Изображения

Обычная версия

Состоялось совместное выездное заседание Коллегии Минтранса России, Правительства Москвы и Правительства Московской области по вопросу «Развитие московского транспортного узла»

29 сентября 2008, 20:00

О программе развития транспортного комплекса Московского региона (2010 – 2015 годы)

Для решения системных проблем, накопившихся в Московском транспортном узле, Министерством транспорта Российской Федерации совместно с Правительствами Москвы и Московской области разработана «Программа развития транспортного комплекса Московского региона (2010 – 2015 годы)», которая предусматривает комплексные меры по обеспечению взаимоувязанного развития всех видов транспорта, дорожной сети и терминально-складской инфраструктуры.

Цель разработки Программы заключается в формировании согласованной политики Правительств Российской Федерации, города Москвы и Московской области по развитию транспортного комплекса столичного региона, обеспечивающей решение задачи устойчивого экономического роста, развития Москвы как мирового финансового центра,  повышения качества жизни населения и улучшения состояния окружающей среды.

К числу приоритетных задач развития Московского транспортного узла относятся следующие:

1. Формирование комплексной системы управления спросом на передвижения, основная задача которой – сохранить удельный вес числа передвижений, совершаемых на легковых автомобилях, на уровне  существующих 20% при росте общего числа поездок в городе Москве с 10 млрд. до 12,5 млрд. с одновременным повышением пропускной способности транспортной сети.

Решение этой задачи предусматривается за счет ускоренного развития метрополитена и железнодорожного транспорта, строительства пяти автовокзалов и транспортно-пересадочных узлов.

2. Существенное увеличение объема пассажирских перевозок за счет развития Московского железнодорожного узла, организации новых линий движения, обеспечивающих связи не только между Москвой и Московской областью, но и между районами столицы. На перспективу ставится задача превращения железнодорожного сообщения из пригородного в пригородно-городское, что позволит в два раза увеличить объемы перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте - с 800 млн. чел. до 1600 млн. чел. в год.

3. Взаимоувязанное развитие скоростного пассажирского транспорта и дорожной сети, регулирование движения грузового транспорта и парковок, внедрение Интеллектуальной транспортной системы, совершенствование нормативно-правового обеспечения, которые в совокупности решают задачи транспортного обеспечения Московского региона.

На федеральном уровне предусматриваются следующие меры по развитию транспортного комплекса:

Развитие автомобильных дорог федерального значения, имеющих наибольшую интенсивность движения транспортных потоков. Сегодня по федеральным автодорогам Московской области, протяженность которых составляет 14% от общей протяженности дорожной сети региона, осуществляется 65% грузовых автоперевозок.

В Программе предусматриваются большие объемы реконструкции автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров, а также строительство новых скоростных автодорог.

В Московском регионе начнет формироваться система платных автомагистралей, для создания которой предусматривается:

  • строительство скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург;

  • реконструкция автодороги М-4 «Дон»;

  • строительство нового выхода на Московскую кольцевую автодорогу с федеральной дороги М-1 "Беларусь";

  • строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги, которая станет инфраструктурной основой логистической системы Московского транспортного узла.

Всего в Программе предусмотрено строительство 685 км платных автомагистралей и скоростных дорог и реконструкция 861 км существующих федеральных дорог, сооружение 29 путепроводов на пересечениях железных и автомобильных дорог.

В результате реализации перечисленных мероприятий доля федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, возрастет с 27% до 65%. Доля федеральных автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, уменьшится с 47% до 29%. Количество дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий снизится с 1,9 до 1,3 ед. на 1000 автомобилей (на 46%).

Приоритетные направления развития Московского железнодорожного узла предусматривают:

  • усиление головных участков основных направлений магистральных железных дорог;

  • развитие пригородных и межрегиональных перевозок поездами повышенной комфортности на всех радиальных направлениях в сообщении с районными центрами Московской области и соседними субъектами Российской Федерации;

  • вынос части грузовых дворов в Московскую область и перепрофилирование оставшихся для обеспечения завоза грузов в г. Москву;

  • развитие дальних железнодорожных обходов Москвы для вывода транзитного грузового движения;

  • развитие контейнерных технологий перевозки грузов, создание сети контейнерных терминалов и транспортно-распределительных центров, обеспечивающих снабжение Московского региона грузами и формирование сетевых грузопотоков.

Всего в Программе определена необходимость строительства 365 км дополнительных путей на радиальных направлениях железных дорог, 93 км на Большом магистральном обходе и 88 км на Малом кольце, предусмотрена реконструкция 11 пассажирских и технических станций.

В результате реализации перечисленных мероприятий:

  • объемы перевозок пассажиров в пригородно-городском сообщении увеличатся в два раза - с 800 млн. чел. до 1600 млн. чел. в год;

  • размеры пригородного движения в целом по Московскому транспортному узлу увеличатся на 35-40% по сравнению с существующим положением;

  • объем отправления пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем сообщении увеличится с 30,9 млн. чел. до 48 млн. чел. в год.

В Программе предусматривается развитие внутреннего водного транспорта, повышение его роли в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок за счет модернизации существующей инфраструктуры внутренних водных путей с целью ее доведения до нормативного состояния. К числу приоритетных мероприятий относится реконструкция и модернизация 18 гидроузлов ФГУП «Канал им. Москвы», а также строительство портово-логистического комплекса в г. Дмитрове, который позволит перенести часть грузоперевозок с автомобильных и железных дорог на внутренние водные пути.

За последние годы наблюдается устойчивая динамика роста объемов пассажирских авиаперевозок через Московский транспортный узел. В 2007 г. суммарный объем перевозок пассажиров через три аэропорта (Домодедово, Шереметьево и Внуково) достиг 39,5 млн. чел. На перспективу прогнозируется существенный рост объемов пассажирских и грузовых авиаперевозок, поэтому реконструкция аэропортов относится к приоритетным задачам развития Московского транспортного узла. Для улучшения качества перевозок пассажиров и уменьшения нагрузки на улично-дорожную сеть Программой предусматривается организация железнодорожного сообщения между аэропортами Московского авиаузла и железнодорожными вокзалами Москвы.

К приоритетным задачам развития транспортного комплекса Московского региона, отвечающим интересам г. Москвы, относятся следующие:

1. Взаимоувязанное развитие всех видов пассажирского транспорта с сохранением приоритета в развитии скоростных внеуличных видов транспорта.

2. Снижение транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть, уменьшение числа транспортных узлов, работающих в режиме перегрузки.

3. Совершенствование организации и повышение безопасности дорожного движения.

В настоящее время 2,5 млн. жителей Москвы (24% от общей численности населения города) проживают в крупных жилых массивах, не имеющих метрополитена. Отставание в сооружении линий метрополитена составляет более 100 км.

С целью улучшения транспортного обслуживания населения г. Москвы и сокращения перегрузки действующих линий метрополитена в Программе предусматривается строительство 79 км  новых линий, 43 станций и 7 депо метрополитена к 2015 году. В результате реализации мероприятий программы общая протяженность сети метрополитена в Москве возрастет с 292 км в 2007 году до 371 км в 2015 году. Это позволит в 1,5 раза уменьшить численность населения г. Москвы, не обслуженного метрополитеном. За счет строительства третьего контура метрополитена появится возможность подключения новых направлений, принимаемых из Московской области.

Приоритетным проектом для г. Москвы является организация пассажирских перевозок по Малому кольцу Московской железной дороги, где по прогнозу объем перевозок на перспективу составит около 270 млн. чел. в год. На Малом кольце предусматривается строительство III главного пути и организация 7 пересадочных пунктов на радиальные железнодорожные линии и 11 пересадочных пунктов на линии метрополитена.

К приоритетным задачам развития улично-дорожной сети г. Москвы относятся:

  • обеспечение ввода в город новой трассы автодороги Москва – Санкт-Петербург за счет строительства Бусиновской транспортной развязки и участка Фестивальной улицы и транспортной развязки на ней с продолжением до 4-ого транспортного кольца;

  • поэтапное формирование 4-го транспортного кольца, которое в перспективе обеспечит связь между новыми радиальными вводами федеральных автомобильных дорог – Москва – Санкт-Петербург и Москва – Ногинск;

  • обеспечение ввода в город обхода г. Одинцово за счет строительства транспортной развязки на Молодогвардейской ул. и Северного дублера Кутузовского проспекта;

  • строительство южного дублера Кутузовского проспекта до Минской ул. и от Аминьевского шоссе до пересечения с южным дублером Кутузовского проспекта.

В результате реализации Программы к 2015 году планируется построить и реконструировать 95 км улично-дорожной сети и 39 транспортных сооружений.

В настоящее время в Москве имеется только один автовокзал, который расположен в центре жилого района у станции метро «Щелковская», при этом около 75% межрегиональных автобусных перевозок не имеют инфраструктуры для обслуживания пассажиров. В связи с этим в Программе предусматривается строительство 5 новых автовокзалов, размещение которых предусмотрено по направлениям «вылетных» автомагистралей в непосредственной близости от станций метрополитена и железной дороги.

Меры по развитию общественного транспорта и улично-дорожной сети позволят:

  • улучшить транспортное обслуживание населения Москвы;

  • повысить среднюю скорость передвижения по городу на 15%;

  • снизить долю протяженности магистральной улично-дорожной сети, работающей в режиме перегрузки, с 80% до 60%;

  • увеличить долю численности населения, затрачивающего на трудовые передвижения нормативные 50-55 минут, с 35% до 50%;

  • снизить число «заторовых» перекрестков на 20%.

К приоритетным задачам развития транспортного комплекса Московского региона, отвечающим интересам Московской области, относятся следующие:

  1. Повышение качества и доступности услуг транспортного комплекса для населения.

  2. Ликвидация «узких мест» в развитии транспортной инфраструктуры, приведение ее в нормативное состояние.

  3. Обеспечение возрастающего спроса на терминально-складские услуги.

  4. Совершенствование организации и повышение безопасности дорожного движения.

По прогнозу пассажиропотоки между Москвой и Московской областью возрастут с 315 тыс. чел. в утренний час «пик» в направлении Москвы до 440 тыс. чел. В настоящее время около 22% от общего числа передвижений совершается на легковых автомобилях, 62% - на железной дороге, 16% - на наземном пассажирском транспорте. Задача на перспективу – при общем росте пассажиропотоков обеспечить управление спросом и не допустить увеличения доли перевозок на легковом автотранспорте.

В Программе предусмотрены меры по приоритетному развитию железных дорог и повышению качества пригородно-городских перевозок в Московской области за счет увеличения интенсивности движения поездов, организации экспрессов на всех радиальных направлениях, применения более совершенного подвижного состава.

Организация перевозок скорыми электропоездами предусматривается на всех радиальных направлениях в сообщении с наиболее крупными районными центрами - Крюково, Лобня, Пушкино, Сергиев Посад, Подольск, Переделкино, Одинцово, Нахабино и другими.

Задачи по развитию дорожной сети регионального значения предусматривают:

  • преобразование радиально-кольцевой структуры опорной автодорожной сети Московского региона в сетевую структуру с развитием хордовых автодорог, которые обеспечивают разгрузку Московской кольцевой автомобильной дороги и головных участков федеральных автомобильных дорог;

  • строительство и реконструкцию перегруженных участков дорожной сети, а также автодорог, обеспечивающих подъезды к аэропортам, объектам массового жилищного строительства и рекреационного назначения.

Всего Программой предусматривается строительство и реконструкция 1172 км региональных автомобильных дорог.

В Программе также предусмотрены:

1) мероприятия по оптимизации движения грузового автомобильного транспорта, которые включают создание в городе зон локализации грузогенерирующих объектов, расположенных в районе МКАД, стимулирование вывода грузогенерирующих и грузовых автопредприятий в эти зоны, разработку системы маршрутов проезда грузового автотранспорта, вынос постов таможенного оформления за пределы Москвы, внедрение системы ночной доставки грузов;

2) мероприятия по повышению безопасности движения, которые включают разработку схем совершенствования организации движения транспортных и пешеходных потоков, строительство путепроводов, внеуличных пешеходных переходов, разделительных полос на городских магистралях, ликвидацию очагов аварийности;

3) мероприятия по регулированию системы парковок, строительству внеуличных и перехватывающих паркингов;

4) мероприятия по внедрению Интеллектуальной транспортной системы в Московском регионе, включающей:

  • автоматизированную систему управления наземным пассажирским транспортом;

  • интегрированную систему электронных платежей на всех видах транспорта;

  • автоматизированную систему управления дорожным движением;

  • систему управления парковочным пространством.

В Программу развития транспортного комплекса Московского региона также включен комплекс организационных и нормативно-правовых мероприятий.

Общий объем необходимых расходов на реализацию мероприятий по развитию транспортного комплекса Московского региона на период 2010-2015 годы составляет 4900,8 млрд. руб. в ценах соответствующих лет, в том числе за счет:

  • средств федерального бюджета – 2324,4 млрд. рублей;

  • средств бюджетов субъектов РФ – 1212,2 млрд. рублей, в том числе:

    • бюджета г. Москвы – 1070,7 млрд. рублей,

    • бюджета Московской области – 141,5 млрд. рублей.

  • внебюджетных инвестиций – 1364,2 млрд. рублей.

Оценка экономических последствий от реализации «Программы развития транспортного комплекса Московского региона (2010-2015 годы)» показала, суммарный эффект от реализации программных мероприятий оценивается величиной 7,2 трлн. руб. Реализация мероприятий Программы окажет существенное положительное влияние на темпы роста экономики Московского региона.

Пресс-служба Минтранса России

Все новости