Изображения

Обычная версия

Заместитель Министра транспорта РФ Евгений Москвичев и врио Руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Алан Лушников

16 апреля 2008, 20:00

17 апреля 2008 г. Заместитель Министра транспорта РФ Евгений Москвичев и врио Руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Алан Лушников приняли участие в заседании «круглого стола» «Проблемы государственного регулирования, управления, финансирования строительства и эксплуатации метрополитенов. Перспектива развития метрополитена в городах Российской Федерации», организованном комитетом Государственной Думы по транспорту

В своем выступлении Евгений Москвичев остановился на проблемах и путях совершенствования законодательства в сфере метрополитенов и скоростного внеуличного транспорта. Он отметил, что Министерство транспорта постоянно анализирует ситуацию с транспортным обслуживанием населения в городах и регионах. По мнению Евгения Москивичева, необходимо развивать новые современные виды городского общественного транспорта. Речь идет о скоростном внеуличном транспорте, к которому относятся метро, легкое метро, монорельс и скоростной трамвай. «Только такой транспорт может и должен стать альтернативой использования личных автомобилей для внутригородских поездок»,- сказал Евгений Москвичев.

Метрополитены сегодня работают в 7 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани. При этом в Москве и Петербурге, их провозные возможности давно исчерпаны. Еще в трех городах – Омске, Челябинске и Красноярске идет строительство метрополитенов. Еще в нескольких городах реализованы или предполагается реализовать проекты других видов скоростного транспорта. В тоже время, как показывают исследования, во избежание транспортного коллапса скоростные транспортные системы должны быть созданы в нескольких десятках крупнейших городов Российской Федерации. На долю семи метрополитенов приходится 14 % пассажиров, перевозимых всеми видами пассажирского транспорта страны, ежедневно перевозится около 10 млн. пассажиров.

До 1991 года финансирование их строительства осуществлялось за счет средств федерального бюджета. С 1992 года метрополитены отнесены к муниципальной собственности и собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. С 1992 по 1995 год федеральный бюджет оказывал ежегодную поддержку метростроению в среднем до 70% от общего объема финансирования. С 1996 по 2000 год фактический размер государственной поддержки резко упал. А с 2001 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации выделение средств из федерального бюджета было ограничено до 20% от общего объема так называемой технологически обоснованной потребности.

На протяжении последних лет органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации неоднократно обращались в Правительство и Министерство транспорта с предложением об увеличении доли государственной поддержки метростроения до 50 %. С этой целью по поручению Минтранса Росжелдор разработал проект долгосрочной целевой программы развития метрополитенов в городах Российской Федерации на 2008-2010 годы, в которой доля государственной поддержки составляет 50 %, при условии, что субъекты Российской Федерации также выделяют 50 % от технологически обоснованной потребности на строительство метрополитена. Но он не получил поддержки Минэкономразвития и Минфина.

В результате сегодня бюджетная обеспеченность большинства метрополитенов позволяет лишь поддерживать их в рабочем безопасном состоянии. Что касается развития, то, как показывает практика, тех объемов финансирования, которые предоставляются федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, недостаточно для поддержания нормальных темпов строительства метрополитенов. Из-за недостаточного развития метрополитенов увеличиваются эксплуатационные расходы и себестоимость перевозки пассажиров; и, что самое главное, не удается увеличить объем перевозок пассажиров и разгрузить наземный пассажирский транспорт.

Евгений Москвичев высказался за необходимость принятия целевой федеральной программы развития пассажирского транспорта. «Такая программа могла бы стать одним из приоритетных национальных проектов, так как услугами пассажирского транспорта ежедневно пользуется подавляющее большинство наших граждан, и уровень транспортного обслуживания, конечно же, непосредственно определяет качество жизни населения», - сказал он. По его словам, также необходимо предусмотреть в бюджете Российской Федерации на 2009 год и плановый период увеличение объемов финансирования строительства систем скоростного внеуличного транспорта и, прежде всего, метрополитенов. Соответствующая бюджетная заявка разработана. Она основана на реальных первоочередных потребностях по вводу в действие объектов метростроения в ближайшие три года. При этом долю федерального финансирования предлагается довести до 50%.

Евгений Москвичев также сообщил, что в План законопроектной деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2008 год включена разработка концепции проекта федерального закона, регламентирующего развитие и функционирование метрополитенов в России.

В своем выступлении врио Руководителя Росжелдора Алан Лушников отметил, что Федеральное агентство железнодорожного транспорта с 2006 года выполняет функции главного распорядителя средств федерального бюджета по разделу «Метростроение». Алан Лушников подчеркнул, что финансирование отрасли в полном объеме не под силу ни одному субъекту Федерации, необходимо восстановить долю государственной поддержки до 50%. По его словам, сохранение действующего уровня государственной поддержки будет приводить к росту незавершенного строительства. Также необходимо разработать и принять нормативную базу, определяющую перечень государственных функций в сфере метростроения и порядок их осуществления.

Пресс-служба Минтранса России

Все новости