Изображения

Обычная версия

Выходи строиться: как регионы готовились к старту работ по «дорожному» нацпроекту

28 май 2019, 16:43

Летом в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» по всей стране должна развернуться масштабная ремонтная кампания. Чтобы успеть эффективно использовать короткий строительный сезон, российские регионы были обязаны уже к 31 мая заключить контракты с подрядчиками, но завершила эту работу пока только половина субъектов. Портал «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является информационное агентство ТАСС, выяснил, что мешало и что помогало российским регионам в срок подготовиться к масштабной стройке. 

В 2019 году в рамках «дорожного» нацпроекта в 83 субъектах планируется отремонтировать более 5 тыс. километров региональных дорог и 4 тыс. километров дорог в городах. Необходимые для этого более 111,2 млрд рублей федеральных средств уже выделены, а регионы должны добавить еще около 480 млрд рублей. 

Списки конкретных участков дорог и других объектов, которые планируется отремонтировать, уже сформированы - всего их более 6,2 тыс. Планы-графики проведения конкурсов среди подрядчиков готовы на 98%, но торги проведены пока только по 50,7% объектов. При этом по состоянию на 27 мая только у 33 субъектов РФ процент объектов, по которым уже заключены контракты с подрядчиками, превышал 50%, и только у 17 субъектов он был выше 80%. А более чем у трети участников процент заключенных контрактов и вовсе был ниже 30%. Так что же стало причиной?

Зарегулированность процедур

Для многих регионов «дорожный» нацпроект не в новинку: с конца 2016 года по 2018 год они участвовали в приоритетном федеральном проекте, носящем похожее название - «Безопасные и качественные дороги», который предполагал ремонт дорог в 38 крупных городах в 36 субъектах РФ.

Казалось бы, наработанные опыт и планы работ должны были помочь на старте. Но даже «опытным» регионам пришлось столкнуться с разными сложностями. 

Так, в Ярославской области проведение конкурсов началось только во второй половине мая, и пока здесь заключено только 29% контрактов. Как рассказали в пресс-службе правительства региона, потребовалась дополнительная корректировка проектно-сметной документации из-за изменений законодательства о закупках. Затем документация проходила государственную экспертизу. В результате из-за корректировок проектов аукционные процедуры по ряду объектов были начаты немного позднее.

В Хабаровском крае, где по состоянию на 27 мая заключили 30% контрактов, также говорят о том, что часть контрактов по объектам капитального ремонта в самом Хабаровске будут заключены до июля и до августа, так как требуют подготовки проектно-сметной документации и проведения государственной экспертизы. В Оренбургской области (заключившей на середину мая только четверть контрактов) также упоминали о необходимости корректировок сметной документации. Но во всех областях уверяют, что, по опыту прошлых лет, за строительный сезон успеют все работы завершить.

Неожиданный ремонт

Благодаря предыдущему «дорожному» проекту в Кировской области был подготовлен предварительный список объектов для ремонта непосредственно в самом Кирове и окрестностях, а вот для работ на дорогах регионального или межмуниципального значения такого списка не было.

«Имеющиеся планы не предусматривали поступление таких [больших] средств, поэтому список объектов на данной сети формировался после получения методических рекомендаций по разработке региональных проектов в целях исполнения нацпроекта и определения планируемого объема финансирования», - отметили в региональном Минтрансе.

У республики Ингушетия также было мало времени на проектирование, так как проекты разрабатывались и корректировались уже после определения финансирования по нацпроекту. Кроме того, как рассказал замначальника ГУ «Ингушавтодор» Муса Даурбеков, в республике столкнулись с тем, что перед конкурсами на площадку поступали жалобы от фирм-подрядчиков, которые хотели бы участвовать в конкурсе, но не были согласны с условиями. А с учетом необходимости рассмотрения жалоб в УФАС сама процедура заняла много времени. 

Неоправдавшиеся опасения

При этом опрошенные представители регионов не сетовали на отсутствие или недостаточность федеральной помощи в организационных и методических вопросах. Кроме того, звучавшие на этапе подготовки нацпроекта опасения на тему нехватки материалов или мощностей подрядчиков в регионах не нашли своего отражения в ответах опрошенных. «В Республике Татарстан имеется достаточное количество подрядных организаций, оснащенных современными асфальтосместительными установками ведущих мировых производителей, что позволяет выпускать все типы асфальтобетонных смесей с высокой точностью соответствия утвержденной рецептуре. Кроме того, имеется парк современной асфальтоукладочной техники и оснащенные необходимыми инструментами и приборами лаборатории», - сообщили в пресс-службе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана.

Такой ответ одной из крупнейших республик был ожидаем. Но и другие регионы ответили в том же ключе. Как рассказали в Министерстве строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, в регионе есть дорожные организации, их дефицита не наблюдается. В республике достаточно подрядчиков для выполнения работ по нацпроекту, добавили в свою очередь в Министерстве строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея. Не планируют привлекать подрядчиков из других регионов в Республике Алтай и в Хабаровском крае, Кировской, Омской, Оренбургской и других областях. 

Здоровая конкуренция

Но, конечно, речи о закрытии регионами своих конкурсов для подрядчиков соседей не идет. Как пояснили в пресс-службе правительства Ярославской области, основной пул компаний, которые из года в год работают в области, понятен: вопросов к качеству их деятельности практически не возникает. В то же время там подчеркнули, что работают строго в рамках правого поля, а значит и проведения аукционных процедур по 44-ФЗ («закон о госзакупках» - прим. ред.), который позволяет заявляться подрядчикам из любых регионов. И если компания соответствует условиям аукционной документации, препятствий для ее участия в торгах быть не может. По завершении конкурсов в области планируют провести открытую встречу общественников с руководителями победивших компаний, где они представят свои мощности и планы.

В Рязанской области добавили, что благодаря широкому пулу подрядчиков на уже прошедших аукционах по некоторым лотам итоговая сумма оказалась значительно ниже стартовой, но подчеркнули, что здоровая конкуренция между подрядными организациями необходима, однако снижение стоимости контракта ни в коем случае не должно повлиять на качество работ.

Секреты лидеров

В Томской области досрочно законтрактовали все объекты на 2019 год. Как рассказал вице-губернатор области Игорь Шатурный, еще для участия в приоритетном проекте «Безопасные и качественные дороги» власти создали проектный офис и за два года сформировали команду, ориентированную на результат на всех уровнях. «Вопрос подготовки необходимой документации, объявления аукционов, заключения контрактов, формирования запасов необходимых материалов для выполнения ремонтных работ находится на постоянном контроле проектного комитета, - рассказал Шатурный. - Заседания комитета проходят в еженедельном режиме, а каждый объект сопровождается вплоть до сдачи в эксплуатацию».

«Начиная подготовку к реализации нацпроекта, мы не просто готовились к очередному ремонтному сезону, мы провели комплексный анализ потенциала отрасли для достижения целей в течение шестилетнего периода, это и кадры, машины, механизмы и материалы, необходимые для реализации», - пояснил Шатурный. Для снижения рисков невыполнения работ и дефицита материалов, отметил он, часть работ перераспределили на 2020-2023 годы, когда подрядные организации и рынок строительных материалов адаптируются под новые условия и кратно возросшие объемы работ. 

Открытость важнее опыта

Но опыт не стал гарантией быстрого включения в нацпроект. По состоянию на середину мая среди тех, кто провел больше 80% необходимых конкурсных процедур, было только семь регионов, участвовавших ранее в «дорожном» проекте. Однако и «новички», и «опытные» регионы, успевшие провести конкурсы раньше всех, среди одного из главных факторов во время подготовки назвали открытость.

Так, Калужская область - среди «новичков», но в числе опережающих регионов. «Список объектов для ремонта и строительства был сформирован уже к сентябрю 2018 года. Формировался он на основе экспертных оценок эксплуатационного состояния, и, кроме того, в отношении объектов улично-дорожной сети наших городов решения принимались с учетом мнения жителей, представителей территориальных общин и представителей таких общественных организаций, как региональное отделение Общероссийского народного фронта, были проведены общественные слушания», - рассказал губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. При этом Калужская область оказалась единственной из опрошенных, где не постеснялись признаться в том, что прибегали к помощи коллег из других регионов, в частности из Калининградской и Новосибирской областей.  

В Удмуртии процесс отбора объектов на строительный сезон 2019 года начали прошлым летом. «Вместе с общественниками региональные и муниципальные заказчики комиссионно объехали участки, предлагаемые для включения в титульный список, - отметили в региональном офисе нацпроекта Республики Удмуртия. - В городах – Можге, Сарапуле, Ижевске и Воткинске - были проведены рейтинговые интернет-голосования за объекты, более всего, по мнению горожан, нуждающиеся в ремонте». Уже в сентябре 2018 года началось составление дефектных ведомостей на выбранные объекты, и у области было достаточно времени для составления конкурсной документации. А руководители дорожных предприятий публично, в присутствии СМИ и общественности защищали графики производства работ. В результате в этом году впервые в Удмуртии дорожники вышли на объекты не в середине или даже конце мая, как обычно, а 28 апреля, как только позволили погодные условия.

Подтверждают важность работы с общественностью и в Челябинской области. А в Ростовской добавили, что список дорог, которые нуждаются в ремонте в первую очередь, формировали исходя из их социальной значимости – дороги в районах больниц, школ и зданий администраций. 

Инициатива на местах

Как рассказали в информационном центре регионального офиса нацпроекта республики Удмуртия, в регионе разработали свою систему контроля по каждому объекту. Это своеобразный план - сколько раз выезжает ответственный от подрядчика, куратор заказчика и специалист инженерного сопровождения, сколько и каких промеров они выполняют, какое количество проб отбирают, в какие документы вносят замечания и отметки, в какой момент на объекте появляются общественники, что и как проверяют. «В результате в сезон, когда у всех подрядчиков горят сроки, а заказчик разрывается между проверками, никому не приходится лишний раз искать в нормативной документации и высчитывать, какие измерения и испытания и в каком объеме необходимо произвести», - поясняют в области. Этими наработками уже заинтересовались несколько регионов России, отмечают в Удмуртии.

Уже понятно, что не все регионы успеют вовремя провести конкурсы. Но все они обещают успеть выйти на «землю» и завершить работы до начала зимы. Для тех же, кто не выполнит свои обязательства в рамках «дорожного» нацпроекта, как предложил недавно вице-премьер Максим Акимов (которого поддержал Минтранс), может быть введена система антирейтинга и антипремии «Две российские беды». По словам Акимова, общественный стимул и мотивация - это самое сильное средство воздействия. Кроме того, доля региональных дорог в нормативном состоянии включена в перечень из 15 ключевых показателей работы губернаторов, утвержденных президентом.

Все события