Изображения

Обычная версия

О программных документах транспортной отрасли Российской Федерации

Опубликовано 7 Апреля 2003

О программных документах транспортной отрасли Российской Федерации


Состояние и развитие транспорта имеют для Российской Федерации исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Исторически развитие транспорта во многом предопределило экономическое и пространственное развитие России, способствовало укреплению ее целостности и международного влияния.

Транспортная система России является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, а ее развитие - одна из приоритетных задач государственной деятельности. Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики. Развитие и модернизация сферы транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, повышение уровня жизни, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность.

В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспортной отрасли с развитием других отраслей экономики и социальной сферы, которые не только определяют требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности развития отрасли. Роль транспорта еще более повышается в условиях глобализации мировой экономики, приводящей к значительному увеличению межгосударственных связей.

В целях уточнения приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта согласно социально-экономическим условиям, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. № МК-П10-3887, Минтрансом России разработана Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (Транспортная стратегия).

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года основывается на положениях Конституции Российской Федерации, посланий Президента России Федеральному Собранию, программных документов Правительства Российской Федерации. Разработка проекта транспортной стратегии проводилась с учетом достигнутого состояния экономики и прогнозов социально-экономического развития страны и ее регионов на среднесрочную и более отдаленную перспективу.

Положения Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года являются базой для единого понимания роли транспортной системы и перспектив ее развития органами государственной власти, органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, органами военного управления, мобилизационными органами, хозяйствующими субъектами различных форм собственности и организационно правовых форм, пользователями транспортных услуг.

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года определяет основы государственной транспортной политики. Главное назначение транспортной политики состоит в том, чтобы зафиксировать общее видение органами всех ветвей власти, обществом и бизнесом роли и задач транспорта, а также единые принципы принятия решений по реформированию, финансированию, регулированию и развитию транспорта с учетом его особенностей. При этом необходимо совершенствование системы управления транспортом и формирование законодательно-правовой базы, регламентирующей транспортную деятельность.

Реализация транспортной политики требует развития структурных преобразований на транспорте, направленных на повышение эффективности транспортной деятельности, снижение транспортных издержек, повышение конкурентоспособности транспортной отрасли и привлекательности транспорта как сферы бизнеса и инвестиций.

В целях недопущения структурных ограничений социально-экономического развития России со стороны транспорта, концентрации и эффективного использования ресурсов в соответствии с приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации, в соответствии с Поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. МФ-П13-4480, Минтрансом России разработана Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года (Стратегия развития транспорта).

Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года является частью общей системы программных документов, определяющих развитие транспортной системы Российской Федерации, и увязывает основные направления транспортной политики, определенные в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, с федеральными и ведомственными целевыми программами.

Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 является одним из инструментов реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2008 года.

Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 определяет приоритетные задачи развития отрасли и представляет собой систему взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам целевых программ, отдельных проектов и непрограммных мероприятий, обеспечивающую эффективное решение системных социально-экономических проблем.

Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010, объединяя традиционные и новые взгляды на оценку и перспективы развития транспортной отрасли, служит основой для разработки стратегий развития отдельных видов транспорта, планов и показателей деятельности Министерства и Федеральных агентств, федеральных и ведомственных целевых программ в области транспорта, нормативного прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.

Основным инструментом реализации Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 является ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», которая представляет собой перечень взаимосвязанных инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение приоритетных целей и результатов государственной транспортной политики, и их обоснованное ресурсное обеспечение. (ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»

Целью ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» является повышение сбалансированности, эффективности и безопасности транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные интересы страны. Для достижения указанной цели решаются такие основные задачи, как совершенствование и развитие опорной транспортной сети, повышение эффективности системы товародвижения, повышение конкурентоспособности транспортной системы России и обеспечение реализации транзитного потенциала страны, обеспечение гарантированной доступности транспортных услуг для населения и хозяйствующих субъектов, повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Система программных мероприятий ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» направлена на освоение перспективных объемов перевозок грузов и пассажиров, преодоление сложившихся диспропорций в развитии транспортной системы страны, улучшение состояния ее материально-технической базы, применение современных технологий перевозок, переработки и хранения грузов, повышение качества перевозок пассажиров, расширение набора услуг, предоставляемых грузовладельцам и другим участникам транспортного процесса.

Включенные в ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» мероприятия сгруппированы в подпрограммы по отраслевому признаку с учетом их функциональной однородности и взаимосвязанности, а также рационального управления реализацией Программы. Программа включает в себя 6 подпрограмм, 5 из которых сформированы по отраслевому принципу: «Автомобильные дороги», «Внутренние водные пути», «Гражданская авиация», «Железнодорожный транспорт» и «Морской транспорт», одна подпрограмма - «Развитие экспорта транспортных услуг» - сформирована по функциональному принципу и направлена на решение проблем, особенно актуальных для отрасли.

В подпрограммах сформированы задачи, по каждой из которых предусмотрено ресурсное обеспечение. Задачи дополняются перечнями более детально проработанных проектов и мероприятий, характеризующихся техническими, технологическими и другими особенностями.

В целях обеспечения наиболее эффективного использования возможностей транспорта в интересах социально-экономического развития России необходима координация действий всех ветвей и уровней власти, бизнеса, различных слоев общества по выполнению программных документов транспортной отрасли.