Изображения

Обычная версия

Сотрудничество в области транспорта в рамках Евразийского экономического союза

 

29 мая 2014 г. в г. Астане президентами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, вступивший в силу 1 января 2015 года. 2 января 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Республики Армения к Евразийскому экономическому союзу. 12 августа 2015 г. Киргизская Республика присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе. В настоящее время в составе Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) представлены пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

Вопросы транспортной сферы в Договоре о ЕАЭС урегулированы в следующих разделах и приложениях:

Раздел XV «Торговля услугами, учреждение, деятельность и осуществление инвестиций» и приложением к нему 16 «Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций»;

Раздел XIX «Естественные монополии» и приложением к нему 20 «Протокол о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий»;

Раздел XXI «Транспорт» и приложением к нему 24 «Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике».

Органами управления Евразийским экономическим союзом являются Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия и суд Евразийского экономического союза.

Постоянно действующим регулирующим органом ЕАЭС является Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК). Основное назначение ЕЭК - обеспечение условий функционирования и развития Евразийского экономического союза, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

ЕЭК имеет двухуровневую систему управления: Совет Комиссии и Коллегия Комиссии.

Совет ЕЭК осуществляет общее регулирование интеграционных процессов. Коллегия ЕЭК является исполнительным органом, осуществляющим выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках Евразийского экономического союза, и состоит из 10 членов Коллегии, которую возглавляет Председатель Коллегии Комиссии, избираемый на 4 года.

Структурным подразделением ЕЭК по взаимодействию в сфере транспорта является Департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК, работу которого курирует член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре, одновременно возглавляющий Консультативный комитет по транспорту и инфраструктуре ЕЭК, в рамках которого обеспечивается экспертная проработка вопросов в сфере транспорта и подготовка предложений по их реализации.

В Консультативном комитете по транспорту и инфраструктуре ЕЭК стороны представлены на уровне заместителей министров транспорта.

В структуре Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре ЕЭК действуют следующие подкомитеты по:

- железнодорожному транспорту;

- автомобильному транспорту и дорожному хозяйству;

- гражданской авиации;

- водному транспорту;

- инфраструктуре и логистике.

В состав подкомитетов делегированы представители Минтранса России и подведомственных ему федеральных службы и агентств, а также в качестве независимых экспертов – представители транспортных организаций.

Решением Высшего Евразийского экономического совета № 13 от 14 мая 2018 г. создан Совет руководителей уполномоченных органов в области транспорта государств-членов Евразийского экономического союза.

Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 19 утверждены Основные направления транспортной политики (далее – Основные направления), что позволило объединить усилия и приступить к системной работе, направленной на достижение задачи, поставленной Президентами – снятие имеющихся ограничений на перевозки всеми видами транспорта до 2025 года.

Основной задачами, стоящей перед государствами-членами ЕАЭС на ближайшее будущее, остается реализация действующего Плана мероприятий «дорожной карты» на 2021-2023 годы, предусматривающего конкретные мероприятия, нацеленные на создание общего рынка транспортных услуг и снятие всех имеющихся ограничений.

Распоряжением Коллегии ЕЭК от 26.10.2021 г. № 175 утвержден перечень евразийских транспортных коридоров и маршрутов.

Ключевым направлением взаимодействия является внедрение современных цифровых технологий: интеллектуальных транспортных систем, цифровой логистики; систем электронного обмена информацией и документооборота; внедрение электронной накладной; онлайн-сервисов, основанных на принципе «единого окна». И в этом контексте следует  отметить ряд проектов, реализуемых в рамках ЕАЭС. Так, решением Совета ЕЭК от 14 сентября 2021 г. № 87 одобрен проект по созданию информационно-коммуникационной «витрины» национальных сервисов экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС.  Проект является первым шагом на пути формирования цифровой экосистемы для развития логистических цепочек и минимизации простоев в ходе перевозки на всём пространстве ЕАЭС.

10 декабря 2021 г. в рамках Высшего Евразийского экономического совета руководителями государств-членов ЕАЭС одобрено Соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок.

Распоряжением Евразийского межправительственного совета от 20 августа 2021 г. № 17 одобрен «План первоочередных мероприятий по цифровизации грузовых железнодорожных перевозок в интересах развития торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны».

Функционирует Рабочая группа по выработке общих подходов по сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Сторонами одобрен перечень проектов, наиболее интересных для каждой из сторон.

Реализуются мероприятия, направленные на развитие воздушного сообщения, обеспечение справедливой и добросовестной конкуренции, формирование общего рынка услуг воздушного транспорта ЕАЭС.

В сфере автомобильного транспорта двусторонние перевозки, а также перевозки грузов в/из третьих стран между странами ЕАЭС осуществляются на безразрешительной основе.

Распоряжением Коллегии ЕЭК  от 11 января 2022 г. № 3 одобрен и отправлен на процедуру внутригосударственного согласования проект Соглашения «О допустимых массах, осевых нагрузках и габаритах транспортных средств при движении по автомобильным дорогам, включенным в перечень евразийских транспортных коридоров».

Наряду с этим проводится работа по:

- снятию барьеров и ограничений по доступу на внутренний рынок государств-членов ЕАЭС;

- совершенствованию положений Договора о ЕАЭС;

- внедрению технических регламентов ЕАЭС;

- по подготовке проектов соглашений между ЕАЭС и третьими странами в части, касающейся вопросов транспорта.