Изображения

Обычная версия

Доклад Министра транспорта Российской Федерации С.О.ФРАНКА на Всероссийской научно-практической конференции "Транспортная стратегия Российской Федерации"

02 декабря 2003, 21:00

Министерство транспорта и свяи Российской Федерации

Доклад Министра транспорта Российской Федерации С.О.ФРАНКА
на Всероссийской научно-практической конференции  Транспортная стратегия Российской Федерации

Москва, Кремль, 3 декабря 2003 г.

Уважаемые участники и гости конференции, уважаемые коллеги! Ровно четыре года назад в этом зале прошла первая всероссийский транспортная конференция. В ее итоговом документе была подчеркнута необходимость обновления положений государственной транспортной стратегии России в соответствии с требованиями времени. Сегодня в Кремле вновь собрались представители транспортной отрасли, на долю которой приходится почти семь процентов валового внутреннего продукта России, 12 процентов основных фондов и 15 процентов инвестиций. На повестке дня - обсуждение основных положений транспортной стратегии Российской Федерации начала нового века. За четыре года жизнь страны значительно изменилась. Иной стала и транспортная система. Решения первого транспортного форума были закреплены в положениях крупнейшей федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России". За два года ее реализации на развитие транспорта направлено более 600 миллиардов рублей. Созданы новые портовые комплексы на Балтике, Каспии, Дальнем Востоке. Введена в строй первая очередь Балтийской трубопроводной системы. Почти вдвое выросли объемы транзита. Доля российских портов в переработке внешнеторговых грузов, которая в начале девяностых годов составляла чуть больше половины, достигла 75 процентов. Наметился стабильный рост перевозок в гражданской авиации. Построено 13 тысяч километров автодорог общего пользования. Все эти результаты достигнуты благодаря вашему труду, уважаемые коллеги. Спасибо вам за это! Вместе с тем, новое время ставит новые задачи. Главным ориентиром для всей экономики стала необходимость удвоить за десятилетие валовый внутренний продукт. Экономический рост, безусловно, стимулирует спрос на услуги транспорта. Но одновременно он выявляет и обостряет имеющиеся диспропорции в транспортной системе. Мобильность населения в России все еще почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах. Доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет 15-20% против 7-8% в странах развитой рыночной экономики. Экспорт отдельных грузов столкнулся с дефицитом пропускных и провозных возможностей. Недостаточно полно реализуется транзитный потенциал страны. Не могут не тревожить и состояние безопасности транспортного процесса, и высокая экологическая нагрузка, создаваемая транспортом.

На своем заседании 29 октября Государственный Совет Российской Федерации определил основные направления перспективной транспортной политики страны.

Материалы, которые у вас имеются, представляют собой результат большой работы, проделанной Рабочей группой Госсовета. Положения стратегии рассматривались на конференциях и семинарах, широко обсуждались в средствах массовой информации. В выступлениях на форуме мои коллеги уделят внимание различным аспектам стратегии. Мы договорились с Министром Морозовым о том, что он осветит вопросы развития железнодорожного транспорта. Я в своем докладе хотел бы остановиться на принципиальных моментах транспортной стратегии и главных направлениях ее реализации.

Важнейшей задачей, которая поставлена в стратегии, является развитие опорной транспортной сети с учетом приоритетов пространственного развития и укрепления национальной безопасности России.

В европейской части страны система опорных коммуникаций исторически в основном сложилась и нуждается, главным образом, в модернизации и ликвидации узких мест и диспропорций. Что касается Сибири и Дальнего Востока, где находятся наиболее перспективные природные ресурсы, то там формирование единой опорной транспортной сети далеко не завершено. Завершение к 2020 г. формирования опорной сети российских коммуникаций будет способствовать укреплению единства России, развитию единого экономического пространства. Стратегией предусмотрено, что жители почти тридцати тысяч населенных пунктов получат круглогодичный доступ к транспортным коммуникациям, а российские регионы - беспрепятственный выход на российский и международные рынки. Российская транспортная сеть станет главным связующим звеном между транспортными системами Европы и Азии, обеспечив рост транзитных перевозок. Намеченные стратегией планы развития коммуникаций всех видов транспорта в увязке с положениями энергетической стратегии складываются в единый национальный инфраструктурный план России начала 21 века. Отставание, ошибки и нестыковки в развитии инфраструктуры дорого обходится экономике. Мы убеждены, что пришло время воссоздать элементы разумного научно-обоснованного долгосрочного планирования развития опорной инфраструктуры в увязке со стратегическими приоритетами государства, со сценариями социально-экономического и пространственного развития. На первом транспортном форуме подчеркивалась необходимость применения математических методов моделирования при планировании развития транспорта. При разработке стратегии был выполнен расчет укрупненного национального транспортного баланса, построенного на прогнозах развития основных грузообразующих отраслей и тенденций подвижности населения. Горизонтом планирования, который позволил опереться на отраслевые и макроэкономические прогнозы, является период до 2020 года – с отдельными элементами прогнозирования до 2025 года. Стратегией предусмотрен ряд ключевых проектов, которые предстоит реализовать в этот период. Продолжится развитие транссибирского транспортного коридора, который представляет собой становой хребет транспортной системы страны. Пятого декабря железнодорожники вместе с транспортными строителями откроют движение по Северо-Муйскому тоннелю, завершающего строительство БАМа. Железнодорожные коммуникации Транссиба и БАМа органично дополнит самая протяженная в мире национальная автомагистраль Москва-Владивосток с выходом к портам Приморья – Ванино и Николаевску-на-Амуре. В начале будущего года станет возможным сквозное движение по этой трассе. Комплексная модернизация Северного морского пути, включая создание нового поколения ледоколов, обеспечит стратегический контроль российского сектора Арктики и ускоренное освоение энергоресурсов континентального шельфа и других природных богатств Севера. Открытие морских паромных линий между портами Ленинградской области и Калининградом, развитие паромного сообщения на Каспии и на Дальнем Востоке повысит надежность стыковки российской транспортной сети с основными европейскими и азиатскими транспортными коммуникациями. Выход в перспективе железной дороги на Якутск в сочетании со строительством в Якутии автомобильных дорог и модернизацией внутреннего водного транспорта республики радикально улучшит транспортно-экономическую ситуацию всего региона Сибири и Дальнего Востока. Продолжится развитие МТК «Север-Юг». Реконструкция гидросооружений на Дону и на Волге позволят сохранить единую глубоководную систему Европейской части России. Это обеспечит конкурентоспособность водного транспорта, стимулирует дальнейший рост водного туризма на огромном пространстве России от Санкт-Петербурга до Астрахани. Модернизация системы управления воздушным движением, создание современных региональных центров сделает управление движением в воздушном пространстве России соответствующим самым высоким в мире техническим стандартам.

Уважаемые коллеги! Транспорт призван стать одним из главных инструментов вовлечения страны в глобальные экономические процессы, упрочить ее положение на традиционных рынках, обеспечить выход на новые.

Одним из ключевых вопросов является экспорт энергоносителей. Сегодня он развивается в контексте энергодиалога России с Европой, США, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Чтобы обеспечить его устойчивое продолжение, стратегия предусматривает переключение экспортных потоков в восточном, северо-западном и северном направлениях с опорой на российские порты. Это снизит риски, связанные с использованием коммуникаций, которые Россия контролирует не полностью. Ряд возможных точек выхода магистральных нефтепроводов на тихоокеанском и северном побережье намечен в ходе разработки стратегии с нашими коллегами из Минэнерго и Транснефти. И в экспорте природного газа, который сегодня обеспечивается исключительно трубопроводным транспортом, есть возможности выгодной для России диверсификации. В ближайшее время будет завершена разработка новых морских технологий экспорта газа, которая ведется при участии специалистов Газпрома и Совкомфлота. Будет решена и задача значительного увеличения экспорта угля через российские порты, поставленная на заседании Государственного Совета в Междуреченске. Проработка этого комплекса вопросов выполнена в тесной увязке с приоритетами энергетической стратегии. Их решение важно не только для экономики, но и для геополитического позиционирования страны, и для повышения ее транспортной безопасности. К 2010 году российские порты будут перерабатывать до 85 процентов грузов внешней торговли. А отечественные морские и автомобильные перевозчики должны будут добиться, как минимум, устойчивого паритета с конкурентами. В ходе процесса глобализации экономики страны ЕС, Китай, другие страны мира провозглашают все более амбициозные задачи по развитию транспортных коммуникаций и привлечении грузопотоков. Транспортная стратегия предполагает использование всех возможностей для реализации российских инициатив в этой сфере и поддержки национального транспортного бизнеса. Авторитет России в мировом транспортном сообществе растет. В сентябре этого года в Санкт-Петербурге состоялась Третья Евро-Азиатская конференция по транспорту, которая, по общему мнению, стала главным форумом евроазиатского транспортного сообщества. Развивается сотрудничество с отраслевыми и региональными организациями ООН. В 2004 году в Москве пройдет конгресс Международной Федерации Экспедиторских Ассоциаций. К России перейдет пост председателя в Европейской конференции министров транспорта, а через год Москва примет сессию Совета Министров этой организации. Россия будет развивать транспортное сотрудничество в рамках СНГ, ЕврАзЭС, других объединений на постсоветском пространстве. Оно будет осуществляться не только на правительственном уровне, но и в форме альянсов транспортных и экспедиторских компаний, реализации совместных проектов. Предпосылки к этому лежат не только в сфере общих транспортных технологий. Основой сотрудничества являются и традиционные культурно-исторические связи, которые нужно укреплять в новых политических реалиях и на новых экономических принципах.

Уважаемые коллеги! Одна из аксиом транспорта гласит, что развитие рыночных отношений вызывает естественный сдвиг транспортного баланса – и в пассажирских, и в грузовых перевозках - в сторону автомобильного транспорта. Россия в этом смысле не исключение.

В России формируется новый образ жизни, ориентированный на повседневное применение автомобиля. Для того, чтобы россияне могли сполна использовать потенциал автомобилизации, необходимо, прежде всего, ускоренное развитие дорожной сети. Автомобильные дороги – это не только коммуникации. Их наличие увеличивает стоимость земель и недвижимости, инвестиционный рейтинг территорий, повышает доступность школ, медицинских и культурных учреждений. Дорожное строительство создает тысячи рабочих мест. Финансирование дорог и финансирование социальных программ – это вектора однонаправленные. Необходимо ликвидировать диспропорцию между уровнем развития дорог и неизбежным в условиях роста ВВП ростом автомобильных перевозок. Для этого необходимо, по крайней мере, удвоить финансирование дорожной отрасли и сделать его стабильным. Вместе с тем, средства, направленные в дорожный сектор, должны использоваться с максимальной эффективностью. Необходимо значительное повышение качества дорожных проектов, реализация принципиально новых технологий дорожных работ, основанных на достижениях передовой науки, а также комплексное обустройство дорог и придорожных полос. Особой задачей является создание современных скоростных автомагистралей в полосе основных российских транспортных коридоров – от Санкт-Петербурга в направлении Москвы и Черноморского региона и от западной границы страны на Урал, Сибирь и Дальний Восток. Стратегией предусмотрено, что весь этот комплекс вопросов будет проработан в Национальной программе модернизации и развития автомобильных дорог, которая будет доложена Правительству в апреле 2004 года.

Наиболее остро проблемы автомобилизации проявляют себя в мегаполисах.

Десяткам российских городов понадобятся новые градостроительные решения, автоматизированные системы управления транспортными потоками, современные модели городской парковочной политики. Особая поддержка нужна применению в крупнейших городах транспорта с повышенными экологическими показателями. Перспективный проект подобного рода, направленный на использование новых видов топлив на городском транспорте, реализует сегодня Правительство Москвы. Альтернативой росту числа личных автомобилей в городах должен стать общественный транспорт. Необходима его реформа, направленная на обновление парка и создание эффективных механизмов регулирования этого сектора, создание в нем цивилизованного рынка перевозок.

Уважаемые коллеги! Транспорт определяет скорость жизни станы! Один из главных результатов реализации транспортной стратегии - значительное ускорение товародвижения. К 2020 году скорость движения грузов увеличится в среднем на 15%, а в основных транспортных коридорах – на 20-30%.

Сегодня низкая скорость сообщения внутри страны, задержки транспортных средств и грузов на границах, непроизводительные складские затраты и другие проблемы в системе товародвижения приводят к тому, что Россия теряет до 2 процентов ВВП. Транспортная стратегия предусматривает комплексное развитие системы пограничных пунктов пропуска и технологий их работы, устранение административных барьеров, развитие транспортно-экспедиторского бизнеса и мультимодальных технологий. В их основе будет лежать, прежде всего, контейнеризация транспортного процесса. В мировой практике ее уровень на магистральных перевозках достиг 55%, а к 2010 году он превысит 70%. Но в России даже во внешней торговле он составляет чуть больше 30 процентов по импорту и всего 6 – по экспорту. Стратегией предусмотрено увеличение производства контейнеров, подвижного состава и оборудования, развитие сети контейнерных терминалов. В первую очередь будут расширены и сооружены новые терминалы в морских портах Санкт-Петербург, Новороссийск, Усть-Луга, Оля, Калининград, Восточный. К 2010 году российские порты смогут перерабатывать ежегодно 6-7 миллионов контейнеров. В ближайшие четверть века контейнерным технологиям не будет альтернативы как универсальной основе для создания интегрированной системы хранения, упаковки, переработки, транспортировки грузов. Контейнеризация станет базой для интеграции производственных и транспортных технологий на принципах логистики. Еще не так давно она была модным, но не всем понятным термином, а сегодня стала важнейшим видом деятельности сотен ведущих российских компаний. Стратегия предусматривает также ускоренное развитие информационных технологий на транспорте. Благодаря их применению нашу Конференцию имеют возможность наблюдать через Интернет в режиме реального времени десятки миллионов россиян, а в режиме видеоконференции - в 17 крупнейших транспортных узлах России от Калиниграда до Владивостока. Стратегия, в частности, предполагает, что современные спутниковые навигационные системы станут инструментом повседневного управления транспортным процессом, слежения за контейнерным ооборудованием и транспортными средствами, речной и воздушной навигации. Особое внимание будет уделено расширению гражданской компоненты отечественной системы ГЛОНАСС.

Уважаемые участники конференции! В ходе разработки стратегии острые дискуссии развернулись вокруг вопроса о роли государства в транспортном секторе.

При этом высказывались полярные точки зрения – от национализации ряда транспортных систем до полной приватизации транспорта, включая пути сообщения. Итог этой дискуссии подвел в своем выступлении на заседании Государственного Совета Президент России. "…Государство, - сказал Президент, - во всё меньшей степени должно выступать как хозяйствующий субъект и как монопольный собственник. И всё больше должно участвовать в работе с предпринимателями, открывая новые возможности для их инициативы. При этом следует серьезно совершенствовать систему обеспечения безопасности на транспорте, укреплять защищенность и устойчивость транспортной инфраструктуры ". На реализацию этих задач направлены предусмотренные стратегией институциональные реформы. Их суть – вывод с рынка государственных предприятий, не выполняющих государственных функций, при одновременном повышении эффективности управления государственной собственностью и регулирования транспортной деятельности. Присутствие государства в конкурентном секторе ограничится участием в крупнейших компаниях, определяющих стабильность целых сегментов рынка. Возрастет роль саморегулируемых организаций, роль взаимодействия с ассоциациями пользователей транспорта и грузовладельцев, Торгово-промышленной Палатой . Одновременно для обеспечения безопасности транспортного процесса и гарантированного воспроизводства опорной инфраструктуры будут созданы специализированные органы управления и предприятия. Уже сформированы ГУПы "Росморпорт" и "Администрация аэропортов Московского авиаузла". На очереди – создание аналогичных структур в системе управления воздушным и на внутреннем водном транспорте. В период реализации стратегии они обеспечат модернизацию аэродромов, акваторий, внутренних водных путей, навигационных систем. При этом стратегия предполагает усиление роли государства в развитии конкурентной среды, упорядочение контрольно-надзорных функций а также повышение эффективности целевой поддержки пользователей транспортных услуг там, где платежеспособный спрос еще недостаточен.

Особенно важной сферой ответственности государства является обеспечение безопасности транспортного процесса.

Наиболее чувствительный вопрос - безопасность дорожного движения. Россия присоединилась к европейскому соглашению, в котором признается необходимость снижения вдвое числа погибших в ДТП за 8 – 10 лет. Этот ориентир включен в транспортную стратегию. Решение этой задачи будет крайне сложным. Показатели аварийности в России в 3-4 раза выше, чем в развитых странах. Нельзя ослаблять внимания и к вопросам безопасности движения и на других видах транспорта. Стратегия предполагает, что уровень безопасности будет повышаться на основе ужесточения процедур допуска, применения современных технических средств, совершенствования подготовки кадров, значительного усиления установленной законом ответственности за невыполнение правил безопасности. Важнейшей стратегической задачей является обеспечение антитеррористической устойчивости транспортной системы. Меры, которые необходимо предпринять, вытекают из договоренностей руководителей восьми ведущих государств в Кананаскисе и определены решениями Президента России и Совета безопасности. В 2004 году будет принят закон о транспортной безопасности. Россия безусловно выполнит все договоренности в этой сфере, принятые в рамках Международной морской организации, Международной организации гражданской авиации.

Уважаемые коллеги! Особой задачей транспортной стратегии, с учетом российских расстояний, является развитие гражданской авиации как массового вида транспорта.

В первую очередь, это будет зависеть от того, насколько успешно будет решаться задача увеличения ВВП, насколько быстро будут расти реальные доходы населения относительно уровня авиатарифов. Вместе с тем, стратегия предполагает, что уже сегодня можно многое сделать для повышения доступности и привлекательности авиауслуг. С одной стороны, это снижение издержек на основе новой энергетики отрасли и рационализации маршрутов. Сегодня низкая топливная эффективность стоит отрасли 300 миллионов долларов в год. С другой стороны - это качественное изменение сервиса, который предлагают авиакомпании пассажирам. Новый рыночный продукт гражданской авиации – это возможность бронирования билетов с пересадками не только между авиарейсами, но и маршрутами наземного транспорта. Это скоростные системы, соединяющие центры крупных городов с аэропортами, подобные тем, которые создаются в Москве. Чтобы этого достичь, потребуется дальнейшее укрупнение и специализация авиакомпаний. Квотирование на внутреннем рынке будет сокращаться начиная с 2004 г. На международных линиях, в целях поддержки отечественных перевозчиков, Россия будет придерживаться системы двусторонних соглашений. В сети аэропортов выделится небольшое число крупных пересадочных авиаузлов и базовых региональных аэропортов. Радикальным образом будет пересмотрена и оптимизирована маршрутная сеть. Главными структурами на рынке авиаперевозок станут альянсы – международные, национальные, а также альянсы авиакомпаний с перевозчиками других видов транспорта. Авиатранспортный бизнес будет еще глубже интегрирован с туристическим и гостиничным. Эти принципы во многом будут реализованы и на других видах пассажирского транспорта. При этом весь набор транспортных услуг должен быть доступен каждому гражданину. А вектор транспортной политики в целом будет в гораздо большей степени, чем раньше, направлен на обеспечение пассажирских перевозок, повышение личной мобильности россиян. В особенно большом долгу мы находимся перед нашими соотечественниками, имеющими физические недостатки, перед инвалидами. Ведь общественный транспорт, да и вся транспортная инфраструктура для них сегодня практически недоступны. Здесь мы надеемся на поддержку со стороны Минпромнауки, Минздрава, Минэконоразвития, Минтруда, других ведомств.

Уважаемые коллеги! Достижение целей, определенных транспортной стратегией, потребует удвоения инвестиций в транспортный комплекс.

Наиболее высокие темпы наращивания государственных инвестиций потребуются в дорожной отрасли, в обустройстве пограничных пунктов пропуска, в модернизации аэродромов, в создании современных систем обеспечения транспортной безопасности и морских перевозок энергоносителей. Стратегия предполагает комплексное решение проблемы финансирования транспорта на основе сочетания целевого бюджетного финансирования с наращиванием привлечения негосударственных средств. Подобные механизмы уже реализуются. В 2003 году каждый рубль, затраченный на субсидирование кредитов и лизинговых платежей в гражданской авиации, позволил привлечь 36 рублей внебюджетных инвестиций. Закуплено 32 новых воздушных судна – больше, чем за предыдущие семь лет. Бюджетные затраты в размере менее полумиллиарда рублей обеспечили дополнительные пять с половиной миллиардов поступлений в бюджет. Стратегия предусматривает сохранение и развитие этих механизмов. Шагом назад стал бы и отказ от долгосрочных иностранных заимствований для финансирования важнейших инфраструктурных проектов. Потребуются и новые механизмы, имеющие народно-хозяйственное значение, особенно в дорожном секторе. В проекте Федерального бюджета на 2004 год впервые предусмотрена возможность выпуска внутренних целевых займов под государственные гарантии. Это позволит направить в коммерчески окупаемые транспортные проекты свободные средства, которые имеются в финансовой системе. Притоку инвестиций будет способствовать и создание привлекательных условий для регистрации в России транспортного бизнеса и транспортных средств, в частности, на основе российского международного морского реестра судов. Стратегия предусматривает развитие различных форм частно-государственного партнерства. Приоритетными его сферами являются концессии в сфере платных автодорог и городского транспорта, модернизация портов и аэропортов, а также создание свободных экономических зон и технопарков в крупнейших транспортных узлах. Реализация новой финансовой модели транспорта невозможна при сохранении нефинансируемых государственных обязательств. Только городской транспорт недополучает на перевозках льготных пассажиров порядка миллиарда долларов в год. Это – четверть всех инвестиций в подвижной состав. Проблема эта должна решаться не отменой льгот, а, прежде всего, путем замены льгот адресными денежными компенсациями. Стратегия предусматривает уточнение распределения полномочий между федерацией и ее субъектами. Сегодня многие регионы финансируют содержание и развитие водных путей, аэродромов и других важных для них объектов, хотя принятые еще в 1993 году правовые акты этого не предусматривают. Так проявляет себя известная закономерность, в соответствии с которой реальные экономические отношения опережают их правовую основу. Необходимо привести их в соответствие, используя возможности проводимой реформы разграничения функций и полномочий между уровнями государственного управления. Для привлечения инвестиций понадобится и улучшение инфраструктуры финансового рынка. Нужно сделать реально работоспособными механизмы залога, установить разумный уровень сборов за услуги по регистрации транспортных средств, относящихся к недвижимости. Должны быть созданы условия для привлечения банков, готовых к долгосрочному кредитованию транспортных проектов. Выйти на уровень финансирования, определенный стратегией, будет непросто. Вместе с тем, он выглядит вполне реалистичным при условии реализации всех намеченных мер.

Уважаемые коллеги! Успех реализации стратегии во многом будет зависеть от того, насколько быстрыми темпами будет расти уровень качества транспортной техники.

Морскому флоту потребуются крупнотоннажные танкеры, газовозы, контейнеровозы, паромы, суда повышенного ледового класса и ледоколы, способные обеспечить реализацию новых технологий ледовой проводки. На воздушном транспорте особенно высока потребность в ближнемагистральных самолетах и воздушных судах для местных линий. При этом в отрасли должен быть достигнут качественный скачок в снижении удельного расхода топлива. Внутреннему водному транспорту требуются новые типы судов повышенной экономичности, суда для работы на участках с малыми глубинами и на малых реках. Расширится применение барже-буксирных составов. На грузовом автомобильном транспорте растет спрос на автопоезда для магистральных перевозок и специализированные автомобили. Городскому транспорту требуется широкая гамма унифицированных семейств автобусов и троллейбусов. Технический прогресс станет решающим фактором повышения конкурентоспособности российских транспортных компаний на мировом рынке, которая сегодня во многом ограничивается именно техническими стандартами. Отдельные группы стран пытаются вводить локальные нормы и использовать их для вытеснения российских перевозчиков с рынка. Россия будет неуклонно ориентироваться на стандарты, которые устанавливаются ИМО, ИКАО, другими организации, действующими под эгидой ООН. Вместе с тем, стратегия предусматривает последовательное сближение национальных стандартов с международными. Этот принцип получил поддержку и Минприроды, и Минпромнауки России. Растет понимание того, что дороги назад нет – ни у производителей, ни у пользователей. Поэтому для отечественного транспортного машиностроения приоритеты транспортной стратегии – это и перспектива, и вызов одновременно. Транспорту нужны действительно новые, прорывные технические решения. Большие возможности инноваций заключены в использовании потенциала оборонного машиностроения, особенно в такой наукоемкой отрасли, как авиапром. Для того чтобы в России производилась современная транспортная техника, государство будет использовать все средства – в том числе и повышение технических стандартов и требований. Но, как показывает мировая практика, самым мощным средством поощрения инноваций являются налоговые стимулы. Чем раньше они начнут работать, тем быстрее будет прогрессировать и транспорт, и вся российская экономика. Уважаемые коллеги, Рекомендации конференции позволят разработчикам окончательно уточнить приоритеты перед вынесением документа на заседание Правительства, которое должно состояться до конца этого года. Но главная работа начнется на этапе реализации стратегии, которая должна дать ощутимый результат уже в среднесрочном периоде. На основе положений стратегии будет актуализирована Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России". Соответствующее поручение Президента уже имеется. Стратегии потребуется надежная правовая поддержка – начиная от пакета правовых актов в области технического регулирования до изменений законодательства, направленных на улучшение условий для транспортного бизнеса. Уточнение и углубление положений стратегии потребует серьезного научного обоснования. Ее реализация потребует и нового уровня кадрового обеспечения.

Уважаемые коллеги, В заключение я хотел бы предельно кратко резюмировать базовые приоритеты транспортной стратегии.

России необходима надежная единая транспортная сеть, чтобы обеспечить ее экономическое единство, растущую мобильность россиян и национальную безопасность. Надежные внешние коммуникации должны гарантировать независимость внешней торговли и обеспечить рост транзита. Комплексное решение проблем автомобилизации, развития дорожной сети должно стать важным условием поддержки экономического роста, улучшения качества жизни, сохранения природной среды. Эти задачи предстоит решать совместными усилиями федеральных и местных органов власти, бизнеса, транспортной науки и образования, ассоциаций, профсоюзов, средств массовой информации, миллионов транспортников России, лучшие представители которых находятся в этом зале. Древнее изречение гласит: «То, что мы делаем сейчас, отзовется в веках». Проекты, которые мы обсуждаем сегодня, во многом определят облик будущей России. И мы должны выполнить поставленные перед нами задачи. Благодарю за внимание.

Все выступления и интервью