12 марта состоялась итоговая коллегия Федерального агентства воздушного транспорта. В работе коллегии приняли участие Министр транспорта РФ Игорь Левитин, заместитель Министра Валерий Окулов, руководитель Росавиации Александр Нерадько, руководитель Ростра
11 мартa 2012, 20:00
В своем выступлении И. Левитин отметил, что за последние годы государством приняты действенные меры по развитиюгражданской авиации, для чего из федерального бюджета выделены значительные средства. Если в 2004 г. на развитие отрасли был направлен 1 млрд. рублей, то в 2012 г. на эти цели планируется направить 50 млрд. рублей. «Однако ситуация с безопасностью полетов, количество катастроф, которое в 2011 г. по сравнению с 2010 г. выросло в два раза, не дают возможности говорить о достигнутых успехах. Необходимо говорить о том, что нужно сделать, чтобы 2011 год, который с точки зрения безопасности полетов можно назвать провальным, не повторился», - сказал Министр. Основными причинами такого положения, по мнению И. Левитина, являются недостатки в организации подготовки членов экипаже, снижение контроля за эксплуатацией воздушных судов,ослабление контроляпри продлении ресурсов и сроков службы воздушных судов и их компонент.
Министр подчеркнул, что важнейшим элементом системы управления безопасностью полетов является выявление факторов риска посредством проведения анализа состояния системы. Вместе с тем, он предостерег от скоропалительных, непродуманных решений, указав на необходимость системной и целенаправленной работы.
И. Левитин сообщил, что в ходе проверок выявлено несоответствие утвержденных Росавиацией программ подготовки авиационного персонала требованиям воздушного законодательства. Он также отметил, что промышленные предприятия и конструкторские бюро должны наряду с эксплуатационщиками нести ответственность за техническое состояние воздушных судов и продление ресурсов и сроков службы авиационной техники.
С докладом об итогах минувшего года и задачах гражданской авиации в ближайшей перспективе выступил руководитель Росавиации А. Нерадько. Он подчеркнул, что 2011 год ознаменовался значительными успехами в сфере экономической деятельности гражданской авиации. Так, услугами воздушного транспорта воспользовались более 112 миллионов российских и зарубежных граждан. В 2011 году только российскими авиапредприятиями было перевезено более 64млн. пассажиров. По сравнению с 2010 годом объемы перевозок увеличились на 12,6% и превысили показатели 1992 года. Пассажирооборот достиг значения 166,7 млрд. пассажирокилометров и превысил показатель, достигнутый в СССР в 1990 году.
В тоже время, по словам А. Нерадько, минувший год продемонстрировал существенные неудачи в области обеспечения безопасности полетов. В 2011 году с воздушными судами коммерческой гражданской авиации произошло 10 катастроф, в которых погибло 119 человек, и 8 аварий. С воздушными судами АОН произошло 12 катастроф, в которых погибло 20 человек, и 8 аварий. С целью профилактики аварийности Агентством проводится постоянная работа. Комплекс принимаемых мер позволил сократить число авиационных происшествий за последние 20 лет примерно в 10 раз.
Отдельные производственные показатели гражданской авиации уже достигли уровня начала 90-х годов. В то время, например, в 1990 году происходило 146 авиапроисшествий, в 1991 – 111, в 1992 – 123. За последние 5 лет отмечалось не более 13 происшествий в год.
В докладе руководителя Росавиации был освещен комплекс мер по преодолению негативных явлений, отмечена неотложная необходимость усиления ответственности Федерального агентства воздушного транспорта и его территориальных органов за деятельностью авиаперевозчиков и соблюдения ими требований безопасности полетов. Он подчеркнул необходимость усиления мер контроля за технической эксплуатацией воздушных судов и качественного улучшения обучения пилотов с применением новейших технических средств, а также организации подготовки экипажей воздушных судов.
Основным приоритетом работы гражданской авиации являются интересы пассажиров, в частности, в обеспечении безопасных авиационных перевозок. А. Нерадько заявил о недопустимости приоритетов коммерческой деятельности над безопасностью полетов.