Международная морская организация (ИМО)
Международная морская организация (ИМО) является межправительственной организацией – специализированным учреждением ООН и отвечает за организацию обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды, а также решение юридических вопросов, связанных с международным судоходством.
ИМО образована 6 марта 1948 года в Женеве (Швейцария) с принятием Конвенции о Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО). Конвенция вступила в силу 17 марта 1958 года. На 9-й сессии Ассамблеи этой организации (Резолюция A.358(IX)) ее название было изменено, и с 22 мая 1982 года применяется ее нынешнее название.
ИМО является форумом, в котором государства - члены этой Организации обмениваются информацией, обсуждают правовые, технические и иные вопросы, касающиеся судоходства, разрабатывают универсальные инструменты (конвенции и кодексы) и рекомендации по безопасности мореплавания, защите окружающей среды, подготовке и обучению моряков.
В настоящее время членами ИМО является 175 государств, еще три государства являются ассоциированными членами. СССР стал членом ИМО в декабре 1958 г. В работе ИМО в качестве наблюдателей принимают участие другие межправительственные организации, а также неправительственные организации, представляющие широкие морские, юридические, промышленные и экологические круги, участвующие в качестве консультантов.
Штаб-квартира расположена в Лондоне (Великобритания).
Высшим управляющим органом ИМО является Ассамблея, которая собирается один раз в два года. В промежутках между сессиями Ассамблеи работой ИМО руководит Совет, состоящий из 40 государств, избираемых Ассамблеей. Российская Федерация традиционно избирается в Совет по наивысшей категории А как одна из ведущих морских держав.
В структуре ИМО действуют пять комитетов: по безопасности мореплавания, защите морской среды (учрежден в 1973 г. при активном участии СССР), техническому сотрудничеству, упрощению формальностей и юридический комитет.
Комитеты ИМО могут создавать Подкомитеты для более детального рассмотрения специализированных вопросов. В настоящее время действуют семь Подкомитетов: по проектированию и конструкции судов, по судовым системам и оборудованию, по предотвращению загрязнения и реагированию, по человеческому фактору, подготовке моряков и несению вахты, по навигации, связи, поиску и спасанию, по осуществлению документов ИМО, по перевозке грузов и контейнеров.
Деятельность рабочих органов ИМО поддерживает Секретариат.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 323 от 3 июня 2003 г. «Об утверждении межведомственного распределения обязанностей по обеспечению участия Российской Федерации в международных организациях системы ООН» Минтранс России назначен «головным» ведомством, обеспечивающим участие России в ИМО и ее органах.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2006 г. № 448 сформировано Представительство Российской Федерации при ИМО. Постоянным представителем Российской Федерации при ИМО в настоящее время является Ю.С. Меленас.
Под эгидой ИМО принято свыше пятидесяти международных конвенций и протоколов к ним, более тысячи рекомендаций и кодексов.
Важнейшими международными конвенциями являются Конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС); Конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ); Конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (ПДНВ), которая впервые установила приемлемые для международного сообщества минимальные требования к членам экипажей; Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море (МППСС), которая привела к существенному снижению числа столкновений; Конвенция по поиску и спасанию на море и многие другие обязательные документы.
Из основных итогов работы ИМО за последние несколько лет можно выделить следующие.
В 2015 г. завершилась продолжительная работа над Международным кодексом для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс), который вступил в силу 1 января 2017 г. Полярный кодекс гарантирует высокие стандарты безопасности и сохранения морской среды в таких чувствительных районах мирового океана, как Арктика и Антарктика. Принятие Полярного кодекса стало возможным, во многом, благодаря усилиям российских специалистов и предоставленных Российской Федерацией данных, основанных на многолетнем опыте судоходства в водах Арктики.
В настоящее время завершается работа над т.н. «второй фазой» Полярного кодекса – разработкой комплекта требований по навигации и планированию рейсов для некоторых типов судов, эксплуатирующихся в полярных водах, на которые не распространяется Конвенция СОЛАС.
К числу значимых результатов последних лет следует отнести и принятие Международного кодекса безопасности для судов, использующих в качестве бункера газ и другие виды топлива с низкой температурой вспышки (IGF Code – Кодекс МГТ), который также начал применяться с 1 января 2017 г. Документ отражает основные направления технологического развития отрасли, позволяющие снизить уровень загрязнения окружающей среды и сократить расходы, связанные
с эксплуатацией судов. Принятие Кодекса дало техническую возможность унифицированного применения природного газа в качестве моторного топлива на морских судах.
ИМО продолжает последовательную работу по созданию международно-правовой базы для использования различных альтернативных видов судового топлива. Разработаны рекомендательные документы по использованию на судах метанола и водородных топливных элементов. В 2022-2023 гг. предполагается создание аналогичных рекомендаций в отношении использования водорода и аммиака в качестве судового топлива с прицелом на последующую разработку соответствующих положений Кодекса МГТ, которые будут уже иметь обязательный характер.
В 2016 г. были выполнены необходимые условия для вступления в силу Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 г. Конвенция вступила в силу 8 сентября 2017 г. Ожидается, что в ближайшие годы это окажет большое влияние на судоходство в плане повышения его расходов, что обусловлено возможным резким ростом спроса на системы очистки балласта, которые в соответствии с Конвенцией требуется установить на нескольких тысячах судов.
На 70-й сессии КЗМС в 2016 г. было принято решение о введении в рамках Конвенции МАРПОЛ требования о предельном содержании серы в судовом топливе не более 0,50% с 1 января 2020 г. Эта мера позволила существенно снизить вредные выбросы в атмосферу с судов.
В 2018 г. на 72-й сессии КЗМС была одобрена Первоначальная стратегия ИМО по сокращению выбросов парниковых газов в международном судоходстве. Стратегия обозначила приверженность ИМО усилиям международного сообщества по борьбе с изменением климата, определила работу Организации на ближайшие десятилетия по разработке кратко- (разработка до 2023 г.), средне- (до 2030 г.) и долгосрочных мер (после 2030 г.) в направлении декарбонизации международного судоходства.
В соответствии со Первоначальной стратегией в 2020 г. были разработаны поправки к Приложению VI Конвенции МАРПОЛ с комплектом мер технического и эксплуатационного характера по улучшению энергоэффективности и снижению углеродоемкости судов. Поправки были приняты в 2021 г. Требования начнут применяться на морских судах, совершающих транспортную работу, с 1 января 2023 г.
В 2022 г. продолжится разработка среднесрочных мер по сокращению выбросов парниковых газов с судов, а также начнется пересмотр Первоначальной стратегии с целью уточнения целей, задач, путей реализации и графика работ с учетом накопленного опыта, актуальных научных и статистических данных.
На протяжении последних лет в ИМО активно обсуждался вопрос о введении запрета на использование тяжелых сортов топлива на судах в арктических водах. В 2020 г. в ходе 7-й сессии Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию были одобрены соответствующие поправки к Конвенции МАРПОЛ. Усилиями российских специалистов удалось смягчить формулировки запрета, фактически, отложив его применение на семь лет по сравнению с первоначальным графиком. Поправки были приняты в июне 2021 г. на 76-й сессии Комитета по защите морской среды. Начало применения запрета – 1 июля 2024 г. Из-под запрета выведены суда, обеспечивающие безопасность других судов и спроектированные для ЛАРН. Предусмотрены отсрочки для судов с конструктивной защитой топливных танков до 1 июля 2029 г., возможность Администрациям флага государств, чьи воды граничат с арктическими водами (как определено в Полярном кодексе) выдавать до 1 июля 2029 г. временные освобождения для судов под своим флагом, эксплуатирующихся в водах под суверенитетом или юрисдикцией этих государств.
В ходе 8-й сессии Подкомитета по проектированию и конструкции судна в январе 2022 г. при активном участии российских специалистов была завершена работа над проектами новой главы (XV) Конвенции СОЛАС и Кодекса по безопасной эксплуатации судов, перевозящих производственный персонал в количестве более 12 человек. Принятие новой главы СОЛАС и Кодекса намечено в ходе 106-й сессии Комитета по безопасности на море в ноябре 2022 г., вступление в силу – в середине 2024 г.
В октябре 2021 г. на 77-й сессии Комитета по защите морской среды была разработана и одобрена стратегия ИМО по борьбе с морским пластиковым мусором с судов. В Стратегии обозначена основная цель – совершенствование международно-правовых рамок с прицелом на исключение сброса любых пластиковых отходов с судов к 2025 году.
Стратегия включает план работ с обозначением возможных действий кратко-, средне- и долгосрочного характера по достижению обозначенной цели. Предполагается разработка новых рекомендаций и положений Конвенции МАРПОЛ по контролю и управлению пластиковыми отходами на судах, совместная работа с профильными органами ИМО по совершенствованию положений по подготовке членов экипажей, меры по сотрудничеству с другими межправительственными организациями. Для поддержки и обоснования этой работы ИМО планирует проведение всеобъемлющего научного исследования.
Одним из важнейших направлений работы Организации в период пандемии COVID-19 стало содействие государствам и экипажам судов в разрешении кризиса, связанного с репатриацией моряков в условиях ограничений международных поездок. Были разработаны рекомендации по облегчению перемещения моряков через границы, доступа к медицинской помощи и вакцинации. ИМО провела большую кампанию в поддержку признания государствами моряков в качестве ключевых работников, приоритетного доступа к вакцинам, содействию репатриации. Ассамблея в ходе своей сессии приняла резолюцию с соответствующими призывами к государствам, отметив, что более 60 государств (Российская Федерация – в их числе) уже приняли на национальном уровне соответствующие меры, направленные на облегчение репатриации моряков.
За 2020-2021 гг была завершена разработка поправок к Конвенции об ИМО в отношении состава Совета – органа, который управляет Организацией в промежутке между проходящими раз в два года сессиями Ассамблеи. Поправки, предполагающие расширение состава Совета с 40 до 52 государств, увеличение с двух до четырех лет срока, на который избирается состав Совета, были единогласно приняты Ассамблеей в ходе своей 32-й сессии в декабре 2021 г.
В последние годы одним из основных направлений работы ИМО стало проведение оценки возможности использования морских автономных надводных судов (МАНС). В 2018 г. на 100-й сессии Комитета по безопасности на море была одобрена рамочная процедура проведения т.н. регуляторного обзора, т.е. комплексного анализа конвенций и кодексов ИМО с целью определить пробелы, которые необходимо будет заполнить, чтобы обеспечить возможность использовать МАНС. Работа проводилась при активном участии российских специалистов и была успешно завершена в 2021 г. По ее результатам весной 2022 г. в рамках Комитета по безопасности на море предполагается разработка плана дальнейших работ с прицелом на создание инструмента (кодекса) ИМО по МАНС.
Информация об ИМО (цели, задачи, структура, органы управления, документы) размещена на официальном сайте ИМО – http://www.imo.org