Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь
Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.
16 июня 1997 г. на базе Батагайского, Чокурдахского, Тиксинского и Колымо-Индигирского авиапредприятий и НАК «СахаАвиа» было создано ГУП «Полярные авиалинии».
В состав предприятия вошли аэропорты Батагая, Верхоянска, Тикси, Черского, Чокурдаха, Белой Горы, Кулара, Куйги, Нижнеянска, Депутатского и Саккырыра (выведены из состава в 2000 году). Начали выполняться полеты в семь арктических районов: Верхоянский, Усть-Янский, Булунский, Эвено-Бытантайский, Абыйский, Аллаиховский и Нижнеколымский.
Первый регулярный рейс «полярников» был открыт 9 июня 1998 г. по маршруту Тикси – Москва на самолете ТУ-154 (1 раз в неделю). Именно на его фюзеляже впервые появилась эмблема предприятия – белый медведь. Помимо этого на балансе ГУП «Полярные авиалинии» имелось всего 4 единицы исправных воздушных средства – один Ан-24, два Ан-2 и один Ми-8.
В 2003 году была начата работа по восстановлению производственной базы аэропорта «Маган», через некоторое время сюда прибыла первая бригада техников, один самолет АН-2 и один вертолет МИ-8. За год был выполнен 301 самолетный вылет.
В 2005 году на базе авиакомпании была создана сеть авиакасс – Агентство воздушных сообщений. В этом же году коллектив переехал в собственное двухэтажное здание, в котором размещается до сих пор. 18 июня 2010 г. ГУП Авиакомпания «Полярные авиалинии» была преобразована в ОАО «Авиакомпания «Полярные авиалинии». В 2015 году ОАО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» преобразована в АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии».
Рос спрос на пассажирские перевозки, поэтому поэтапно происходило приобретение воздушных судов: в октябре 2001 года был принят первый самолет АН-3Т, в 2005-м была восстановлена летная годность двух Ан-26, в 2006-м приобретены 2 самолета Ан-24 РВ, с 2005 по 2007 год – 3 самолета Ан-3Т, в 2009-м парк пополнился 4 самолетами Л-410.
Параллельно совершенствовалась инфраструктура: в 2005 году были проведены капитальный ремонт и реконструкция баз в Батагае и Зырянке, в 2006 году введено новое здание АТБ в Нюрбе, в 2008-м был заново выстроен цех в Магане, в 2011-м проведена реконструкция АТБ в Тикси, в 2018-м открыт новый просторный ангар в Магане для круглогодичного ремонта.
В перид с 2016 по 2019 год флот авиакомпании пополнился 5 новыми вертолетами Ми-8МТВ-1 в медкомплектации (в рамках федеральной программы развития санавиации в труднодоступных регионах Российской Федерации) и 6 самолетами Ан-24 (переданы авиакомпанией «Якутия»).
Компанией в разные годы руководили Саникидзе З.О. (1997-1998 годы), Горбунов Г.М. (1998-2001 гг.), Терехов С.И. (2001-2004 гг.), Корякин А.В. (2004-2014), Тарасов А.Е. (2014 - 2018), с июля 2018 года АК «Полярные авиалинии» возглавляет Винокуров С.В. Неоценимый вклад в выведение компании из кризиса внесли все руководители авиакомпании, проводилась целенаправленная и усердная работа, восстанавливалась производственная база, усиливались меры по безопасности полетов, принимались взвешенные организационно-управленческие решения.
Сейчас «Полярные авиалинии» – крупнейший по объему работ и маршрутной сети внутрирегиональный авиаперевозчик России. География полетов охватывает все территорию Республики Саха (Якутия) – региона, занимающего 1/6 территории Российской Федерации, рейсы выполняются по 192 направлениям (24 регулярных межрайонных и 168 внутрирайонных). Сегодня на балансе предприятия числится 65 воздушных судов.
Несмотря на свой молодой возраст, авиакомпания славится своей историей. Из небольшой компании, созданной в непростые 1990-е годы и пережившей острый дефицит летных кадров и техники, угрозу банкротства и потери сертификата эксплуатанта, «Полярные авиалинии» превратились в крупное акционерное общество, системообразующую организацию российской экономики и стратегическое предприятие республики. Сейчас авиапредприятие выполняет пассажирские и грузовые перевозки, санитарные, групповые и обзорные рейсы, авиамониторинг лесных пожаров и магистралей нефте-, газопроводов, дежурство на случай стихийных бедствий и поисково-спасательных операций, перевозку людей и спасателей во время паводков и пожаров, авиаработы для нужд промышленных предприятий.
За 25 лет авиакомпанией было перевезено 2,5 млн. человек, что в 2,5 раза превышает численность населения региона. Более 60 тонн жизнеобеспечивающих грузов было доставлено в северные и арктические районы республики, для обеспечения нужд промышленных предприятий и ЖКХ.
Рыночная доля авиакомпании в обеспечении полетов санитарной авиации в Республике составляет 95 %. С момента создания предприятия экипажи совместно с медицинскими работниками перевезли более 15 тыс. человек: людей с различными травмами и пациентов с аппендицитом, беременных женщин, младенцев с врожденными пороками, лиц с болезнями органов пищеварения и дыхания из труднодоступных сел, куда не добраться наземным транспортом. Наибольший вклад в спасение жизней жителей Республики был внесен в период распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19.
В зоне круглосуточного обслуживания по поисково и аварийно-спасательному обеспечению полетов находится три четверти площади Республики, в том числе ее центральная, восточная и северная части. Ежегодно более 1500 часов проводят в небе пилоты авиакомпании с целью мониторинга паводковой обстановки, облетов охраняемых от пожаров лесов и природных заповедников площадью более 100 млн. гектаров, спасения людей и вывоза детей из отдаленных оленьих стойбищ.
Основная сила и мотор развития авиакомпании – это, конечно, сотрудники –преданные своему делу профессионалы, которые управляют самолетами и вертолетами, координируют и обслуживают авиапарк компании, а также многие другие специалисты, вовлеченные в процесс авиаперевозок.
На сегодняшний день в авиакомпании трудятся 197 ветеранов авиации Республики Саха (Якутия), 92 почетных работника воздушного транспорта Республики Саха (Якутия), 6 заслуженных работников транспорта Республики Саха (Якутия). 11 работников награждены ведомственной наградой Минтранса России – нагрудным знаком «Отличник воздушного транспорта».
Поистине уникален опыт летного состава авиакомпании по владению технологией тушения пожаров при помощи водосливного устройства. Один из опытнейших летчиков – заслуженный пилот России Т.А.Бесаев, мастерски владеет сложной технологией тушения пожаров на внешней подвеске при помощи 40-метрового троса. Тимур Арчилович имеет все виды допусков к работам на вертолетах Ми-8, Ми-8 МТВ, в 2016 году его летный стаж превысил 22 тысячи часов налета.
За работу в самых сложных условиях орденом «За заслуги перед Отечеством II степени» награжден первый заместитель летного директора АО «Полярные авиалинии» С.Н.Семенов – пилот высшего класса.
На текущий момент, в соответствии с ключевыми направлениями Минпромторга России по разработке самолетов для местных и региональных воздушных линий, АК «Полярные авиалинии» проводит активную работу по согласованию технических обликов новых воздушных судов российского производства Ил-114-300, ЛМС-901 «Байкал», ТВРС-44, Ми-8МТВ-1, Ми-171-А3 с учетом особенностей условий эксплуатации на Крайнем Севере и необходимости проведения летных испытаний на посадочных площадках Якутии. Ожидается, что новые самолеты и вертолеты начнут поступать с 2023 года.
Несмотря на трудные условия работы и финансовые сложности, за последние 11 лет авиакомпания «Полярные авиалинии» уверенно демонстрирует положительную динамику чистой прибыли, связанную с ростом коммерческой загрузки и занятости кресел, производительности труда и стоимости чистых активов организации. Обновляется флот, субсидируются программы воздушных перевозок пассажиров по социально-значимым внутрирайонным маршрутам Республики Саха (Якутия), а также из арктических районов до узловых аэропортов Якутск и Полярный и в обратном направлении.
Улучшению имиджа авиакомпании как надежного перевозчика способствуют улучшение регулярности полетов и комплексного интегрального показателя безопасности полетов. Несмотря на возрастной парк воздушных судов авиакомпании, безопасность полетов находится на хорошем уровне, что неоднократно подтверждалось данными Росавиации, а регулярность полетов – на уровне не ниже 65 %.
«Полярные авиалинии» продолжают славные традиции полярной авиации Якутии, которой в этом году исполняется 97 лет. Летные и наземные службы авиакомпании выполняют крайне важную, но сложную работу на бескрайних просторах Крайнего Севера – обеспечивают транспортную доступность населенных пунктов, где авиация остается единственным средством перемещения и способом связи с внешним миром.