и принятых в его развитие нормативно-правовых документов обеспечит авиакомпаниям возможность более эффективного использования оборотных средств предприятий, и как следствие - своевременное проведение расчетов с бюджетами всех уровней, направление средств на обеспечение безопасности воздушного транспорта и развитие его материально-технической базы.

По состоянию на 31 марта 2005 года заключены государственные контракты (договоры) исполнительными органами Фонда социального страхования России на перевозку к месту лечения и обратно граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственной социальной помощи с 23 авиакомпаниями России, как по магистральным воздушным линиям, так и по местным воздушным линиям.

Сетью маршрутов, по которым должны выполняться авиаперевозки граждан в соответствии с заключенными государственными контрактами (договорами), полностью охвачен 41 субъект Российской Федерации.

Условия заключения государственных контрактов позволяют обеспечить выполнение льготных авиаперевозок практически всех категорий граждан, которым предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг

В ряде регионов, где осуществляются перевозки граждан в труднодоступные районы, администрациями субъектов Российской Федерации сохранен порядок дотирования авиапредприятий в целях снижения стоимости авиаперевозок, в связи с чем заключаются договоры с авиакомпаниями (Вологодская и Мурманская области).

За период с 1 января по 31 марта 2005 года авиакомпаниями России к местам санаторно-курортного лечения перевезено 248 пассажиров. Здесь хочу обратить ваше внимание на то, что в соответствии с положением постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, проезд воздушным транспортом к месту лечения и обратно предоставляется гражданам при отсутствии железнодорожного сообщения.

С предприятиями водного транспорта, осуществляющими перевозки пассажиров, активизирована работа по определению механизма перевода в денежное выражение льгот по оплате проезда на судах внутреннего водного транспорта.

Уже решены вопросы перевозки льготных категорий граждан водным транспортом правительством г.Санкт-Петербурга, в Костромской, Астраханской, Ростовской и Ярославской областях, в Республике Марий Эл.

Сложно решаются вопросы заключения соглашений, где речные маршруты проходят по нескольким регионам Российской Федерации и необходимо субсидирование этих перевозок всеми субъектами Российской Федерации, через территории которых проходит маршрут.

Завершается работа по заключению договоров и соглашений в ряде субъектов Российской Федерации (Московская, Новосибирская, Томская области, Республика Саха (Якутия).

Министерством транспорта Российской Федерации проводится работа по распространению положительного опыта регионов, в которых произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями и введены социальные проездные билеты (в частности, это распространение справочно-информационных материалов, консультации и разъяснения специалистами). Министерством совместно с субъектами Российской Федерации 25 февраля 2005 года было проведено селекторное совещание, по результатам которого выработан ряд рекомендаций по организации транспортного обслуживания населения на основе использования единых социальных билетов и распределения доходов между перевозчиками. На 19 апреля намечено такое же селекторное совещание, где будут рассмотрены итоги первого квартала.

В целях объективного анализа реализации положений 122 ФЗ в субъектах Российской Федерации и оказания практической помощи регионам в Министерстве введена практика выездных совещаний руководителей Министерства с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с участием в работе этих совещаний полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, депутатов Государственной Думы, руководителей транспортных организаций, представителей территориальных органов федеральных министерств, задействованных в исполнении 122-ФЗ.

Все выступления и интервью