Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы на проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»
Опубликовано 20 Января 2017
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы Ассоциации международных автомобильных перевозчиков аккредитованного(ой) распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 27 января 2010 г. № 306-р в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», проведена антикоррупционная экспертиза проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».
В представленном проекте постановления выявлены коррупциогенные факторы.
Проектом постановления предполагается дополнить Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» (далее - Правила) Порядком информационного взаимодействия собственника (владельца) транспортного средства, в том числе зарегистрированного на территории иностранного государства, и оператора системы взимания платы (приложение № 3 к Правилам) (далее - Порядок информационного взаимодействия).
Считаем излишним требование, предусмотренное подпунктом «ж» пункта 4.2, пунктом 4.4.1 Порядка информационного взаимодействия, указывать в заявлении на регистрацию в реестре реквизиты свидетельства о регистрации транспортного средства, учитывая то, что копия свидетельства должна прикладываться к заявлению (пункт 5 Правил).
В свою очередь наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 (далее - Методика). При регистрации «юридического лица, личным законом которого не является российское право» (пункты 4.9,4.10 Порядка информационного взаимодействия) требуется представление копий:
- выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения иди иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранной организации;
- свидетельства о государственной регистрации иностранной организации.
Полагаем целесообразным и достаточным представление только одного из указанных документов по выбору собственника (владельца) транспортного средства.
При этом наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики.
Кроме того, считаем избыточным требование для иностранных перевозчиков представлять необходимые документы с переводом на русский язык, верность которого должка быть нотариально удостоверена в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 4.12 Порядка информационного взаимодействия).
Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики.
Терминология, содержащаяся в Порядке информационного взаимодействия, не соответствует терминологии используемой в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», Налоговом кодексе Российской Федерации, Правилах и других нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере международных автомобильных перевозок.
Так, в соответствии с пунктом 5 Правил оператор осуществляет регистрацию транспортных средств в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее - реестр).
Однако в пункте 3 Порядка информационного взаимодействия установлено, что в целях организации внесения платы оператор ведет реестр системы взимания платы.
В подпункте «г» пункта 4.3 Порядка информационного взаимодействия приведен термин «государство инкорпорации», в то время как в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрен термин «в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации)».
По тексту Порядка информационного взаимодействия используются такие термины, как «индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации», «юридическое лицо, личным законом которого является (или не является) российское право», «юридическое лицо, имеющее государственную регистрацию в Российской Федерации», «государство, в соответствии с законом которого учреждено юридическое лицо», что в слою очередь не соответствует терминологии, применяемой в законодательстве Российской Федерации в сфере международных автомобильных перевозок.
При этом наличие нормативных коллизий является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «и» пункта 3 Методики.
Кроме того, Порядок информационного взаимодействия содержит юридико-лингвистическую неопределенность, употребляются неустоявшиеся, двусмысленные термины и категории оценочного характера (например, «данный канал обслуживания» (пункт 2.12 Порядка информационного взаимодействия), «если применимо» (пункт 3.5 Порядка информационного взаимодействия), «общий порядок» (подпункт «д» пункта 4.3 Порядка информационного взаимодействия), являющуюся коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «в» пункта 4 Методики.
В пунктах 15,2, 16.3, 17.4, 18.1 Порядка информационного взаимодействия употребляются слова «вправе», что, в свою очередь, является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «б» пункта 3 Методики.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:
- исключить из подпункта «ж» пункта 4.2, пункта 4.4.1 Порядка информационного взаимодействия требование указывать в заявлении на регистрацию в реестре реквизиты свидетельства о регистрации транспортного средства;
- в пунктах 4.9, 4.10 Порядка информационного взаимодействия установить, что при регистрации «юридического лица, личным законом которого не является российское право» требуется представление копий выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранной организации или свидетельства о государственной регистрации иностранной организации;
- исключить из Порядка информационного взаимодействия требование о предоставлении нотариально заверенных переводов документов, установив, что документы, представляемые иностранными перевозчиками, заверяются в том же порядке, что и российскими перевозчиками и представляются без перевода на русский язык;
- терминологию, содержащуюся в Порядке информационного взаимодействия, привести к единообразию с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», Налоговым кодексом Российской Федерации, Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере международных автомобильных перевозок;
- исключить из Порядка информационного взаимодействия неустоявшиеся, двусмысленные термины и категории оценочного характера;
- из пунктов 15.2, 16.3,17.4, 18.1 Порядка информационного взаимодействия исключить слова «вправе».
Файлы для скачивания