За дроны и авиацию общего назначения ответит минтранс
30 ноября 2017, 15:04
Ведомство разработает к 1 сентября 2018 года концепцию интеграции беспилотных воздушных судов (БВС) и воздушных судов авиации общего назначения (ВС АОН) в единое воздушное пространство Российской Федерации.
Минтранс должен к концу лета 2018 года разработать концепцию интеграции беспилотных воздушных судов (БВС) и воздушных судов авиации общего назначения (ВС АОН) в единое воздушное пространство Российской Федерации (в России к авиации общего назначения относится гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ). Такое решение (есть у Лайфа) приняла комиссия при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Источник в комиссии сообщил Лайфу, что России необходимо ускорить работу по интеграции БВС и ВС АОН в единое воздушное пространство, в том числе: разработку соответствующей нормативной правовой базы, определение и отбор наиболее эффективных технологических решений, объединение усилий институтов государства, бизнеса, науки и образования.
До 1 сентября 2018 года Минтранс должен вынести на рассмотрение комиссии проработанные предложения по технологическим решениям и «дорожную карту» по реализации концепции, включая предложения по структуре и содержанию нормативных правовых актов и нормативных технических документов, обеспечивающих регулирование в области аэронавигационного обслуживания БВС и ВС АОН, а также системам контроля и управления их воздушным движением.
В июле сообщалось, что Государственная корпорация по организации воздушного движения (ГК ОрВД) до конца ноября 2017 года разработает концепцию безопасной интеграции беспилотных авиационных систем (БАС) в единое воздушное пространство. Российский аэронавигационный оператор планировал изучить опыт итальянского оператора ENAV и других зарубежных компаний и выработать ключевые меры по обеспечению безопасности полётов дронов. Судя по всему, теперь ситуация несколько изменилась. Отдельно концепция по беспилотникам не разрабатывается, а будет подготовлена общая концепция.
– Концепция, в которой идёт речь исключительно о беспилотниках, войдёт в общую Концепцию интеграции БВС и ВС АОН в единое воздушное пространство Российской Федерации, – прокомментировал Лайфу представитель госкорпорации по ОрВД.
По его словам, техническое задание на разработку научно обоснованных предложений по структуре и содержанию Концепции интеграции БВС и ВС АОН готовится Росавиацией и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» с привлечением профильных экспертных рабочих групп, которые возглавляют представители ГЛОНАСС и «Аэронет».
– Предложения по реализации данного техзадания должны быть направлены в Минтранс России в середине 2018 года. После этого во второй половине года Минтранс займётся непосредственно разработкой концепции и составлением «дорожной карты» по её реализации. Итогом работы должна стать интеграция мероприятий по реализации концепции в Стратегию развития аэронавигационной системы Российской Федерации до 2030 года и в Аэронавигационный план Российской Федерации, – добавил представитель госкорпорации.
Представители Минтранса не ответили на запрос Лайфа. Отраслевые эксперты считают, что нормативно-правовая база БВС как в России, так и во всем мире отстаёт от технологий, а в самой отрасли ощущается острый дефицит компетенций. Главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров отмечает важность создания концепции, проработку которой комиссия поручила Минтрансу.
– Беспилотное будущее уже наступило. И надо понимать, как это будущее безопасно интегрировать в общее движение летательных аппаратов. Здесь есть своя специфика: нет никого на борту, полёт происходит полностью в автоматическом режиме, поэтому надо придумать механизмы, которые позволят и безопасно летать самим беспилотникам, и не становиться угрозой для других летательных аппаратов, а также объектов на земле. Это не только дроны, которые компании планируют использовать даже в городской черте для доставки грузов (почты, пиццы и т.д). Здесь свои особенности, связанные с застройкой, рельефом местности, ЛЭП, мачтами освещения. Летательные аппараты, которые будут доставлять грузы, нелёгкие, и нежелательно, чтобы с неба на головы граждан что-то сыпалось. Вторая проблема – это большие беспилотные летательные аппараты, которые по своим размерам приближаются к самолётам малой авиации. Здесь тоже встаёт вопрос, как их интегрировать в воздушное пространство и контролировать этот полёт, как идентифицировать эти аппараты. Сейчас возникает очень много вопросов правовых и технологического свойства, которые необходимо проработать. Каждая страна, наверное, в этом отношении будет двигаться самостоятельно, а далее мировое сообщество найдёт единое универсальное решение, чтобы беспилотники могли границы пересекать и столь же безопасно летать над территорией других стран. Это дело будущего, – сказал Лайфу главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров.
Росавиацией отмечается увеличение в 2016–2017 годах числа случаев нарушения порядка использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами (далее – БВС): в 2016 году – 41 случай, за пять (с января по май) месяцев 2017 года – 28 случаев (за аналогичный период 2016 года – 12).
https://life.ru/t/экономика/1065404/za_drony_i_aviatsiiu_obshchiegho_naznachieniia_otvietit_mintrans