Изображения

Обычная версия

РЖД смогут пустить деньги с подходов к северу Финского Залива на выход к портам юга РФ

28 августа 2018, 07:53

Правительство РФ разрешило ОАО «Российские железные дороги» использовать 6,137 млн руб., выделенные на строительство вторых путей и электрификацию линии Выборг-Приморск-Ермилово (Ленинградская обл.) к портам северной части Финского залива, на проект реконструкции железной дороги им.Максима Горького  – Котельниково  – Тихорецкая  – Крымская с обходом краснодарского ж/д узла, которая должна обеспечить выход грузов с Нижней Волги к терминалам юга РФ.

Соответствующее распоряжение от 23 августа подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Оно опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

Развитие линии к порту Приморска много лет являлось камнем преткновения во взаимоотношениях прежнего руководства «Российских железных дорог» и группы «Сумма», у которой здесь расположены стивидорные мощности. В частности, здесь находится ООО «Приморский торговый порт» (ПТП, входит в группу НМТП, подконтрольную «Сумме» и «Транснефти» (MOEX: TRNF) ) и ООО «Петротранс-Приморск»  – самостоятельный проект «Суммы». Группа с 2003 г. пытается построить терминал по перевалке нефтепродуктов.

Однако вложение средств в развитие ветки Выборг-Приморск-Ермилово затягивалось. 7,5 млрд руб. из федерального бюджета РЖД получили в виде взноса в уставный капитал еще в начале 2012 г. и должны были освоить за два года: в 2012 г. потратить 250 млн руб., в 2013 г.  – 7,25 млрд руб. Но с тех пор сроки реализации проекта неоднократно переносились. В 2012 г. Владимир Якунин, занимавший тогда пост президента монополии, убеждал правительство РФ направить эти средства на развитие ж/д подходов к порту Усть-Луга на противоположном берегу Финского залива.

Представители перевозчика мотивировали свое предложение затягиванием сроков строительства линии Лосево-Каменногорск, на которую предполагалось вынести грузовое сообщение с магистрали из Санкт-Петербурга в Хельсинки (на ней сейчас курсируют скоростные поезда «Аллегро»). Этот проект, в свою очередь, тормозило министерство обороны РФ, затягивая передачу земель, необходимых для строительства участка (по мнению РЖД, на это потребуется не менее 1,5-2 лет). Сейчас линия Лосево-Каменногорск достраивается. Завершение проекта ожидается в 2019 г., говорится в годовом отчете Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ за 2017 г.

В 2016 г. корпоративное телевидение РЖД сообщало, что реконструкцию ветки монополия планирует завершить к концу года. «Этим будет обеспечен стабильный выход грузов к терминалам порта Приморск по железной дороге. Речь идет о перевозке дополнительно свыше 3 млн тонн ежегодно»,  – отмечал телеканал. В рамках проекта планировалось реконструировать станции в Выборге и Ермилово, возвести тяговую подстанцию в Попово  – «для увеличения мощностей контактной сети», а также проложить второй главный электрифицированный путь между Выборгом и Попово.

Однако осенью 2017 г. первый вице-президент «Российских железных дорог» Вадим Михайлов заявлял на встрече с инвесторами в преддверии размещения еврооблигаций, что монополия готова развивать подходы к портовым терминалам Приморска только в том случае, если их владельцы подтвердят объемы грузопотоков.

«Приморск стоит в плане (инвестиций у монополии  – ИФ). Мы ждем от частных акционеров (владельцев терминалов  – ИФ) определенных действий, потому что они тоже должны подписаться под конкретный объем. Иначе, если там не будет 15 млн тонн, там нет смысла ничего делать. Сейчас там около 12 (млн тонн  – ИФ)»,  – говорил он.

В настоящее время грузы в порт Высоцк доставляются электровозами, минуя Выборг, через однопутное ответвление от главного пути Санкт-Петербург  – Выборг вдоль берега Финского залива до станции Попово и далее до станции Пихтовая, от Пихтовой до Высоцка грузы транспортируются тепловозами.

Все события